Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы «Сказка о заколдованной королевне»
методическая разработка по технологии по теме

Кузнецова Лидия Аркадьевна

Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы  «Сказка о заколдованной королевне»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения занятий по выполнению коллективной творческой работы  «Сказка о заколдованной королевне» 

Цель: формирование   навыков совместной творческой работы

Задачи:

         1.  научить творчески осмысливать заданное содержание будущей работы;

         2.  научить разрабатывать общую идею воплощения заданной темы;

   3.  научить разрабатывать эскизы по заданной теме;

   4.  научить критически относится к собственной работе;

   5.  научить  по достоинству  оценивать работу товарища;

   6.  научить высказывать критические замечания в доброжелательной форме;

   7. научить  умению совместно воплощать идею в произведение   декоративно-прикладного творчества.

План 1 занятия (выбор темы)

1.организационная часть

2.чтение воспитанникам  вслух нескольких русских народных сказок с целью выбора темы будущей работы

3.выполнение воспитанниками рисунков-иллюстраций к понравившимся сказкам

4.подведение итогов – выбор темы будущей совместной работы

Оборудование:

Для педагога:

                   Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                   Книги сказок с иллюстрациями.

     Для воспитанников:

                   Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

                                   

Ход занятия

Чтение  педагогом вслух сказок «Царство медное, серебряное и золотое», «Диво дивное, чудо чудное», «Заколдованная королевна».

Показ книг с иллюстрациями к сказкам.

По окончании чтения  и показа иллюстраций  дается задание на выполнение  иллюстраций к понравившимся сказкам.

Все полученные рисунки просматриваются совместно воспитанниками и педагогом и анализируются с точки зрения их воплощения в совместной работе и с учетом специфики  выполнения в технике современного ткачества.

В конце занятия воспитанникам предлагается выбрать тему будущей совместной работы.

План 2 занятия (выбор формы)

1.организационная часть

2.беседа,  посвященная лубку как форме  иллюстративного рассказа в русском народном творчестве с целью выбора стиля изобразительной формы будущей работы

3.выполнение воспитанниками рисунков-иллюстраций, стилизованных «аля-лубок»

4.подведение итогов – просмотр полученных рисунков и выбор составных частей будущей совместной работы

Оборудование:

Для педагога:

                   Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                   Книги о лубке с иллюстрациями.

     Для воспитанников:

                   Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

Ход занятия

В середине 17 века появились в Москве первые печатные картинки, называемые вначале «потешными листами», затем «простонародными картинками», а во второй половине 19 века стали называть их «лубками».

Рождение лубка связано с развитием книгопечатания: вместо текста в печатном станке закреплялась доска с выгравированным  изображением, с неё делали оттиски, которые раскрашивали вручную. Придумали такой способ тиражирования рисунков в Китае в 8 веке. В Россию лубок пришёл из Европы, где появился в 15 веке.

 Размеры картинок были разные: от 30-40 сантиметров до метра и больше, последние склеивались из нескольких оттисков.

Лубки можно было встретить и в царских палатах, и в монастырях, и в избе крестьянина. Лубки заменяли простому человеку недоступные книги, которые тогда были очень дороги. Череда последовательных картинок,  как в клеймах житийных икон, с обширными надписями пересказывала былины, повести, сказки, песни, пословицы. Лубки заменяли и учебники: азбуку, арифметику и даже астрономию. Были лубки как газеты, сообщавшие о важнейших государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах. Были лубки – лечебники. Были   лубки-толкователи священного писания. Лубки, изображавшие крупнейшие монастыри и города.

 Цветные и яркие служили они  украшением жилища и крестьянина, и боярина. В лубке использовались малиновая, красная, желтая, зеленая, (позднее, в 19 веке, голубая) краски для рисунка и черная для печати.

Русский лубок заимствовал у других искусств, и в первую очередь, у русской иконописи и книжной миниатюры, очень многое и стал как бы сплавом всего лучшего, что выработало русское изобразительное искусство за предыдущие века. Если посмотреть на эти картинки внимательно, то легко заметить, что они очень декоративны.

Лубок -  это, прежде всего, яркий, веселый и многоцветный иллюстрированный рассказ. Рассказ в картинках. Мы тоже будем рассказывать выбранную нами сказку, используя иллюстрации. Давайте попробуем сделать наше декоративно-прикладное произведение в  технике современного художественного текстиля стилизованным под лубок.

Итак, нам нужно разделить сказку на клеммы (или эпизоды). Проиллюстрировать их в стиле лубка. Для этого нужно познакомиться с иллюстрациями, немножко подумать, выявить для себя основные черты лубочного стиля и начать делать эскизы.

Затем воспитанниками выполняются  эскизы.

Подведение итогов занятия:

В конце занятия совместными усилиями воспитанников при направляющей роли педагога определяются  отдельно иллюстрируемые эпизоды в соответствии с выполненными  и отобранными воспитанниками эскизами.

План 3 занятия (проработка формы и содержания)

1.организационная часть

2.работа по объединению отдельно иллюстрируемых эпизодов в единую композицию, работа над колористическим решением работы, выбор техники исполнения каждой из частей совместной работы

3.выполнение воспитанниками эскизов

4.подведение итогов – просмотр полученных эскизов и распределение между воспитанниками частей будущей совместной работы.

Оборудование:

Для педагога:

                   Книга русских народных сказок под редакцией А.Н.Афанасьева,

                   Книги о лубке с иллюстрациями.

                   Иллюстрации работ, выполненных в технике «современной таписерии»

     Для воспитанников:

                   Бумага для рисования, карандаши, ластики, краски

Ход занятия

Просматривая рисунки-иллюстрации, воспитанники  формируют под руководством педагога образ работы, используя в качестве плана расположения иллюстраций одну из предложенных педагогом схем.

Колористическое решение работы определяется воспитанниками под руководством педагога исходя из традиционных лубочных цветовых тонов: малиновый, красный, зеленый, желтый, голубой. Надписи – черным цветом.

Далее  под руководством педагога, после просмотра иллюстраций произведений, выполненных в современной технике ткачества, выбирается техника исполнения работы и материалы. В качестве метода ткачества выбирается свободная система переплетения с открытыми нитями основы в сочетании с классической техникой ткачества. В качестве материалов рекомендуется использовать материалы традиционные для русского ткачества  - узкие полоски ткани. Рекомендуется использовать также батиковую технику для воспроизведения надписей, что не противоречит современным художественным тенденциям, т.к. очень многие декоративные работы выполняются в смешанной технике.

Подведение итогов занятия:

В конце занятия совместными усилиями воспитанников при направляющей роли педагога определяется  общий вид работы, каждому предоставляется возможность высказать  свое  отношение к полученному результату, и распределяются между воспитанниками, в соответствии с их пожеланиями, части работы для детальной проработки эскизов и их последующего воплощения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий по формированию алгоритмического стиля мышления учащихся

Формирование алгоритмического мышления школьников - одна из главных целей обучения в современном курсе информатики…...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием

Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компью...

Организация и методика проведения занятия вязания крючком.Тема занятия «Картина «Храм»»

Цель занятия:- формирование умения приклеивать цепочку из воздушных петель на готовый рисунок.Задачи:- научить работать над картиной последовательно;- развивать художественное творчество у воспитанник...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование психологического климата в классе в процессе выполнения коллективной творческой работы» (панно аппликация из ткани)

В данном проекте исследован психологический климат в классном коллективе, детей с ограниченными возможностями здоровья, на примере коллективной деятельности по изготовлению аппликации из ткани. По кол...

Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников

Рассматривая процесс   изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста,   очевидно, что   проявление творчества – процесс сложный, требующий активного нап...

Общие требования к методике проведения занятий. Создание представлений об упражнениях и их выполнении.

Данный методический материал, составлен с целью пополнения  методической копилки для тренера - преподавателя по боксу. В котором подробно описывается учебно-тренировочные занятия, их формы, напра...