Урок по теме: Опиливание металлов.
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Мильяненко Иван Яковлевич

Цель: Познакомить учащихся со слесарной операцией опиливание.

Задачи:

Образовательные

  • Ознакомление учащихся с операцией опиливание.
  • Обучение  приемам работы с напильниками.
  • Формирование навыков  по технике безопасности при работе с напильником.

Развивающие

  • Развитие глазомера.
  • Формирование координации движения при приемах работы с напильником.
  • Развитие самостоятельности и творческих способностей.

Воспитательные

  • Воспитание трудолюбия,  ответственности, бережного отношения  к инструментам и оборудованию.

 

Методы проведения занятия: беседа; проблемная ситуация; демонстрация; работа с пособием; инструктаж; практическая работа.

Объект работы: заготовка для изделия “Петля”.

Оснащение занятия: компьютер, проектор, плакаты “Опиливание”, карточки для рабочей тетради, карточки с кроссвордом, технологическая карта на изготовление изделия, слесарные тиски, инструменты, образец изготовляемой детали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka.docx24.1 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

              План-конспект открытого урока по технологии

                                                                                                                           

Тема "Опиливание металла. Виды и назначение напильников".

Цель: Познакомить учащихся со слесарной операцией опиливание.

Задачи:

Образовательные 

  1. Ознакомление учащихся с операцией опиливание.
  2. Обучение  приемам работы с напильниками.
  3. Формирование навыков  по технике безопасности при работе с напильником.

Развивающие 

  1. Развитие глазомера.
  2. Формирование координации движения при приемах работы с напильником.
  3. Развитие самостоятельности и творческих способностей.

Воспитательные 

  1. Воспитание трудолюбия,  ответственности, бережного отношения  к инструментам и оборудованию.

Методы проведения занятия: беседа; проблемная ситуация; демонстрация; работа с пособием; инструктаж; практическая работа.

Объект работы: заготовка для изделия “Петля”.

Оснащение занятия: компьютер, проектор, плакаты “Опиливание”, карточки для рабочей тетради, карточки с кроссвордом, технологическая карта на изготовление изделия, слесарные тиски, инструменты, образец изготовляемой детали.

Ход урока

1. Организационная часть: контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию (дневник, рабочая тетрадь, карандаш, ластик, линейка).

2. Вводная часть: 

“Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” - замочник (демонстрация рисунка)

Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката, пилением металла ножовкой,резкой ножницами и рубкой металла на плите и в тисках”.

3. Актуализация и проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала: “Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке»

  Вопросы для повторения:

- Что такое металлы, дайте определение и назовите отличительные признаки металлов от неметаллов.

- Назовите на какие две группы делятся все металлы и сплавы.

-Какие механические свойства металлов вы знаете, которые мы должны учитывать при их обработке.

-Назовите инструменты для разметки и ручной обработки металлов.

-Расскажите правила техники безопасности при ручной обработке металлов.

На прошлых уроках мы научились пилить, резать, сверлить, рубить металл . Как вы помните, после всех этих операций, на заготовках образовывалось очень много дефектов- это вмятины, заусенцы, шероховатость, неровные острые края. Как вы думаете какую операцию с заготовкой мы должны  произвести после всех этих видов обработки материала? В 5 классе вы уже работали с этим инструментом, когда обрабатывали древесину. Выслушиваем ответы учащихся.

Таким образом, мы подошли с вами к операции “опиливание”. Её изучением мы и займёмся на этом уроке.

Слайд №1  Запишите тему сегодняшнего урока.

Слайд №2  Цели и задачи нашего урока.

   

Прежде всего, мы должны знать, что такое опиливание.  

Слайд №3

 А опиливание - это операция по снятию слоя материала с заготовки (запись определения в тетрадь, с контролем по компьютеру).

 Различают начальное (черновое, драчёвое) и окончательное (отделочное, чистовое) опиливание .(Слайд №4) Основным инструментом для опиливания является напильник, у которого различают следующие элементы (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь,  рядом подписывают элементы с контролем по компьютеру).

 Слайд №5   

  По профилю рабочей части напильники разделяются на (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь, рядом подписывают названия напильников с контролем по компьютеру и рассматривают напильники у себя на рабочем месте).

Слайды №6 и №7

1. Плоские напильники применяются для опиливания наружных или внутренних плоских поверхностей. У напильника только одно ребро имеет насечку, это позволяет опиливать одну плоскость и не портить другую, сопряженную с ней под углом 90°.

2. Квадратные напильники используют для распиливания квадратных, прямоугольных и многоугольных отверстий, а также для опиливания узких плоских поверхностей.

3. Трехгранные напильники служат для опиливания острых углов как с внешней стороны детали, так и в пазах, отверстиях и канавках.

4. Полукруглые напильники применяются для выпиливания закруглений в углах, пазах сложного профиля, а также углов менее 60°. Плоской стороной опиливают поверхности, а полукруглой -вогнутые (полукруглые) выемки.

5. Круглые напильники используются для распиливания круглых или овальных отверстий и вогнутых поверхностей.

6. Ромбические напильники применяются для опиливания зубьев шестерён, зубчатых дисков и звёздочек, а также для зачистки заусенцев с зубьев этих деталей после обработки их на станках.

7. Ножовочные напильники служат для опиливания внутренних углов, зубьев шестерён, клиновидных канавок, узких пазов, плоскостей в трёхгранных, квадратных и прямоугольных отверстиях.

По длине рабочей части напильники бывают 8 номеров (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру)

Слайд №8

На рабочей части любого напильника нанесена насечка, которая бывает одинарной, двойной и рашпильной (рисунок вклеить в тетрадь).

Слайды №9,10,11

1. Напильники с одинарной насечкой применяют при опиливании мягких материалов (латуни, цинка, алюминия, бронзы, меди и т.п.). Кроме того, такие напильники используют для заточки пил, а также для обработки дерева. Одинарная насечка наносится под углом 70-80° к оси напильника.

2. Напильники с двойной  насечкой применяют для опиливания стали, чугуна и других твердых материалов. В таких напильниках одна насечка называется нижней, или основной, а другая- верхней, или вспомогательной. Нижняя насечка делается под углом 55°, а верхняя- под углом 70-80° к оси напильника.

3.  Рашпильная насечка выполнена в виде расположенных в шахматном порядке пирамидальных выступов и канавок, образующих сравнительно крупные и редкие зубья. Напильники с такой насечкой применяются для опиливания свинца, цинка, а также кожи, дерева, резины и каучука.

По величине зубьев насечки и их числу на 10 мм длины рабочей части различают драчёвые, личные и бархатные напильники (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру).

Слайд №12,13

Слесарные напильники делятся на 6 классов:

  1. 0;1- драчёвые напильники, у которых на 1 см длины приходится 5-13 зубьев (крупная насечка). Поэтому их применяют при грубой обработке, когда требуется снять большой слой материала. Такие напильники за один ход снимают слой толщиной до 0,1мм и дают точность обработки 0,1-0,15 мм.
  2. 2;3-личные напильники, у которых на 1 см длины приходится 13-25 зубьев (средняя насечка). Личные напильники применяют после того, как основной слой материала уже снят. Для обработки личным напильником обычно оставляется припуск не более 0,3 мм. Личной напильник снимает слой толщиной до 0,08мм, при этом достигается довольно высокая точность обработки-0,05мм.
  3. 4;5- бархатные напильники с числом зубьев на 1см длины 25-80 (самая мелкая насечка). Их применяют только для самой точной отделки, подгонки, доводки деталей и шлифования поверхностей. Эти напильники снимают очень небольшой слой металла и дают высокую точность обработки-0,01-0,05 мм.

Приёмы опиливания

Для выполнения опиливания заготовку закрепляют в тисках (в нагубниках) так, чтобы она выступала над уровнем губок на 8 – 10 мм.

 В зависимости от того, какой вид опиливания будет выполняться – черновое, чистовое или отделочное, выбирается соответствующий напильник: драчёвый, личной или бархатный. Длина напильника должна позволять совершать рабочие движения опиливания.

 Большое значение имеет рабочая поза при опиливании.

Слайды №14,15,16,17,18

  Нужно встать вполоборота к тискам, левую ногу ставят на полшага вперёд и влево (рис.В). Высота тисков должна быть такой, чтобы при наложении напильника правой рукой на губки тисков в локтевом сгибе образовался прямой угол (рис.А).                

Важное значение имеет правильная хватка инструмента (рис.С, D). При опиливании напильник берут правой рукой за ручку, при этом закруглённый конец её должен упираться в ладонь, большой палец располагаться сверху и вдоль ручки, а остальные пальцы охватывают ручку напильника снизу. Ладонь левой руки накладывают почти поперёк напильника на расстоянии 20 – 30 мм от края его носка (рис.С).

Слайд №15

Чтобы напильник срезал стружку, его нужно при движении прижимать к обрабатываемой поверхности обеими руками. При этом усилия нажима на напильник правой и левой рукой должны быть различны. При движении напильника вперёд (рабочий ход) постепенно увеличивают вначале небольшой нажим на ручку правой рукой и одновременно уменьшают сильный вначале нажим левой руки на носок напильника. Движение напильника назад (холостой ход) осуществляют без нажима. Наиболее рациональной скоростью трудовых движений или темпом опиливания считается 40 – 60 двойных (рабочий плюс холостой) ходов в минуту.

При обработке заготовок приходится опиливать узкие и широкие плоские поверхности. Для обработки узких плоскостей применяют поперечное и продольное опиливание. При поперечном опиливании  (стр98, рис.74а) за один ход напильника снимается больший слой металла, чем при продольном (стр98, рис.74б).  Однако положение напильника неустойчиво и трудно получить ровную плоскость. Неустойчивость напильника приводит к тому, что на краях заготовки образуются так называемые «завалы» (закругление края заготовки). Продольное опиливание создаёт лучшую опору для напильника, что практически исключает «завалы», но увеличивает время обработки.

 Опиливание широких поверхностей ведут перекрёстным способом (стр98, рис.74в). При рабочем ходе напильника его зубья срезают небольшие слои металла и оставляют на поверхности заготовки сетку – следы в виде перекрещивающихся рисок. Там, где поверхность не ровная, эта сетка не образуется.

Ну и остается, это круговое опиливание (стр98, рис.74г). Такое опиливание применяют для снятия небольших припусков при окончательной отделки поверхности.

 Качество опиливания плоских поверхностей проверяют на просвет с помощью линейки, прикладывая её вдоль, поперёк и с угла на угол.

Слайд №19,20

 Просвет должен быть одинаковым. Правильность полученного угла проверяют угольником.

Надфили - это небольших размеров напильники, применяемые для опиливания поверхностей малых площадей.

Слайд

При опиливании мелких деталей или в труднодоступных местах применяют надфили. Они применяются при изготовлении инструментов и штампов, используются часовыми мастерами и слесарями, ремонтирующими замки, ключи и т.д. Выпускаются надфили с 20, 32,40, 63, 80 и 112 насечками на 10 мм. По форме поперечного сечения надфили, как и напильники, бывают:  плоские, квадратные, трёхгранные, полукруглые, овальные, ромбические. Надфили имеют на рукоятке номера насечки: №1-20-40; №2-28-56; №3,4 и 5 -40-112 насечек на 10мм длины.

Возможный брак при опиливании

Слайд №21

1. Неровности опиленных поверхностей и «завалы» краёв заготовки возникают тогда, когда не соблюдаются усилия нажима на напильник левой и правой рукой.

 2. Вмятины и повреждения происходят из-за закрепления заготовки без нагубников.

 3. Неточность размеров опиленной поверхности – результат неточности измерений или невнимательности.

 4. Задиры и грубые царапины возникают при работе тупым (нужно заменить) или забитым опилками напильником (нужно почистить). 

5. Практическая работа: Прежде чем мы перейдём к практической работе, давайте сначала изучим  правила ТБ при работе с напильником.

Слайды №22,23

Слайд №24

  “Приступаем к практической работе (во время работы делаются контрольные обходы рабочих мест с целью проверки правильных приёмов работы, обращается внимание учащихся на допущенные ошибки)”.

Практическая работа №21
« Опиливание металлической заготовки напильником».

  1. Выправьте металлические заготовки на правильной плите и надёжно закрепить их в тисках.
  2. Выберите напильник для работы.
  3. Опилите наружные поверхности заготовок напильником.
  4. Проверьте при помощи линейки и слесарного угольника качество полученных поверхностей.

  1. Организационно-заключительная часть: анализ характерных ошибок и их причин, обращение учащихся на изготовленные ими детали, сообщение оценки работы каждого учащегося, обращение к теме урока (“Что нового узнали и чему научились?”), повторение основных моментов операции “опиливание” при помощи кроссворда (проецирование на экран) и контрольных вопросов

Вопросы для контроля усвоения материала:

Сейчас вы получите кроссворд на тему опиливания попробуйте его решить.

1. Какой способ обработки металла называется опиливанием?

2. В каких случаях применяют опиливание металла?

       3. Какие бывают виды насечек для образования зубьев напильников?                                

4. Из какого материала изготовляют напильники?

5. На какие группы делят напильники по их назначению?

6. Что такое надфили и для чего они служат?

7. Каковы общие правила обращения и ухода за напильниками?

8. Какова техника выполнения приемов опиливания?

9. Какие механизированные инструменты применяются при опиливании металла?

10. Какие возможны виды брака при опиливании и в чем их причины?

11. Какие правила техники безопасности надо соблюдать при опиливании металлов?

Слайд №25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ». 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет учащимся закрепить знания об особенностях электронного строения металлов, химических свойствах на примере щелочных металлов; закрепить умение составлять электронный баланс, уравн...

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс...

Урок по теме "Щелочные металлы"

Урок разработан для учащихся 9 класса по программе О.С.Габриелян в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ...

Урок по теме:"Опиливание заготовок из сортового проката"

Урок разработан для учащихся 6 класса...

Открытый урок по теме: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы

Тема урока: Обзор металлов главных подгрупп ПСХЭ: щелочные и щелочноземельные металлы Цель урока: Обобщение и систематизация  знаний обучающихся о щелочных и щелочноземельных металлах как  о...

Занятие На тему: Опиливание металла.( Дата проведения 29.04. 20г)

Тема урока: ОПИЛИВАНИЕ МЕТАЛЛАЦели: обобщить знания о процессе опиливания металла, сформировать умение опиливания заготовок из сортового проката; способствовать воспитанию культуры поведения в работе...