Главные вкладки

    Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы «Сказка о заколдованной королевне»
    методическая разработка по технологии по теме

    Кузнецова Лидия Аркадьевна

    Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы  «Сказка о заколдованной королевне»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы  «Сказка о заколдованной королевне» 

    Цель: формирование   навыков совместной творческой работы

    Задачи:

             1.  научить творчески осмысливать заданное содержание будущей работы;

             2.  научить разрабатывать общую идею воплощения заданной темы;

       3.  научить разрабатывать эскизы по заданной теме;

       4.  научить критически относится к собственной работе;

       5.  научить  по достоинству  оценивать работу товарища;

       6.  научить высказывать критические замечания в доброжелательной форме;

       7. научить  умению совместно воплощать идею в произведение   декоративно-прикладного творчества.

    План 1 занятия (выбор темы)

    1.организационная часть

    2.чтение воспитанникам  вслух нескольких русских народных сказок с целью выбора темы будущей работы

    3.выполнение воспитанниками рисунков-иллюстраций к понравившимся сказкам

    4.подведение итогов – выбор темы будущей совместной работы

    Оборудование:

    Для педагога:

                       Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                       Книги сказок с иллюстрациями.

         Для воспитанников:

                       Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

                                       

    Ход занятия

    Чтение  педагогом вслух сказок «Царство медное, серебряное и золотое», «Диво дивное, чудо чудное», «Заколдованная королевна».

    Показ книг с иллюстрациями к сказкам.

    По окончании чтения  и показа иллюстраций  дается задание на выполнение  иллюстраций к понравившимся сказкам.

    Все полученные рисунки просматриваются совместно воспитанниками и педагогом и анализируются с точки зрения их воплощения в совместной работе и с учетом специфики  выполнения в технике современного ткачества.

    В конце занятия воспитанникам предлагается выбрать тему будущей совместной работы.

    План 2 занятия (выбор формы)

    1.организационная часть

    2.беседа,  посвященная лубку как форме  иллюстративного рассказа в русском народном творчестве с целью выбора стиля изобразительной формы будущей работы

    3.выполнение воспитанниками рисунков-иллюстраций, стилизованных «аля-лубок»

    4.подведение итогов – просмотр полученных рисунков и выбор составных частей будущей совместной работы

    Оборудование:

    Для педагога:

                       Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                       Книги о лубке с иллюстрациями.

         Для воспитанников:

                       Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

    Ход занятия

    В середине 17 века появились в Москве первые печатные картинки, называемые вначале «потешными листами», затем «простонародными картинками», а во второй половине 19 века стали называть их «лубками».

    Рождение лубка связано с развитием книгопечатания: вместо текста в печатном станке закреплялась доска с выгравированным  изображением, с неё делали оттиски, которые раскрашивали вручную. Придумали такой способ тиражирования рисунков в Китае в 8 веке. В Россию лубок пришёл из Европы, где появился в 15 веке.

     Размеры картинок были разные: от 30-40 сантиметров до метра и больше, последние склеивались из нескольких оттисков.

    Лубки можно было встретить и в царских палатах, и в монастырях, и в избе крестьянина. Лубки заменяли простому человеку недоступные книги, которые тогда были очень дороги. Череда последовательных картинок,  как в клеймах житийных икон, с обширными надписями пересказывала былины, повести, сказки, песни, пословицы. Лубки заменяли и учебники: азбуку, арифметику и даже астрономию. Были лубки как газеты, сообщавшие о важнейших государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах. Были лубки – лечебники. Были   лубки-толкователи священного писания. Лубки, изображавшие крупнейшие монастыри и города.

     Цветные и яркие служили они  украшением жилища и крестьянина, и боярина. В лубке использовались малиновая, красная, желтая, зеленая, (позднее, в 19 веке, голубая) краски для рисунка и черная для печати.

    Русский лубок заимствовал у других искусств, и в первую очередь, у русской иконописи и книжной миниатюры, очень многое и стал как бы сплавом всего лучшего, что выработало русское изобразительное искусство за предыдущие века. Если посмотреть на эти картинки внимательно, то легко заметить, что они очень декоративны.

    Лубок -  это, прежде всего, яркий, веселый и многоцветный иллюстрированный рассказ. Рассказ в картинках. Мы тоже будем рассказывать выбранную нами сказку, используя иллюстрации. Давайте попробуем сделать наше декоративно-прикладное произведение в  технике современного художественного текстиля стилизованным под лубок.

    Итак, нам нужно разделить сказку на клеммы (или эпизоды). Проиллюстрировать их в стиле лубка. Для этого нужно познакомиться с иллюстрациями, немножко подумать, выявить для себя основные черты лубочного стиля и начать делать эскизы.

    Затем воспитанниками выполняются  эскизы.

    Подведение итогов занятия:

    В конце занятия совместными усилиями воспитанников при направляющей роли педагога определяются  отдельно иллюстрируемые эпизоды в соответствии с выполненными  и отобранными воспитанниками эскизами.

    План 3 занятия (проработка формы и содержания)

    1.организационная часть

    2.работа по объединению отдельно иллюстрируемых эпизодов в единую композицию, работа над колористическим решением работы, выбор техники исполнения каждой из частей совместной работы

    3.выполнение воспитанниками эскизов

    4.подведение итогов – просмотр полученных эскизов и распределение между воспитанниками частей будущей совместной работы.

    Оборудование:

    Для педагога:

                       Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                       Книги о лубке с иллюстрациями.

                       Иллюстрации работ, выполненных в технике «современной таписерии»

         Для воспитанников:

                       Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

    Ход занятия

    Просматривая рисунки-иллюстрации, воспитанники  формируют под руководством педагога образ работы, используя в качестве плана расположения иллюстраций одну из предложенных педагогом схем.

    Колористическое решение работы определяется воспитанниками под руководством педагога исходя из традиционных лубочных цветовых тонов: малиновый, красный, зеленый, желтый, голубой. Надписи – черным цветом.

    Далее  под руководством педагога, после просмотра иллюстраций произведений, выполненных в современной технике ткачества, выбирается техника исполнения работы и материалы. В качестве метода ткачества выбирается свободная система переплетения с открытыми нитями основы в сочетании с классической техникой ткачества. В качестве материалов рекомендуется использовать материалы традиционные для русского ткачества  - узкие полоски ткани. Рекомендуется использовать также батиковую технику для воспроизведения надписей, что не противоречит современным художественным тенденциям, т.к. очень многие декоративные работы выполняются в смешанной технике.

    Подведение итогов занятия:

    В конце занятия совместными усилиями воспитанников при направляющей роли педагога определяется  общий вид работы, каждому предоставляется возможность высказать  свое  отношение к полученному результату, и распределяются между воспитанниками, в соответствии с их пожеланиями, части работы для детальной проработки эскизов и их последующего воплощения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

    Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

    Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

    Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

    Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

    Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

    Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"

    В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....

    Методика проведения занятий по узелковому крашению ткани (повторяющиеся узоры)

    Работа содержит описание способов узелкового крашения повторяющихся узоров , методику преподавания данного вида росписи ткани и результаты, полученные воспитанниками в процессе обучения....

    Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

    Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы» (панно аппликация из ткани)

    В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани. По кол...