Элективный курс "Введение в секретарское дело"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме

Гарьянова Ирина Вячеславовна

Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение  профессий в сфере управления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_vvedenie_v_sekretarskoe_delo.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс авторских элективных курсов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Юрьев - Польского»

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ВВЕДЕНИЕ В СЕКРЕТАРСКОЕ ДЕЛО»

(ориентационный)

       

                                                                         Автор:  Гарьянова Ирина Вячеславовна,

                                                                                        учитель технологии высшей

                                                                                        квалификационной категории

                                                                                        МОУ «СОШ №3 г. Юрьев–Польского»    

                                                                           

                                                                           

 

2008 год

г. Юрьев – Польский

Программа

элективного курса

«Введение в секретарское дело» содержит:

1. Пояснительную записку

2. Примерное учебно-тематическое планирование

3. Содержание

4. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся

5. Список литературы

6. Приложения

Районный конкурс авторских элективных курсов

I. Пояснительная записка.

             Элективный курс «Введение в секретарское дело», рассчитанный преимущественно на девушек, рассматривается в нашем образовательном учреждении как пропедевтический по отношению к планируемой  на старшей ступени обучения профессиональной подготовке, связанной с овладением профессии секретаря.  Разработка подобного курса продиктована, таким образом,  необходимостью обеспечить преемственность содержания обучения технологии с овладением основами несложной профессией на старшей ступени средней школы, что соответствует идеям,  заложенным в Концепции профильного обучения. Курс составлен с учетом личных особенностей учащихся, их желания познакомиться именно с этой профессией.

           Предлагаемый элективный курс – ориентационный. Курс предназначен для учащихся 9-ых классов, ориентированных на получение  профессий в сфере управления.

           Целью реализации программы элективного курса  является содействие

  1.  самоопределению учащихся, формированию их профессиональной зрелости;
  2.  в  освоении основ знаний по профессии;
  3. успешной адаптации девушек к современному рынку труда в условиях конкуренции за рабочие места в деловой сфере и управленческой деятельности.

           Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:

  • составили первоначальное представление о профессии секретаря;
  • освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность секретаря;
  • определили пути и способы развития своих познавательных и личных возможностей в контексте профессионального самоопределения;
  • имели возможность для самоанализа и развития самооценки (рефлексии) в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

           Для оценки  факторов профессиональной зрелости  на первом занятии и в конце обучения проводится опрос «Профессиональная пригодность». Полученная по результатам анкетирования разница в баллах будет свидетельствовать  о произошедших переменах. На последнем занятии учащимся предлагается опросник, цель которого развитие рефлексии: выяснить, чем помог им данный элективный курс, оправдались ли их ожидания, насколько изменилась их самооценка.

            Программа рассчитана на 17 часов. Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации программы применяются:

  • методы активного обучения (групповые дискуссии, экскурсии, ролевые игры, работа в группах, практические работы),
  • диагностические методы (анкетирование, опросы) для отслеживания динамики профессиональных намерений и успешности учащихся.

           Ожидаемым результатом проведения элективного курса для 9-классников станет  осознанная оценка  учащимися эффективности курса, а также формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.

II. Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование темы

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Деловая игра «Кадровый вопрос. Знакомство с профессией секретаря».



1

2

Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и определения. Классификация документов.


1

3

Экскурсия в приемную руководителя школы.

Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.

Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»



1

4

Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля

ГОСТ Р.6 30 – 2003

Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым  и продольным расположением реквизитов».


1


1

5

Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.

Практическая работа: «Анализ формуляра документа».


1


1

6

Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.

1

7

Резюме, заявление, автобиография, анкета.

Практическая работа: «Составление автобиографии».


1


1

8

Деловое письмо. Этикет деловой переписки.

Практическая работа: «Оформление служебного письма».


1


1

9

Прием посетителей, беседа.  Проведение приемов.

0,5

0,5

10

Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.


1


1

11

Знакомство с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь». Анкетирование.

0,5

0,5

12

Ролевая игра.

Опрос.

1

8

9


                                                                                  Итого


17 часов

III. Содержание программы

Тема 1. Деловая игра «Кадровый вопрос». Анкетирование «Профессиональная готовность».

          Задача:    Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы. Составление профессионограммы.

 Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в современных экономических условиях. Основные понятия и   определения. Классификация документов. 

              Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования управленческой информации, с важностью правильной организации документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и «документ», с многообразием документов; изучить основные термины и определения.

Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя школы

             Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами обслуживания работы руководителя.

           Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»

Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации. Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003

Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым  и продольным расположением реквизитов».

             Задача: Ознакомить учащихся с основным нормативным документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов; формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.

Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки документов.

Практическая работа: «Анализ формуляра документа».

            Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца, с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки в работе с документами.

Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.

            Задача:   Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.

Тема 7 . Резюме, заявление, автобиография, анкета.

Практическая работа: «Составление автобиографии».

           Задача:  Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу, научить составлять и оформлять резюме и др. документы,  приказы по личному составу.

Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки.

Практическая работа: «Оформление служебного письма».

            Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.

Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа.  Проведение приемов.

            Задача:  Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.

Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.

               Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре рабочего места, культуре поведения. Провести  групповую дискуссию.

Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».

           Задача: Ознакомить учащихся  с учебными заведениями региона, готовящих учащихся по специальности «секретарь». Провести анкетирование «Профессиональная готовность». 

Тема 12. Самоотчет учащихся по предложенным заданиям. Опрос, основная цель которого – рефлексия.

IV. Формы контроля и методы оценки знаний учащихся:

 Формы текущего контроля:

  • результаты выполнения практических работ;
  • диагностические методы (анкетирование, опросы)

  Форма итогового контроля:   ролевая игра (профессиональная проба)

  Задания для самостоятельной работы (по окончании курса):

  • Составление и оформление (служебного письма, резюме, анкеты)
  • Ролевая игра: «Ведение деловой беседы»;
  • Ролевая игра: «Проведение презентации»;
  • Ролевая игра: «Кадровый вопрос. Прием на работу»;
  • … темы, заявленные  участниками курса.

             По итогам изучения  курса учащиеся получают «зачет», включающий в себя суммарную отметку за выполненные задания и учитывающие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся.  Учащимся,     получившим «зачет»,   выдается свидетельство установленного образца.

Критерии успешного освоения программы:

  1. результаты выполнения текущих практических работ и  профессиональных проб, демонстрирующих умения учащихся;
  2. результаты анкетирования и опроса, демонстрирующие изменения в личностном (профессиональном) росте учащихся;

3.   формулировка индивидуальной задачи по выбору дальнейшего профиля обучения.

V. Требования к знаниям, умениям и навыкам

 Учащиеся должны знать:

  • Порядок документного обеспечения.
  • Основы этики и эстетики, включая правила делового общения.
  • Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов.
  • Требования, которые предъявляет профессия секретаря к личности кандидата.

Учащиеся  должны уметь:

  • Составить один или несколько видов  документов.
  • Представить в виде ролевой игры один из видов профессиональной деятельности секретаря.

 VI. Список литературы.

1.   Т. В. Кузнецова, Н. В. Санкина, Т. А. Быкова и др. Делопроизводстао (Организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для вузов / Под ред. Т. В. Кузнецовой. – М.: ПРИОР, 2001.

2.    Стенюков М. В. Секретарское дело. – М.: ПРИОР,2001.

3.    Спивак В. А. Делопроизводство. – СПб.: Питер,2003.

4.   Т. М. Лагутина, Л. П. Щуко. Деловое письмо: Справочник. – СПб.: Издат. Дом «Герда»,  2003.

5.   Литвин А.Н. Деловой этикет.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

6.    Правила деловых отношений. – Екатеринбург: Издательство «Литур», 2001.

7.    Соловьев Э. Этикет делового человека. – Минск: Интел-Тех, 2002.

8.    Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: ПРИОР, 2001.

9.    Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

10.  Сборник. Учебные заведения Владимирской области.

VII. Приложения

Приложение 1

Опросник

1. Что я ожидала, начиная посещать элективный курс?

2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидела?

    б) В чем именно совпали?

    в) В чем именно не совпали?

3. Что нового я узнала на занятиях?

4. В чем мне помогли сверстники?

5. Что мне больше всего понравилось?

6. Было ли на занятиях то, что меня удивило?

7. Что мне на занятиях не понравилось?

8. Хотела ли бы я снова ходить на подобные занятия?

9. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о профессии секретаря?

10. Какие аргументы я бы привела, советуя знакомым посещать подобные занятия?

Приложение 2

Диагностическая методика

«Профессиональная готовность»

       Инструкция. «Baм предлагается ряд утверждений об особенностях ваших представлений о мире профессий. Если вы согласны с тем, что написано в утверждении, то в бланке листа ответов поставьте знак «+», если не согласны - знак «-». Постарайтесь не думать долго над ответом, нас интересует ваша первая реакция. Ответить необходимо на все вопросы. Надеемся на вашу искренность. Заранее благодарим».

 

Вопросы

1. Я отношусь к тем людям, которые выбирают не конкретную профессию, а уровень образования.

2. Я не принимаю серьезных решений мгновенно.

3. Когда мне нужно решиться на какое-то важное дело,

я самым серьезным образом оцениваю свои способности.

4. Я знаю, в каких условиях я буду работать.

5. Я анализирую свое прошлое.

6. Я тяжело переношу неудачи в жизни.

7. Я знаю обязанности, которые я буду выполнять на работе.

8. Меня обязательно будут уважать за мои знания и опыт.

9. Я ищу в прошлом истоки того, что со мной происходит в настоящем.

10. Мне не нравится, что поиск дела по душе требует больших усилий.

11. Все мои действия подчинены определенным целям.

12. У меня вошло в привычку думать о том, что со мной происходило раньше.

13. По моему мнению, знание будущей работы до мельчайших подробностей не гарантирует от разочарований.

14. Я приложу все усилия, чтобы иметь высокие знания и навыки хотя бы в одной области (практической или теоретической).

15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.

16. Я ничего не делаю без причины.

17. Меня вполне устраивает моя пассивность.

18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.

22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

23. Я не задумываюсь о своем будущем.

24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

25. Я знаю самого себя.

26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

28. Мне не нравится быть самостоятельным.

29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.

30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.

34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или

иная профессия.

36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

39. В моей жизни мало успехов.

40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

15. У меня стало привычкой анализировать важные события моей жизни.

16. Я ничего не делаю без причины.

17. Меня вполне устраивает моя пассивность.

18. Я задумываюсь о том, что меня ждет в будущем.

19. Я предпочитаю спокойную, малоответственную работу.

20. Я отношусь к тем людям, которые поступают необдуманно.

21. Я буду менять места работы до тех пор, пока не найду то, что мне нужно.

22. Первая же крупная неудача может «выбить меня из седла».

23. Я не задумываюсь о своем будущем.

24. Я не выберу работу, требующую большой отдачи.

25. Я знаю самого себя.

26. Я буду добиваться своего, даже если это вызовет недовольство родных и близких.

27. Чем больше профессий я узнаю, тем легче мне будет выбрать.

28. Мне не нравится быть самостоятельным.

29. Я не собираюсь заранее планировать уровень образования, который я хотел бы получить.

30. Меня страшат ситуации, в которых я должен сам принимать решения.

31. Я не жалею времени на обдумывание вариантов сложных математических задач.

32. Когда меня постигают неудачи, я начинаю думать, что ни на что не способен.

33. Я не представляю себя работником, решающим производственные и личные проблемы, связанные с производством.

34. Я вряд ли смог бы выполнить производственные задания без помощи руководителя.

35. Мне трудно узнать о перспективах, которые дает та или иная профессия.

36. Я считаю, что интуиция основана на знании.

37. Чтение справочников о профессиях ничего мне не дает.

38. У меня нет устойчивых взглядов на мое профессиональное будущее.

39. В моей жизни мало успехов.

40. Я стремлюсь целенаправленно узнавать о профессиях, учебных заведениях и местах работы.

41. Я очень беспокоюсь, смогу ли я справиться с трудностями, а может, и неудачами в своей профессиональной жизни.

70. Я сознательно стремлюсь к достижению намеченных целей.

71. Любой совет, данный мне со стороны, может поколебать мой выбор профессии.  

72. Я знаю, что для меня в жизни важно.

73. Я не доверяю тому, что написано в книгах о профессиях.

74. Я планирую свою жизнь хотя бы на неделю вперед.

75. Я не знаю, почему я выбрал именно эту профессию.

76. Лучший способ познакомиться с профессией - поговорить с тем, кто по ней работает.

77. Мне не нравится, когда много думают о будущем.

78. В учебном заведении я получу все необходимые знания и, больше никогда учиться не буду.

79. Я знаю область, в которой я добьюсь б6льших успехов, чем в других,

80. Заранее известных способов изучения мира профессий не существует.

81. Мне не нравится, когда много рассуждают о том, кем быть.

82, Мне трудно спланировать свою жизнь даже на неделю вперед.

83. Я считаю, что в обществе все равны по своему положению.

84. Большинство сведений о профессиях я воспринимаю как ненужные.

85. Фактически я выбрал (выбираю) учебное заведение, не думая, где я буду работать после его окончания.

86. Мне все равно, будут ли уважать меня на работе как профессионала.

87. В своих поступках я всегда опираюсь на проверенные сведения.

88. Все, что со мной происходит, - дело случая.

89. Мне не хочется брать на себя ответственность за выбор профессии.

90. В важных решениях я не иду на компромиссы.

91. Я не доверяю рекламе профессий.

92. Я не понимаю причин многих моих поступков.

93. Мои самооценки совпадают с тем, как оценивают меня друзья.

94. Я не понимаю самого себя.

95. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь о том, что меня ожидает.

96. Мой опыт показывает, что от анализа своих мыслей и переживаний пользы мало.

97. Я не знаю, как осуществить свой профессиональный выбор.

98. Я могу отказаться от многого, сейчас ценного для меня, ради перспективных профессиональных целей.

99. Я представляю, каким я буду через 10 лет.

Ключ

Автономность (А)

Номер

8

14

19   24    30   34   45  50   53   57   61

 65  71

 75   78   83   86   92  94    96

Знак

+

+

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Информированность (И)

Номер

1

4

7

  13   21

 27    35    37    40    48   66    68    73    76   80    84     91

Знак

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

-

-

-

Принятие решения (Р)

Номер

2

 3

11

16    20   25    31

 36   42   47   51

56    58   63   67   72   79   87   90    93

Знак

+    +

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Планирование (П)

Номер

5

9

12

15

18    23   29   38   44   52   60   64    70  74    82  85   88   97   98   99

Знак

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

Эмоциональное отношение (Э)

Номер

  6    10  17  22  26   28   32   33   39  41   43   46  49   54  55   59   62   69  77   81  89    95

Знак

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Краткая характеристика методики

1. Методика представляет собой опросник, состоящий из 99 вопросов.

2. Форма ответов на вопросы - дихотомическая (да, нет).

3. Форма проведения - индивидуальная и групповая.

4. Опросник состоит из пяти шкал: автономность - 20 вопросов, информированность - 17 вопросов, ориентация во времени - 20 вопросов, принятие решения - 20 вопросов, эмоциональное отношение - 22 вопроса. Вопросы отдельных шкал распределены в методике в случайном порядке.

5. Все вопросы прошли проверку на трудность и дискриминативность и соответствуют критериям отбора заданий методики.

6. Надежность отдельных шкал методики колеблется от 0,670 до 0,839 и находится на уровне, допустимом для данного типа методик.

7. Ре-тестовая надежность находится в пределах от 0,617 до 0,885.

8. Конструктная валидность методики определялась при сравнении результатов данной методики и результатов методик «Тест структуры интеллекта» и «Уровень субъективного контроля». Проверкой доказано наличие конструктной валидности.

9. Критериальная валидность определялась методом экспертных оценок, сравнением результатов групп юношей и девушек и по результатам факторного анализа. Методика обладает критериальной валидностью.

10. Методика может применяться для определения уровня готовности консультируемого совершить адекватный профессиональный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "Основы пожарного дела"

В презентации "Основы пожарного дела" представлен учебно-тематический план предпрофильного элективного курса для 9 класса.  Представлен также список профессий, встречающихся в учреждениях, связан...

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...

Элективный курс "Основы столярного дела"

Элективный курс"Основы столярного дела" предназначается для учеников 7 класса и расчитан на 34 часа по 1 часу в неделю ...

Элективный курс «Молодёжь: проблемы, дела и увлечения», 9 класс

Данный курс рассчитан на то, что учащиеся научатся рассказывать о себе, о воспитании в семье, о чертах характера, которые помогают или мешают общаться с людьми; узнают об отношении молодёжи к проведен...

элективный курс "Основы музейного дела"

программа элективного курса содержит календарно тематическое планирование, расчитана на 12 часов....

Программа элективного курса: "Основы рекламного дела"

Программа курса «Основы рекламного дела» предлагается учащихся 10-11-х классов. Целью обучения по данной программе является получение учащимися знаний в области рекламного дела....