« Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

Коляева Татьяна Алексеевна

« Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sherst._shyolk_6kl.docx32.54 КБ
Файл zadanie2.docx10.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть, шёлк».

Цели урока: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить свойства шерстяных и шёлковых тканей, научить  использовать знания о свойствах тканей из шерстяных и шёлковых  волокон при изготовлении  швейных изделий, развивать логическое мышление; воспитать внимательность, эстетический вкус; умение работать в группах, навыки аккуратности.

Формируемые УУД: решать исследовательские, творческие  задачи, слушать и слышать друг друга, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствие с поставленной задачей, осуществлять сотрудничество, оценивать качество выполненной работы.

Тип урока: беседа, изучение нового материала, практический (игра).

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаши, образцы тканей, модели из картона.

Наглядные пособия: образцы натуральной шерсти и шёлка, коллекции:

« Шерсть», «Шёлк»,  « Тутовый шелкопряд».

Техническое оснащение: мультимедиа-установка.

Межпредметные связи: история, география, рисование.

Время: 2 урока по 45 минут.

 Ход урока:

I.Организационный момент (3 мин).

• Приветствие учащихся.

• Проверка готовности к уроку.

• Настрой на работу.

II.Повторение пройденного материала (5 мин).

1.Вступительное слово педагога:

-Сегодня мы начнём изучение следующего раздела, который называется

« Материаловедение».

- Как вы уже знаете материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна.

Текстильные волокна делятся на натуральные и химические.

Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали в 5 классе, отгадайте загадки:

«Голубой глазок, золотой стебелёк,

В выкосом дворце,

Скромный на вид, на весь мир знаменит».

                                               ( лён)

«Маленькие ларцы,

 Кормит, одевает,

 И дом украшает.

 Кто их открывает,

 Белое золото добывает».

                                            ( хлопок)

- Какими волокнами являются лён и хлопок? Натуральными или химическими?

- Лён и хлопок – это натуральные волокна.

- Какого происхождения эти волокна?

-Эти волокна растительного происхождения.

III. Актуализация опорных знаний (5 мин).

1. Вопрос учителя: « А какого ещё происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:

« По горам, по долам

  Ходит  шуба да кафтан»

                                   ( овца)

- Волокно, какого происхождения можно получить от овцы?

- От овцы можно получить волокна  животного происхождения.

2. Решение кроссворда.                             №1

1

ш

а

п

к

а

л

и

н

е

й

к

а

   3

к

р

о

м

к

а

4

с

а

р

а

ф

а

н

  5  

у

т

о

к

н

и

т

ь

                   

                      2    

 

                      6

По горизонтали:

1.головной убор;

2.чертёжный инструмент;

3.обработанные  края в ткани;

4.платье для лета;

5.нить, идущая поперёк ткани;

6.в иглу одевают…

                                                    № 2

1

ш

у

б

а

      2

л

ё

н

3

х

л

о

п

о

к

в

о

л

о

к

н

а

         

 

           4

По горизонтали:

1.верхняя одежда из меха;

2.волокна длинные, прямые, жесткие;

3.волокно растительного происхождения;

4.все текстильные материалы состоят из …;

3.Учитель: « Вы разгадали ключевые слова в кроссвордах – шерсть и шёлк. Это и является  темой нашего урока. Запишите в тетради тему урока: «Натуральные волокна животного происхождения  шерсть и шёлк».

Учитель: « Ребята, а теперь сформулируйте цель нашего урока (ответ).

IV.Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации « Натуральные волока животного происхождения. Шерсть. Шёлк» (15 мин).

1.Рассказ учителя (слайд № 2).

«Представителями натуральных волокон животного происхождения являются волокна шерсти и шёлка. Ткани, изготовленные их этих волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времён они используются для изготовления одежды». Учитель: « Начнём с изучения шерсти».

2.Сообщение школьника о шерсти (историческая справка).

«Стоит ли овчинка выделки?»

 « Наши далёкие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие учёные говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привело к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шерсть, шкура? Всё вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправивших в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающую тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, тёплую и мягкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающий город Милет. Местные условия благоприятствовали  рождению превосходной породы тонкорунных  мериносов. Тогдашние правители Испании  держали в секрете « золотых овец». Запрещено было выводить овец за границу. И всё же несколько смелых юношей  рискнули  переправить десяток овец через Пиренеи. Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.

Известный русский  географ-исследователь П.К.Козлов во время монголо-тибетской  экспедиции 1923-1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружил древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землёй, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные.

А в СНГ овец разводят в районах: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.

3.Рассказ учителя:

- Чем же на самом деле является золотое руно?

- Золотое руно-это качественная шерсть овец.

- Шерсть – волосяной покров животных (слайд № 3) Этот покров состоит из разных видов волокон- волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые,  пух – короткие, мягкие, извитые. Шерстяной покров состригают ножницами цельными пластами. Эти пласты и называются руно.

Почти 95 % шерсти дают нам овцы, но используют  шерсть и других животных.

- Назовите их? (слайд № 4)

Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергается  первичной обработке (слайд № 5) .

Её сортируют- перебирают по качеству,

треплют- разрыхляют, очищают от примесей,

промывают,

сушат в сушильных машинах.

Слайд № 6. Затем изготавливают пряжу, а из неё на ткацких фабриках производят ткани, красят в различные цвета и наносят рисунки. Свойства тканей зависит от свойств волокон, из которых они произведены.

« Каково волокно – таково и полотно» - говорится в русской пословице.

Рассказ учителя: (слайд № 7,8 )

- Из  шерстяных волокон изготавливают  плательные костюмы и пальтовые ткани: драп, габардин, кашемир. Из них шьют  костюмы, кутки, пальто. Шерсть замечательна тем, что годится в виде войлока. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, валенки.

V.Закрепление теоретического материала (5 мин).

1.Самостоятельно изучите материал (карточка № 1)

2.Запишите в тетрадь свойства шерстяных волокон.

3.Работа с тестовым заданием.

4.Заполнить лист самооценки.

Карточка № 1

Шерстяные волокна ткани.

Длина -2,45 см

Цвет: белый, серый, рыжий, черный. Обладают высокой гигроскопичностью

 ( хорошо  впитывают влагу, быстро сохнут). Обладают теплозащитными свойствами.

Недостатки: пылеёмкость, усадка, после сгорания образуют чёрный  комочек, остаётся запах жжёного пера. Стирают ткани вручную при t  30с., сушат в разложенном виде. Утюжат при  t 150- 200 с через проутюжильник.

Физкультминутка (упражнения для глаз).

VI. Продолжение изучения нового материала, сопровождается демонстрацией слайдов из презентации « Шерсть, шёлк» (15 мин).

1.Рассказ учителя о шёлке: « Его история полна тайн и опасностей. Значение шёлка « Китайка» - ткань из Китая.

2.Сообщение школьника о шёлке (историческая справка)

                                   На вес золота.

Когда-то в Китае на шёлку распространялась монополия. Секреты ни в коем случае не должны были узнать иностранцы: китайцы продавали шёлк во всём мире, перемещая его по Великому шёлковому пути. Но европейцы узнали тайну китайского шёлка. В 245 году нашей эры японская императрица  получила в дар  от китайского соседа  шёлковое платье. Но не ведомы пути прихода шёлка в Японию.

А вот появление шёлка в Индии:  пограничным странам запрещено было пропускать за пределы  страны семена тутового  дерева и гусениц шелкопряда. Тогда индийский царь Хотан стал просить руки китайской принцессы. Получив согласие, Хотан приказал послу отправиться к невесте и передать следующее: « Наша страна никогда не располагала собственным шёлком, поэтому ты должна привести с собой семена тутового дерева и гусениц шелкопряда. Тем самым ты обеспечишь себя  драгоценными одеждами. Семена и коконы были спрятаны в причёске принцессы.

Известно, что бродячие монархи перевезли шёлк в Византию, спрятав семена тутового дерева в посохи. Как бы то ни было, появление шёлка всегда сопровождалось удивлением и восторгом. Шёлк ценился на вес золота: за свёрток  шёлковой ткани полагалась двойная по весу мера золота. Одевались в шёлк только аристократия.

Зачинателем шелководства на Руси были Пётр I в  XVII веке. « Дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка» отвёл земли на Кавказе. Там шелководством занимаются по сей день.

Учитель: « Что же такое шёлк и чем он так уникален?»                                                      

- Натуральный шёлк – нить гусеницы тутового шелкопряда (слайд № 9) Эта гусеница питается листьями  тутового дерева и отсюда  её название.

Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии  (слайд № 10):

Из яичек  выползают гусеницы. Когда гусеница превращается в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает  из особой железы  нить и начинает сплетать себе  из этой нити кокон. Она очень торопиться, и вертит головой  с большой скоростью -2 раза в секунду и наматывает  от 600-900 м нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая  откладывает яички и всё начинается снова. Коконы собирают через 9 дней и приступают  к первичной обработке.

Слайд № 11. Коконы обрабатывают паром, затем разматывают. И т.к. шёлковые нити очень тонки, их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шёлк-сырец.

Рассказ учителя (слайд № 12,13): « Из шёлковых волокон производят платьевые, блузочные ткани: крепдешин, крепшифон. Благодаря хорошим гигиеническим свойствам изделия из натурального шёлка приятно носить. Косынки, блузки, платья, юбки. Они красивы, мягки, хорошо дышат.

VII. Закрепление теоретического материала (5 мин).

1. Самостоятельно изучите материал (карточка № 2)

2. Запишите в тетрадь свойства шёлка.

3. Работа с тестовым заданием.

4. Заполнить лист самооценки.

Карточка № 2.

Длина 600-900м.

Толщина - очень тонкие, но очень прочные.

Цвет - белый, кремовый.

Обладают высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью.

Упругие, гладкие, мягкие, красивые, обладают блеском, хорошо драпируются.

Недостатки: растягиваются, осыпаются, имеют значительную  усадку.

После сгорания образуют чёрный комочек, растирается пальцами, оставляет запах жжёного пера.

Стирают вручную при t  30-40 с, прополаскивают водой с уксусом. Утюжат при t 150 с.

Физкультминутка (гимнастика для тела).

VIII. Практическая работа (25 мин).

Изучение свойств натуральных волокон животного происхождения  шерсти и шёлка проводим в виде « Деловой игры».

Учитель делит учащихся на 3-4 группы. В группах  по 3 человека: технолог, художник, менеджер. Группа в целом обсуждает и подбирает ткань к данной модели.

1.Технолог - готовит сообщение о производстве волокна для данной ткани, правила ухода за тканью, свойствах ткани.

2.Художник - раскрашивает модель цветными карандашами.

3.Менеджер - представляет весь материал у доски (самоанализ).        

IX. Рефлексия деятельности (5 мин).

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Чему научились?

3.Где в жизни вам помогут пригодиться эти знания?

4.Учитель: « Передайте  через цветовую гамму свою удовлетворённость от урока. Используя дерево и стикеры - яблоки».

X. Подведение итогов урока (5 мин).

1.Анализ выставленных оценок по листу самооценки.

2.Выставление итоговой оценки.

3.Уборка рабочих мест.

XI. Домашнее задание.

1.Составьте познавательный словарь названий тканей из натуральных волокон животного происхождения – шерсти, шёлка.

2. Составьте коллекцию тканей.

Литература:

1.Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица., В.Д.Симоненко.- М.: Вентана- Граф, 2012.

2.Технология. 6 класс ( вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред.В.Д.Симоненко / авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова.-Волгоград: Учитель, 2008.

3.Сайт с интернета  Http ( tehnologiye.и  coz.ru)



Предварительный просмотр:

Задание.

В группах по 3 человека:  технолог, художник, менеджер.

Группа обсуждает и подбирает ткань к данной модели.

1 . Технолог – готовит сообщение о производстве волокна для данной ткани

Правила ухода за тканью, свойствах ткани.

2 . Художник – раскрашивает модель цветными карандашами.  

3  . Менеджер – представляет весь материал у доски (самоанализ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.

Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...

разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"

Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....

Волокна животного происхождения - шерсть, шёлк.

Конспект урока+ карточки для самостоятельной работы и презентация, разработаны для детей с ОВЗ I-II вида....

Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шёлк"

Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шёлк"...

Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть"

Презентация "Натуральные волокна животного происхождения. Шерсть"...