Приемы работы над целеполаганием на уроках технологии
статья (технология) по теме

                                                                                                           Единственный путь,  ведущий к знаниям - это деятельность.

Б. Шоу

Программа трудового обучения ориентирована на  обеспечение  развития творческих способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, подготовка  его к самостоятельной творческой познавательной деятельности. Важнейшим средством развития творческого технического мышления школьников  является  самостоятельное решение им системы постепенно усложняющихся проблемных задач, решаемых на уроке. Для выполнения любого изделия (поделки), ученик должен научиться выстраивать  цепочку действий, благодаря которым он сможет достигнуть необходимого результата и таким образом, решить поставленную задачу, а значит достигнуть цели.

Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики быстро теряют интерес, утомляются  от  того, что не понимают, что  будет происходить на уроке,  у них снижается работоспособность, ухудшаются настроение. И совсем другое чувство возникает у школьника, когда он представляет себе цель того, в чем ему предстоит участвовать. Результат зависит от того, на сколько учитель сможет заинтересовать учащихся работой на уроке, заинтриговать результатом «готового продукта» их деятельности, тем, чему они смогут научиться на уроке, что предстоит работа сложная, но интересная, какая техника изготовления сегодня будет использоваться на уроке и что для этого нужно.

Поэтому образовательный процесс  можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

·        Готовность учащихся к активной учебной деятельности (Н: интерес к предмету, ситуация яркого пятна на каждом уроке).

·        Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися (Н: домысливание).

·        Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия (Н: создание проблемной ситуации на уроке).

·        Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия (Н: использование полученных ранее знаний и умений).

·        Формулирование целей в действиях учащихся (Н: последовательность работы).

·        Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала (Н: чему научились на уроке).

·        Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии (Н: проектирование).

Используемые  педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

·        Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы (Н: научиться  технологии изготовления поделки из конкретного материала).

·        Сообщение цели в виде проблемного задания (Н: составить алгоритм действий).

·        Указание целей учебного занятия на доске (Н:  способы обработки используемых материалов).

·        “Ассоциативный ряд” (Н: соотношение частей поделки с  фигурами или предметами).

·        Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений и  процессов (Н: свойства используемых  материалов).

·        Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия (образец  изделия на различных этапах изготовления).

·        “Постановка привлекательной цели” (перечень необходимых материалов на следующий урок).

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

·        Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.

·        Использование многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.

·        Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.

·        Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.

·        Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.

·        Осуществление учащимися контроля своих достижений.

На каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? Чему мы научимся, выполняя данную работу?

- С чего надо начать? А что будем делать потом?

- Почему эти материалы лучше подходят? Какими свойствами они обладают?

- С какой целью выполняем это задание? Что вы будете делать с готовой поделкой? Кому подарите?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную, т.к. используя одну технику, всегда предлагаю использовать свое воображение, придумать свой вариант и результат может быть  отличным от образца):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться? Что применить?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока  обязательна рефлексия (при проверке готовых работ оценивание результатов самими учащимися):

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Почему не получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Возникает сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата.

А значит у учащихся постепенно повышается  доля самостоятельности в постановке целей; происходит изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению практической и личностной значимости изучаемой темы;  расширяются  границы планируемого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление в рамках семинара

«Университет педагогических знаний»

по  теме:

Приемы работы над целеполаганием

на уроках технологии

Подготовила:

учитель технологии Петряева Л.А.

Сургут

2012г

                                                                   

                                                                                         Единственный путь,  ведущий к знаниям,                                           - это деятельность.

Б. Шоу

Программа трудового обучения ориентирована на  обеспечение  развития творческих способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, подготовка  его к самостоятельной творческой познавательной деятельности. Важнейшим средством развития творческого технического мышления школьников  является  самостоятельное решение им системы постепенно усложняющихся проблемных задач, решаемых на уроке. Для выполнения любого изделия (поделки), ученик должен научиться выстраивать  цепочку действий, благодаря которым он сможет достигнуть необходимого результата и таким образом, решить поставленную задачу, а значит достигнуть цели.

Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики быстро теряют интерес, утомляются  от  того, что не понимают, что  будет происходить на уроке,  у них снижается работоспособность, ухудшаются настроение. И совсем другое чувство возникает у школьника, когда он представляет себе цель того, в чем ему предстоит участвовать. Результат зависит от того, на сколько учитель сможет заинтересовать учащихся работой на уроке, заинтриговать результатом «готового продукта» их деятельности, тем, чему они смогут научиться на уроке, что предстоит работа сложная, но интересная, какая техника изготовления сегодня будет использоваться на уроке и что для этого нужно.

Поэтому образовательный процесс  можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

  1. Готовность учащихся к активной учебной деятельности (Н: интерес к предмету, ситуация яркого пятна на каждом уроке).
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися (Н: домысливание).
  3. Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия (Н: создание проблемной ситуации на уроке).
  4. Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия (Н: использование полученных ранее знаний и умений).
  5. Формулирование целей в действиях учащихся (Н: последовательность работы).
  6. Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала (Н: чему научились на уроке).
  7. Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии (Н: проектирование).

Используемые  педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

  1. Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы (Н: научиться  технологии изготовления поделки из конкретного материала).
  2. Сообщение цели в виде проблемного задания (Н: составить алгоритм действий).
  3. Указание целей учебного занятия на доске (Н:  способы обработки используемых материалов).
  4. “Ассоциативный ряд” (Н: соотношение частей поделки с  фигурами или предметами).
  5. Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений и  процессов (Н: свойства используемых  материалов).
  6. Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия (образец  изделия на различных этапах изготовления).
  7. “Постановка привлекательной цели” (перечень необходимых материалов на следующий урок).

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  1. Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  2. Использование многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  3. Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  4. Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  5. Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  6. Осуществление учащимися контроля своих достижений.

На каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? Чему мы научимся, выполняя данную работу?

- С чего надо начать? А что будем делать потом?

- Почему эти материалы лучше подходят? Какими свойствами они обладают?

- С какой целью выполняем это задание? Что вы будете делать с готовой поделкой? Кому подарите?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную, т.к. используя одну технику, всегда предлагаю использовать свое воображение, придумать свой вариант и результат может быть  отличным от образца):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться? Что применить?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока  обязательна рефлексия (при проверке готовых работ оценивание результатов самими учащимися):

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Почему не получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Возникает сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата.

А значит у учащихся постепенно повышается  доля самостоятельности в постановке целей; происходит изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению практической и личностной значимости изучаемой темы;  расширяются  границы планируемого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урока по технологии 6 классе по теме: Ознакомление с приемами работы электромонтажными инструментами

План – конспект урока по технологии   6 классе по теме: Ознакомление с приемами работы  электромонтажными инструментами...

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Проектная и учебно-исследовательская работа школьников на уроках технологии

В статье помещен материал из опыта работы учителя технологии о проектной и учебно-исследовательской работе школьников....

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Итоговая выставка работ учащихся с уроков технологии

Итоговая выставка работ учащихся с уроков технологии проводится  по итогам года...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...