Элективный курс «Сохранение традиций русской культуры».
рабочая программа по технологии (9 класс) по теме

Бондарева Тамара Васильевна

Программа элективного курса « Сохранение традиций русской культуры» является одним из вариантов курсов, ориентирующих учащихся 9 –х классов на выбор профиля обучения в старшей школе.

Обучаясь по этой программе, учащиеся имеют возможность больше узнать о различных видах декоративно – прикладного творчества и познакомиться с различными общенародными и церковными праздниками.

Приобщение старшеклассников к художественному вязанию и русской народной вышивке - это подготовка молодёжи в рамках школы к будущей семейной жизни.

Наши новые и старые праздники, подзабытые религиозные стоят того, чтобы мы вспомнили традиции, сопровождающие их: обычаи изготовления и дарения подарков своими руками, обычаи праздничных столов.

Цели данной программы тесно связаны с целью профильной ориентации школьников в предпрофильной подготовке: подготовка учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._elektiv_kurs.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром Владимирской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

ДЛЯ 9 КЛАССОВ.

Элективный курс «Сохранение традиций русской культуры».

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                Разработчик программы

                                                        учитель технологии

                                                Бондарева Т.В.

                                                  Педстаж 25лет,

                                                                              1 квалификационная категория

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа элективного курса « Сохранение традиций русской культуры» является одним из вариантов курсов, ориентирующих учащихся 9 –х классов на выбор профиля обучения в старшей школе.

        Обучаясь по этой  программе, учащиеся имеют возможность  больше узнать  о различных видах декоративно – прикладного творчества и   познакомиться с различными общенародными  и церковными праздниками.

Приобщение старшеклассников к художественному вязанию и  русской народной вышивке  - это подготовка молодёжи в рамках  школы к будущей семейной жизни.

Наши новые и старые праздники, подзабытые  религиозные стоят того, чтобы мы вспомнили традиции, сопровождающие их: обычаи изготовления  и дарения подарков своими руками, обычаи праздничных столов.

        Цели данной программы тесно связаны с целью профильной ориентации школьников в предпрофильной подготовке:  подготовка учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования.

        Цели и задачи программы:

1.Подготовка к  сознательному самоопределению личности при выборе профессии.

2.Формирование связи занятий с окружающей действительностью.

3.Развитие познавательной деятельности учащихся.

4.Формировать культурные традиции своего народа.

5.Приобщать к самостоятельному творчеству посредством  народной вышивке и вязания.

4.Формирование знаний и умений по ведению домашнего хозяйства.

Социологические опросы показали нарастание интереса у населения к различным видам декоративно – прикладного творчества, и особенно к рукоделию. Народное вязание и вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, они создавались веками и зависели от географического положения.

        Неотъемлемой частью культуры каждого народа является кухня. Недаром этнографы начинают исследования жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней отражается история, быт и нравы народа. Русская кухня в этом смысле не исключение, она также является  частью нашей культуры, нашей истории.

Говоря о русской культуре  в целом, необходимо остановиться на ее региональных особенностях. Они объясняются, прежде всего, наличием природных зон и связанным с ними разнообразием животных и растительных ресурсов, поэтому для наших видов рукоделия характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов, а обилие русского стола, прежде всего, связано с гостеприимством – национальной чертой русского народа.

Программа элективного курса включает в себя следующие разделы:

-История развития русской вышивки, вязания и кухни

-Праздники общенародные и церковные, традиционные кушанья

-Технология выполнения ручной вышивки и вязания.

-Технология приготовления различных блюд.

В процессе практической работы  учащиеся научатся  самостоятельно  формировать свой гардероб и украшать  дом, хорошо готовить блюда русской национальной кухни, правильно сервировать стол и соблюдать  традиции нашего народа. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к  сложному. Возможность выбора учащимися: изготовления вязаных изделий, способов вышивания и  приготовления  блюд.  

Учащиеся должны  знать:

-правила безопасности  труда

-санитарно – гигиенические требования

-требования, предъявляемые к качеству вышивки

-требования, предъявляемые к качеству вязаных вещей

-значения питания для здоровья человека

-способы приготовления пищи в домашних условиях

-требования, предъявляемые к качеству блюд

-требования к выбору профессии

-роль проектирования

-основные этапы проектной деятельности

Учащиеся должны уметь:

-выполнять разработку несложных проектов

-читать и работать по схемам

-вышивать и вязать разными способами

-готовить блюда с учетом требований технологии

-сервировать стол

-рационально организовывать свое рабочее место

 -соблюдать правила гигиены

-составлять и выбирать технологическую последовательность выполнения практической работы.                

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.

Тема 1. Охрана здоровья учащихся.

                                                                                                                Условия, обеспечивающие работу учащихся с иглами, булавками, ножницами и  профилактику желудочно – кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Требования организации труда при  рукоделии и выполнении  кулинарных работ. Подготовка рабочего места с учетом  санитарно – гигиенических требований,  правил техники безопасности.

Распределение хозяйственно -  бытового труда между членами семьи и самообслуживание в школе и дома.

Тема 2. Традиции русского народа.  Особенности русской вышивки и приёмов вязания.

Традиции русского народа, передаваемые из поколения в поколения. Народное вязание, вышивка и русская кухня. Разнообразие и оригинальность узоров. Географическое положение России. Гостеприимность русского народа.

Тема 3. Русская кухня – часть национальной культуры.

Традиции и современность в  приготовлении блюд. История русской кухни и кулинарные рецепты с необъятных просторов России, от древних времен и до наших дней.

Элементы духовного и эстетического развития человека. Способы определения уровня творческих способностей.

Тема 4. Основы технологии вышивки.

Ручные швы, материалы, инструменты, приспособления, схемы. Приёмы вышивки крест, гладь, накладная сетка, швы для украшения изделий, ажурное вышивание, метки на одежде.

        Мини проект.

Тема 5. Вышивка родного края. Изготовление подарков.

Особенности выполнения односторонней глади. Технология выполнения владимирской вышивки. Техника безопасной работы с колющими и режущими инструментами и приспособлениями.

Практическая работа :

Изготовление панно, салфеток, детских изделий. Подарки на Новый год, Рождество, Масленицу, Пасху..

Тема 6. Вязание орнамента в технике «снятая петля».

        Основные приёмы вязания. Инструменты, материалы. Орнамент. Техника безопасной работы. Работа на 2-х и 5- спицах Особенности вязания носок и варежек для русской зимы.

Практическая работа:

Изготовление вязаных изделий. Подарки на Новый год, Рождество, Масленицу, Пасху.

Тема 7.Общие праздники. Рождество и Новый год.

Праздники семейные, общенародные и церковные. Рождество – исторические сведения, празднование в России и других странах. Новый год, обычаи и традиции. Подарки на Новый год.

Практическая работа. Сервировка праздничного стола.

Тема 8.Весенние праздники. Масленица. Благовещение.

Приход весны. Празднование в России Масленицы .Блины, блинчики, оладьи.

Благовещение. Технология приготовления  «жаворонков».

Практическая работа. Праздничные кушанья .

Тема 9. Пасхальные хлопоты. Пасха.

Пасха – радостный весенний  христианский праздник. Пасхальные блюда: куличи, творожная  пасха, раскрашенные яички. Дарение подарков.

Практическая работа. Приготовление пасхальных яиц, пасхи.

Тема 10. Выбор профессии.

Виды профессий. Учебные заведения. Виды образования.  Основы профессионального самоопределения. Классификация профессий. Пути получения

образования и  трудоустройство.

Практическая работа. Оценка профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Тема 11. Предпроектная и проектная работа.

Этапы проектирования. Формы представления проекта. Выбор темы. Постановка цели. Выполнение проекта. Оформление проекта. Защита.

Практическая работа. Защита проекта.

Материально техническое обеспечение образовательного процесса

Дополнительная литература:

Симанов В.П. Педагогическая практика в школе.- Москва.  МПСИ, 2000

Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. -Москва – Воронеж, 2001

Ксеноза Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- Москва 2001

Кулинич Г.Г. сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников.- «ВАКО» Москва, 2005.

Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей .-Москва-Воронеж, 2000.

Лернер И.Я.  Дидактические основы методов обучения. -Москва «Педагогика», 1999

Миладино П.Г. Полезные советы и рецепты для всех. –Москва Легпробытиздат, 1990

Шабыкина Л.В. Овощи полезные всем. –Алма-Ата: Кайнар, 1996

Даниленко М.П. Всё из муки.- Алма-Ата: Кайнар, 1995

Перова К.П. Оригинальные украшения для закусок.-Москва Эксмо, 2011

Меджитова Э. Русская кухня.- Москва  Эксмо-пресс, 2001

Воробьёва Т.М. Домашнее консервирование .-Москва Эксмо, 2003

Родионова И.А. 700 блюд  из микроволновой печи. М.: Эксмо, 2008

Капранова Е.Г. вязание крючком.- м.: АСТ: Астрель, 2010

Похвалина Г.Н. Салаты.-издательство «Акаим» АСТ,2010

Клочкова Ю.С. Изысканные салаты и закуски .- издательство «Акаим» АСТ, 20011

Бурда Волшебный клубок. -  Москва Внешсигма. 2005

Максимова М.В. Азбука вязания.- Фирма «МВМ». 1992

Сокол И.А. Мастерица.-М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2007

Наглядные пособия:

Плакаты по Т.Б.

Плакат «Санитарно-гигиенические требования»

Коллекция плакатов по кулинарии

Коллекция рецептов по кулинарии

Образцы работ в технике «Вышивка крестом»

Схемы для вышивки крестом

Эскизы и образцы различных видов вышивок

Коллекция ниток для вышивания

Коллекция инструментов и приспособлений для вышивки

Образцы крючков и спиц

Схемы, эскизы для вязания крючком

Образцы творческих работ - выполненные крючком

Схемы, эскизы для вязания спицами.

Образцы творческих работ – выполненные спицами.

Коллекция образцов национальной одежды

Интернет – ресурсы:

www.fipi.ru

www.edu.ru/moodle/

www.gotovkege.ru

www.egeru.ru

www.intefgu.ru

www.it-n.ru

www.festival.l September.ru

http://www.openclass.ru/

http://www.it-n.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.k-yroky.ru/

http://pedsovet.org/

http:www.mir-konkursov.ru/

http://www.minobr.org/

http://www.zavuch.info/

http://stranamasterov.ru/user

Информационно – коммуникативные средства:

Записи презентаций и разработки уроков на fleshкарте..

Учебно – практическое оборудование для кулинарных работ:

Кухонный гарнитур

Электроплиты

Набор кухонный

Таз эмалированный

Лопатки кулинарные

Ножи кухонные

Набор муляжей

Кастрюли

Сковородки

Тарелки

Бокалы

Мясорубка

Доски разделочные

Скалки

Дуршлаг

Кастрюли – ковш

Чайники

Тёрки

Ложки

Вилки

Учебно – практическое оборудование для создания изделий из текстильных и поделочных материалов:

Доска гладильная

Утюг

Манекен

Ножницы

Ножницы «зигзаг»

Ножницы закройщика

Ручные иглы

Линейки

Пяльцы

Спицы

Крючки

                                        ТЕМАТИЧЕСКИЙ                 ПЛАН

п/п

 Наименование темы

 Количество часов  

Теория

Практика

1

Охрана здоровья учащихся

     1

2

Традиции русского народа. Особенности русской вышивки и приёмов вязания.

     1

3

Русская кухня – часть национальной культуры

      1

     

4

Основы технологии вышивки.  

     2

5

Вышивка родного края. Изготовление панно, салфеток, детских изделий в технике владимирской односторонней глади. Подарки на Новый год, Рождество Масленицу, Пасху.

     2

6

Вязание орнамента в технике «снятая петля». Изготовление вязаных изделий. Подарки. Подарки на Новый год, Рождество, Масленицу, Пасху.

     2

7

Общие праздники. Рождество и Новый год.

     2

8

Весенние праздники. Масленица. Благовещение.

     2

9

Пасхальные  хлопоты.

     2

10

Выбор профессии.

     1

11

Предпроектная и проектная работа.

     1

                                                             Итого:

      5

        12

                                                             Всего:

           17  часов

Согласовано

на методическом совете

Протокол №_______

от __________ 2012г.

Руководитель методического совета

__________ (И.Н.Колычихина)


«Утверждаю»

Директор МОУ «Средняя  школа №20»

__________ Е.С.Клюшникова

Приказ № _________

от __________20112г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности на примере сохранения традиций и культуры малочисленных народов Камчатки

Знакомство с обрядами, их изучение и исследование, сохранение традиционных знаний и культуры народов полуострова является одним из приоритетных направлений воспитания толерантности и развития сознания...

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка: культура речи»

Рабочая учебная программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка:культура речи»...

Программа элективного курса по мировой художественной культуре «Постмодернизм в русской живописи ХХ века»

Программа элективного курса «Постмодернизм в русской живописи ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в р...