"Исторический костюм-это правдивое зеркало прошлого и неотъемлемое дополнение в современной одежде"
проект по технологии (8 класс) по теме

Елхова Татьяна Васильевна

Данный материал может быть использован для подготовки к уроку или для проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istorich.kostyum.doc998 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кирпичнозаводская СОШ»

Тема: «Исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого и неотъемлемое дополнение в современной одежде»

Выполнили:

Порохнина Крестина 11 кл.

Тихонова Дарья 7 кл.

Кирюткина Варвара 4 кл.

        Руководитель: Елхова Т.В.

Астрахань 2013 г.

Содержание

  1. Титульный лист.
  2. Введение.
  3. Основные сведения о выбранном объекте изучения.
  4. Эскиз модели.
  5. Описание модели.
  6. Подбор тканей, материалов и отделочных элементов.
  7. Чертежи выкроек.
  8. Технологическая последовательность выполнения модели.
  9. Экономическое обоснование.
  10. Список литературы.
  11. Заключение.
  12. Приложения.
  1. Фотографии моделей;
  2. Фотографии рабочих эскизов;
  3. Чертежи;
  4. Фотографии коллекции.

Цель нашей работы.

Изучить исторический русский национальный женский костюм, соотнести его с современными моделями одежды.

Задачи:

Продолжить создание исторического костюма в школе. Используя исследование исторического русского национального женского костюма, технику бумажного манекена и технологию изготовления тряпичной куклы. Создать коллекцию из ситцевых тканей «Ситцевый букет» в фольклорном стиле. Проводить периодические выставки и показ моделей.


Введение

Одежда это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, не существенное добавление: она в гораздо большей степени, чем остальное вещественное окружение людей (дом, квартира, мебель, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и иметь самые незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и знаком символом, выражающим сложные понятия социальной жизни.

Одежда указывала на национальную и составную принадлежность человека, его имущественное положение и возраст, и с течением времени число сообщений, которое можно было донести до окружающих цветом, качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей увеличивалось в геометрической прогрессии. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина брачного возраста, просватана ли она, а может быть замужем, и есть ли у нее дети.

Но расшифровывать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал тому, же сообществу людей, т.к. усваивались они в процессе каждодневного общения.

Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов, которые с течением времени, веков изменялись под влиянием культуры, социальных контактов совершенствования технологии, расширения торговых связей.

Если сравнивать костюм с другими видами искусства, то он широко и почти мгновенно реагировал на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Чаще всего костюм изменяется моментально и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.

В культуре нет незначительных, незначащих явлений: она, как и природа не терпит пустоты.

Все в ней имеет смысловую нагрузку: серьезными идеями пронизаны не только великие произведения искусства, но и предметы быта, вещи. Костюм испытывает на себе воздействие историко-культурных  процессов и по мере возможности участвует в нем.


Основные сведения о выбранном объекте. Исторические сведения.

Мы выбрали для изучения тему «Исторический костюм – зеркало прошлого и неотъемлемое дополнение в современной одежде», а в качестве конкретной модели – русский праздничный костюм девушки, который поразил нас своей красотой, яркостью, сочетанием красного и белого, вышивкой жемчугом.

Если исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии.

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменялись её эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветное решение, головные уборы в Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до 18-19 в.в.. Во второй  половине 19 – начале 20 в. Крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившейся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа.

Условия исторического развития, начиная с 12-13 в.в. определили наиболее характерное разделение форм русского костюма на северный и южный. В 13-15 в.в. северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.) в отличие от южных не были разорены набегами кочевников. Здесь интенсивно развивались художественные ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с 18 в. Север оказались в стороне от развивающихся промышленных целостность народного быта и культуры. Именно поэтому в русском костюме севера национальные черты находят свое глубокое отражение и не испытывают иноземных влияний.

Южный русский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орел, Курск, Калуга и др.) гораздо более разнообразен по формам одежды. Многократные переселения жителей из-за набегов кочевников, а затем в период образования Московского государства, влияние соседних народов (украинцев, белорусов, народов Поволжья)

Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а её цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятие «красный» и «красивы» были в народном представлении однозначны.

Особое внимание останавливаем на нарядном женском костюме. Женский костюм в Северных и Южных областях различались отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в Северном костюме сарафана, в Южном – поневы.

Девичий костюм Московской губернии середины  19 в. состоит из косоклинного  сарафана украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.

Прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех – восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками, застроченными на 3-5 см от края спереди и на 1-20 см сзади. Прямые сарафаны шили из набивной ткани, кумача, сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к  нему так же делали из яркой цветной ткани.

В одежде русского Севера от древнерусского костюма сохраняются душегреи, стеганные на вате, с рукавами. Многослойность костюма, имевшего различную длину современно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавало горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшие фигуру.

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки – оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, разнообразные повязки, венцы.

Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном  или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

С конца 19 в. в народной одежде вместе с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразны и стандартизированные: это юбки и кофты прямого или прилегающего силуэта с баской, наплечные платки, косынки. Эта одежда была очень яркой по цвету. Её шили из сатина, атласа, переливчатой тафты, насыщенного оранжевого, василькового, изумрудно-зеленого, малинового цвета. Отделывали белым машинным кружевом, оборками, пуговицами.

Большее распространение в крестьянской одежде конца 19 в. получает вышивка по печатным рисункам, специально изготовляемым для деревни: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.


Описание русского народного женского праздничного костюма

Модель куклы в праздничном женском народном костюме выполнена учащимися творческого объединения «Марья – Искусница» для музея костюма, который создается в нашей школе. Такая модель является украшением любого мероприятия по истории, географии, литературы, технологии и демонстрируется при изучении истории русского костюма, быта и традиций прошлого нашей Великой страны.

Русский народный костюм вечно живой источник творчества.

Модель представляет собой куклу в праздничном женском костюме, в комплект которого входит рубаха, сарафан, кокошник и сапожки. Вообще на Руси нарядная одежда шилась всегда из красной и белой ткани и украшалась вышивкой.

Нашу модель мы одели в синий яркий сарафан из атласа и песочно-золотистую рубаху из тафты. Такое сочетание, на наш взгляд, делает костюм очень нарядным и богатым.

Сарафан представляет собой платье без рукавов:

Юбка выполнена из двух полотнищ, отделка кружевом;

Лиф короткий на бретельках, средний шов спереди отделан вышивкой, расшит бисером и жемчугом;

Рубаха выполнена из тафты  песочно-золотистого цвета. По переду и по рукавам настрочена тафта золотого цвета и кружево в металлических  оттенках. По кружеву и вставкам – вышивка бисером, жемчугом;

Головной убор представляет собой кокошник из синего бархата на картонной основе, по которому выполнена вышивка. Характер рисунка набивной.


Описание русского народного девичьего праздничного костюма из современных тканей и материалов

Костюм выполнен учащимися творческого объединения «Марья – Искусница» для проведения праздничных мероприятий, а так же для участия в народных традиционных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха и др.

Нарядный русский народный костюм для девушки выполнен из тканей: бархата, шифона, альпака – в сиреневой гамме.

Комплект состоит из рубашки-блузы, сарафана и кокошника.

Рубашка-блуза выполнена из шифона с втачным рукавом, вырез горловины по шею, сзади блузки – вырез-капелька, который увеличивает горловину и делает блузку универсальной и удобной в эксплуатации. Рукава и горловина расшиты бисером  в стиле русского орнамента. Низ рукава оформлен красивым объемным воланом и обработан атласной бейкой. Рукав свободно одевается и затягивается у запястья с помощью кулисы и продетой в неё рулика, концы которого оформлены подвесками из стекляруса.

Сарафан сшит из альпака сиреневого цвета. Его крой подчеркивает стройность фигуры. Конструкция сарафана состоит из семи клиньев. Плотное прилегание по линии талии достигается за счет вшитого в средний шов замочка-молнии. Сарафан отделан епанечкой, выполненной из бархата и расшитой рисунком, сочетающимся с кокошником из бисера, стекляруса и жемчуга. Епанечка не является отдельным изделием, она соединена с сарафаном по боковым срезам горловины и проймам.

Кокошник выполнен из бархата на картонной основе и расшит бисером, жемчугом и стеклярусом. Имеет поднизь, которая сделана в стиле кружев из мелкого бисера и жемчуга.

В художественном строе русского национального костюма кокошник играет значительную роль, вечная собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность ситуации, при которых надевали богато украшенные кокошники.


Описание русского народного женского повседневного костюма.

Эта модель выполнена для создания школьного музея костюма и представляет собой костюм, который женщины носили каждый день (повседневный).

В комплект костюма входят: рубаха, понева, завеса, кокошник и лапти.

Рубаха сшита по принципу кроя русской народной одежды, который основан на четких геометрических формах, имеет вставки, которые делают одежду практически безразмерной, приспособленной для передачи из поколения  в поколение.

Цветное решение определялось предпочтением к тому или иному цвету. Простое конструктивное решение этетизировалось  именно при помощи включения функциональных вставок, обладающих яркой декоративной выразительностью (полики, ластовицы). Существовали и общие принципы: на пестрых ситцевых рубахах Полики и ластовицы были одноцветными, на цветных, наоборот, однотонными.

Понева – набедренная одежда замужних женщин, надевались поверх рубахи. Понева – один из древнейших элементов русского народного костюма.

В нашей модели понева распашная сшита из шотландки белого и черного цветов, по краю настрочена тесьма из набивного ситца.

Основной орнамент на поневе – клетка и полоска. У молодых женщин – поневы были яркими. У пожилых – более темные.

 Молодые женщины, у которых еще не было детей, расцвечивали традиционные орнаменты бисером, шнуром, жемчугом, блестками.

Понева – это крестьянская одежда и её никогда не носили в деревнях.

Дополняет костюм завеса (запон), представляет собой передник из х/б атласа с ярким набивным рисунком, по краю передника настрочена тесьма.

Завершает костюм кокошник, поверх него полотняный убрус (платок).

На ногах онучи (холст, которым обвертывали ногу) с подошвами, которые сделаны из целого куска кожи и завязаны шнурками у щиколотки.


Описание модели.

Праздничный девичий костюм представлен моделью куклы  в русском девичьем праздничном костюме. В комплект входит: рубаха, сарафан, кокошник, косник и сапожки.

Рубаха выполнена из хлопчатобумажной ткани (бязь) белого цвета.

По линии плеча рубаха отделана пошивом из батиста красного цвета. Рукава длинные, низ рукава отстрочен кружевом в тон рубахи, локтевой линии настрочена тесьма с вышитым растительным рисунком. Выступающий из-под сарафана низ рубахи отделан настроченным кружевом, а по краю тесьмой с вышитым растительным рисунком.

Сарафан представляет собой традиционный девичий сарафан из красного атласа, выполненный в соответствии с кроем той эпохи, из четырех клиньев, с коротким лифом на бретельках. У лифу притачана деталь, которая как бы имитирует «душегрею» из бархата, расшитую жемчугом кремового и белого цветов. Кокошник выполнен из бархата красного цвета и расшит жемчугом. Волосы сзади прикрыты вуалью, прикрепленный к отлетному краю кокошника.

Завершающая деталь ансамбля красные сапожки.

Данная работа выполнена для школьного музея национального костюма, над созданием которого работает творческое объединение «Марья – Искусница», а также модель используется на уроках истории, литературы, технологии, географии при изучении быта костюма и традиций российских народов. Эта модель демонстрируется при проведении внеклассных мероприятий и традиционных народных праздников.


Характеристика основных тканей и материалов.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а середины 19 в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также нашивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня и оленя. Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями, дающими приглушенные оттенки. Гамма цветов многокрасочна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многокрасочность решалась чаще всего на основе белого, красного и синего цветов.

Шелковая ткань (аксамит, алтабас, альпаг).

Аксамит – ткань ручной выработки из шелка и пряденной золотой нити. Назван от греческого – сделанный в шерсть нити. Аксамит известен на Руси с глубокой древности. Во многих справочных изданиях аксамит рассматривается как синоним бархата. Аксамит всегда считался очень дорогой тканью, которую первоначально ввозили из Византии. Ткань шла на нужды царского двора, являясь признаком высокородности. Алтабас – плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной волоченой нити, разновидность парчи. Название от турецкого – затканная золотом ткань. Как все привозные ткани, алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.

Альпаг – легкая ткань из шерсти. Название, вероятно, испанского происхождения, но проникли в Россию через Францию. Впервые упоминается в 1820-х г.г. как шерстяная одноцветная материя.

Бархат – ткань с густым, низко остриженным ворсом на лицевой стороне, удерживаемым «грунтом» полотняного или саржевого перелетения. Название усвоено через польский и немецкий язык ещё в глубокой древности. Долгое время бархат в России был привозной тканью. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриевича был основан в 1623 г.

Кашемир – мягкая шерстяная или полушерстяная ткань саржевого переплетения. Название от индийского штата Кашмир, откуда ткани ввозились со второй половины 18 в. в Европу.

Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения ярко-красного реже синего цвета. Название восходит через турков в арабам. Известна в России не позже 17 в. кумач служил для отделки (рубах, сарафанов) в виде аппликаций.

Парча – ткань на шелковой основе с металлическими утками, покрывающая всю поверхность. Название от татарского – парча-узор.

Первоначально парча ввозилась в Русь из Ирана и Турции, позже из Италии и Франции, особенно широко использовались для церковных и дворцовых нужд в допетровское время. Первые мануфактуры для производства парчи появились в России в 1717 году.

Сатин – плотная хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, с глянцевой лицевой поверхностью. Название от французского – атлас.

Ситец – легкая хлопчатобумажная ткань получаемая отделкой сурового миткаля – крашением, нанесением орнамента в технике набойки.

Название от голландского, восходящего к древнеиндийскому – пестрый. Первые русские фабрики по производству ситца работали на привозном сырье-хлопке, закупленном в Америке.

Неисчерпаемый источник вдохновения для художников – модельеров и текстильщиков – это прежде всего русский народный костюм, его своеобразные линии кроя, звучные цветочные акценты ткани и вышивки, четкие композиционные решения орнаментальных пятен.

Художники Ивановского хлопчатобумажного комбината, основываясь на лучших традициях народной ручной набойки, создают рисунки для ситца, сатина и штапельного полотна. А художники – модельеры создают из этих тканей модели современной одежды, соединяя скромные, но удивительно благородные ткани с мелкими рисунками в горошек или цветочек, заполняющие всю плоскость ткани, с каймовыми или платочными рисунками, заимствуя линии кроя или расположение декора русских рубах, понев, украинских плахт.


Заключение.

В моде ли фольклор? Надо ли задавать такой вопрос? В моде – и всегда. Всегда – наше доброе, бережное отношение к прошлому, наша общность с родной землей. Разве можно себе представить, что когда-то выйдет из моды ивановский ситец или русский лен? Ведь мы никогда не устанем любоваться простором цветущего поля, голубым колыханием родного неба.

Другое дело – не всякий и не всегда говорит об этом, уступая тому чувству сокровенности, которое живет в каждом из нас. И тогда нам помогает костюм. Чем тоньше наш вкус, тем большей гармонии мы достигаем, и тогда одна – две черточки народного костюма, намек на форму сарафана, вечно прекрасный рисунок набойки, вышивка скажут за нас многое.

В ненавязчивых фольклорных формах происходит утверждение национальных традиций и вкусов, той теплой, вечно живой красоты, которую так ценили наши предки, и стремишься сохранить эту красоту, продолжить, сделать достоянием сегодняшнего дня.  


Сопровождение.

Тема: «Исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого и неотъемлемое дополнение в современной одежде», рассчитана на три года.

В 2012 году мы уже защитили исследовательскую работу на тему: « Исторический костюм – это правдивое зеркало прошлого. Стиль Барокко»

Работа над этой темой продолжается: в настоящее время мы работаем над созданием коллекции «Ситцевый букет», с использованием элементов крестьянского костюма, а так же над созданием коллекции в технике бумажного манекена.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

моделирование исторического костюма

Проект. Моделирование исторического костюма в технике "коллаж"...

Коллективный мини- проект на уроках технологии в 7 классе "Создание модели исторического костюма на манекене".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа уроках технологии в 7 классе обучающиеся изучают раздел «История костюма» (10 часов), в содержание  которого включен материал о ярком периоде мирового культурного на...

Исторический брейн-ринг "Назад в прошлое"

Историческая игра для обучающихся 6 класса....

Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды

Урок ИЗО, 8 класс, презентация. Дизайн современной одежды....

Конспект занятия «Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи» (первый год обучения)

Конспект занятия«Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи»(первый год обучения)...

Тестовые задания по ПМ "Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма"

Тестовые задания могут использоваться преподавателями колледжей для дифференцированного зачета по МДК 01.01 "Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов"...