Профориентационная работа учителя технологии как компонент предпрофильной подготовки
статья по технологии по теме

Штурмин Алексей Евгеньевич

Выступление учителя технологии на РМО о профориентационной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_na_urokakh_tekhnologii.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красномаяковская ООШ»

Профориентационная работа на уроках технологии

В работе учителя технологии особое место занимает профессиональная ориентация учащихся. Условия реальной жизни требуют гибкого подхода к выполнению все новых и новых задач, значительные коррективы в их решение вносит формирующийся рынок труда, когда выпускник школы должен быть подготовлен для нахождения места своей трудовой деятельности в разнообразных сферах труда. В 21-м веке стремительно возрастает роль образования, как нынешнего фактора образования, не только экономики, но и общества в целом. Изменились требования к жизни, ученик должен вписаться в эту жизнь. В рыночной системе ученик отвечает сам за себя. Он сам должен находить себе работу, развязывать сложные жизненные и социальные узлы. Навязывать человеку нельзя, должно быть призвание, пригодность человека к той или другой деятельности. Учащийся должен быть в гармонии со своими способностями.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством  и причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции “свободного посетителя” социальных услуг.

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей. Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда.

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

Практическая актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях профессиональной ориентации уделяется очень мало внимания. Часто профориентация ограничивается проведением 3–4 тестов и оформлением небольших стендов. Исчезают школьные кабинеты и уголки профориентации. Все это препятствует профессиональному самоопределению старшеклассников и приводит к ошибкам в выборе профессии. Ошибки же в свою очередь наносят вред здоровью и психологическому состоянию молодых людей, а также обществу и государству в целом. Ведь если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы – возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, которое выделяет деньги на их бесплатное обучение.

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.

    Когда речь заходит о выборе профессии, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности. По сути, процесс профессионального самоопределения длится на протяжении всей трудовой деятельности человека.

    Уже в возрасте 13-14 лет человек пытается взглянуть на себя со стороны. Какой он? Добрый или злой? Умный или глупый? Сильный? Красивый? Этот процесс оценки своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

    Самосознание не дается от рождения, а формируется в процессе развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, меняется представление об окружающем мире, о себе. Самосознание теснейшим образом связано с самооценкой.

    Самооценка – это умение правильно оценить самого себя, свои поступки, умственные и физические силы на основании самопознания.

Самооценка

заниженная        нормальная       завышенная

    Заниженная самооценка подразумевает недооценивание своих возможностей. Человек с такой самооценкой неуверен в себе, испытывает чувство тревоги и робости, акцентирует внимание на неудачах.

    Завышенная самооценка предполагает преувеличение своих заслуг, успехов и других качеств.

    Характер самооценки оказывает существенное влияние на все стороны жизни человека. Важно воспитывать видеть в себе как достоинства, так и недостатки. Следует стремиться к нормальной, спокойной адекватной самооценке, при достаточной самокритичности не впадать в крайности и сохранять самоуважение.

важность и обязательность профориентации школьников очевидна, в ней  заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности. Кроме того, оптимистичная ориентация на престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно влияет на учебный процесс уже в настоящем. Особенно это важно подросткам, для которых учебные мотивации в чистом виде становятся неактуальны, их очень быстро замещают соблазны криминальных компаний и пагубных привычек. Таким образом, школьная профориентация является действенным инструментом для решения и экономических, и социальных проблем. Современные реалии строги к нынешним ученикам. Они не в выпускном классе, а гораздо раньше задумываются о выборе профессии. Школа помогает ребёнку самоопределиться. Но зачастую профориентационные методики не соответствуют времени, которое их опережает. Одна из приоритетных задач школы – социализация ученика. Это понятие включает в себя и ориентацию в мире профессий.

                                        Когда стоит начать?

Ещё в начальных и младших классах на уроках труда, а затем технологии, возможно осуществлять знакомство учащихся с особенностями разных профессий. Это может происходить в игровой форме. У детей уже появляются первые симпатии по отношению к той или иной профессии. Хорошо проводить такие мероприятия систематически. Ученики получают первоначальные сведения о наиболее распространенных профессиях: название, выполняемая работа, основные инструменты, приносимая польза обществу. Школьникам предлагается рассказать о работе своих родителей, других членов семьи.

Удачный вариант – сотрудничество с родителями. Они приглашаются для рассказа ребятам о своей работе.  В течение учебного года можно проводить тематические недели по технологии «Профессий интересных очень много!». В плане такой недели могут быть следующие мероприятия: выставка рисунков, экскурсии, сочинения «Кем я хочу быть», ролевые игры, видео уроки.

Помимо таких, в принципе, традиционных дел, можно поручить ребятам небольшую исследовательскую работу, творческий проект. В течение всей недели они будут общаться с кем-то из родителей, задавая ему вопросы относительно его работы. Ребята могут представить это в виде дневника, в котором каждый день будет отмечен каким-то интересным событием у мамы (папы) на работе. Ребёнок может взять интервью у родителя и представить своё исследование в такой диалоговой форме.

          Если говорить о старшем звене, здесь подход к проблеме усложняется. Один учитель технологии не сможет полностью справиться с таким воспитательным блоком как профориентация. Ему нужна команда, которая поможет более эффективно провести комплекс мероприятий.

Конечно, в неё войдёт психолог. Его основная задача – провести тестирование на выявление профессиональных предпочтений и склонностей. Вариаций такой диагностики сегодня великое множество. На этом работа психолога не заканчивается. Он может провести с классным коллективом обучающий семинар, на котором ребята практически попробуют себя в каком-то профессиональном аспекте. Они могут научиться составлять рабочий план дня, поупражняться в публичном выступлении, проверить свои умения концентрировать внимание и быстро переключаться с одного действия на другое.

В профориентационные мероприятия стоит привлечь и администрацию школы. Можно пригласить директора или завуча на занятие, где они поделятся с ребятами особенностями работы управленца.

         Попробовать себя непосредственно в профессии хочет каждый ученик. Но предоставить ему такую возможность довольно проблематично. Однако приблизиться к этому реально. Ребёнок может провести несколько послеурочных часов с представителем той или иной профессии. Разумеется, учителю придётся договариваться со специалистами и это займёт время, но такой опыт для ребёнка особенно важен и полезен. С кем можно договориться? С юристами, педагогами, представителями местных средств массовой информаций, водителями, работниками торговли и др. Надёжными помощниками учителя могут стать родители. После того, как ребёнок прошёл опыт таких своеобразных профессиональных проб, необходимо провести рефлексию. В дружеском кругу ребята поделятся своими впечатлениями и расскажут, оправдались ли их ожидания.

          Сегодня необходимый педагогический инструментарий без особых проблем можно найти в Интернете. Учитель может скачать фильмы, повествующие о той или иной профессии, интервью со специалистами, видео занятия.

Можно предложить ученикам составить сообщение или подборку интересных фактов о профессии. Возможно, кое-кто захочет создать творческую работу, которая будет своеобразным отчётом по пройденным профориентационным мероприятиям.

Чтобы запланированные мероприятия соответствовали запросам класса, необходимо выяснить, чего же хотят дети? Простой и надёжный метод анкетирования вполне здесь уместен. Пусть ребята заполнят анкеты, где расскажут о предпочтительных для них мероприятиях, о тех местах, где они хотели бы побывать на экскурсии. В этих анкетах, скорее всего, будут интересные предложения.

Немаловажный компонент воспитательных мероприятий по профориентации – сотрудничество с ВУЗами и средними учебными заведениями. Встречаясь в школе с представителями ВУЗов, училищ, техникумов, ребята знакомится со своим потенциальным будущим. Это помогает им осознать всю важность решения о профессиональном выборе, настраивает их на учёбу, помогает более ярко представить особенности студенческой жизни. На этом этапе многие ребята определяются с будущим местом учёбы.

Нельзя не сказать о важности знакомства с рабочими специальностями. Хоть сегодня дети в основном нацелены на ВУЗы, не у всех получится осуществить свои мечты. Ребята должны знать о рабочих профессиях, осознавать их место на рынке труда. Необходимо напомнить ученикам и о том, что многие из рабочих профессий имеют высокий уровень востребованности, что отражается и на заработной плате.

Профориентация в школе может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка. Необходимо помочь ему сделать правильный выбор, предоставив для этого как можно больше уникальных возможностей.

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического труда большие возможности для профориентационной работы со школьниками, для их воспитания и разностороннего развития. В образовательной области Технология имеются особо благоприятные условия для проведения систематической целенаправленной профориентационной работы с учащимися. Разумеется, содержание ее обогащается и конкретизируется от класса к классу. Однако, работа эта эффективна в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, содержит сведения о значении той или иной профессии, ее распространении, о требованиях профессии к человеку, об условиях труда и возможностях профессионального роста. В зависимости от обстоятельств и условий проведения занятия профориентационный материал занимает соответствующее место в теоретической или практической его части.

При проведении практических работ в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, а так же при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и навыки и уже непосредственно знакомятся с массовыми профессиями. При этом они расширяют и углубляют свои профессиональные интересы и способности, проверяют свою готовность к выбору той или иной профессии. Необходимо отметить, что профориентация будет намного успешней в том случае, если учащиеся выполняют работы, имеющие общественно полезную значимость, труд их четко спланирован, организован и продуктивен.

В соответствии с содержанием программ образовательной области «Технология» в содержание календарно-тематического плана и конспекты уроков необходимо включать овладение определенным объемом общетрудовых и профессиографических сведений (название профессий, описание результатов профессиональной деятельности людей, связанных с обработкой используемых учащимися материалов, инструментами, владение специальными умениями и т.д.)

В ходе изучения теоретического материала, выполнения практических работ на уроках технологии школьники знакомятся с содержанием и условиями труда по ряду профессий. Использовать такую информацию можно во время вводного и текущего инструктажей, предусмотреть в инструкциях и технологических картах.

Вот почему, готовясь к занятиям, учитель в ряду основных целей, которые ему предстоит реализовать, должен обязательно сформулировать и конкретные задачи профориентации учащихся. Исходить при этом надо прежде всего из их возраста и уровня технико-технологических знаний, умений и навыков. Объем и сложность профориентационных сведений год от года возрастают.

Необходимо донести до учащихся мысль о возможности творческого характера труда в любой профессии. Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания многих известных ученых, изобретателей, новаторов о том, что их жизненный путь начинался с учебы в профтехучилище, техникуме, с работы на заводе, фабрике, мастерской. Используя местный материал, рекомендуется привести интересные сведения о лучших работниках окружающих производств и хозяйств. Сведения о профессиях целесообразно сообщать и во время практических работ в виде кратких информационных комментариев. При этом учитель может рассказать, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны для их выполнения в производственных условиях.

А на заключительное занятие в конце учебного года желательно пригласить бывших выпускников школы, успешно работающих  в различных сферах местного производства. Поскольку учитель технологии имеет возможность тесного общения с учащимися на протяжении большей части их школьного детства, он может внести значительный вклад в подготовку своих воспитанников к осознанному выбору профессии.

Вывод:

1. Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности.

2. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

3. Главная задача  - не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы.

Творить, дерзать, искать - удел молодых, пытливых, знающих.

Интеллектуальная разминка «Калейдоскоп профессий»

1.Кто работает со вкусом?  (Дегустатор - отведыватель)

2.Профессор кислых щей - это?  (Повар)

3.Самый сладкий мастер – это? (Кондитер)

4.Кто не сеет и не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)

5. Ухажер за деревьями, цветами это? (Садовник)

6. Звездный бухгалтер – это (Астроном)

7.Парикмахер для травы это? (Газонокосильщик)

8.Преобразователь ткани в одежду – это (Портной)

9. Носильщик в ресторане – это (Официант)

10 Постовой вместо светофора – это (Регулировщик уличного движения)

11. Представители какой профессии все время задают вопросы молодым людям, на которые сами знают ответы (Учителя)

12. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекарь)

13.Как называют профессионала. который пойдет с вами в магазин и за ваши деньги купит вам то. что  вам подойдет. (Стилист)

14.О каком профессионале гласит народная мудрость. Что он приходит во время еды? (Официант)

15. Кто заставляет моду пищать? (Кутюрье, модельеры)

16 Водоплавающий повар? (Кок)

17. Крестьянин, работающий по капиталистически – это (Фермер)

18. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль курсовой подготовки в работе учителя технологии и педагога дополнительного образования

Работа учителя технологии, роль постоянного консультанта разнообразных ученических проектов, требует от учителя непрерывного профессионального роста, изучения все новых и новых технологий по раз...

Профориентационный классный час «Хочу – могу - надо» (предпрофильная подготовка учащихся).

Классный час, посвящённый проблеме осознанного выбора профессии....

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Программа по информационной, профориентационной работе с учащимися в рамках предпрофильной подготовки «Мой профессиональный выбор»

Программа элективного курса предназначена для организации учебного процесса с учащимися 8-10 классов в рамках  предпрофильной  подготовки учащихся.Проведение элективного курса предполагает п...

Формы внеурочной работы общеобразовательных учреждений в рамках предпрофильной подготовки

    В работе рассматриваются формы внеурочной работы в общеобразовательных учреждениях, которые помогают подросткам ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессионально...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье дан краткий обзор интерактивных технологий, применяемых в общем образовании при проведении предпрофильной подготовки и профильного обучения; показана эффективность организации познавательной ...

Доклад на тему:" Профориентационная работа учителя в школе"

Материал для классных руководителей и воспитателей ОУ...