Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности.
Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирование на 16 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
по технологии « Умелые ручки»
Учитель технологии: Губарева Маргарита Владимировна,
МБОУ «Школа №30», г.Прокопьевск
Пояснительная записка.
Возрождение народных промыслов – составная часть освоения национальной культуры учащимися. Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Рукоделие всегда и у всех народов было в большом почете. Данная программа поможет познакомить учащихся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с народными промыслами. А так же учащиеся сами научатся создавать народные костюмы, украшенные национальной вышивкой, превращать кочек ткани - в куклу – скрутку, изготавливать композиции соленого теста. Программа составлена на основе знаний возрастных, психологических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
Данная программа «Умелые ручки» предназначена для учащихся 5 – 6 классов и рассчитана на один учебный год ( 34 занятий, 68 часов). Разработана мною на основе программы «Народные промыслы», опубликованной в журнале «Сельская новь», 2001 год, а также использовался «Сборник авторских программ дополнительного образования детей» 2002 года. Оптимальное количество членов кружка 12 – 15 человек. Группа занимается 2 часа в неделю - 1 раз, всего 68 часов в год.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:
- познавательная компетентность; ( овладение опыта самопознания);
- организаторской компетентностью ( планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделия с элементами вышивки, изделий народных промыслов, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности в процессе выполнения проекта);
- коммуникативная компетентность ( владеть способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию),
- информационная компетентность ( способность работать с различными источниками информации);
- социальная компетентность ( соблюдение норм поведения, умение работать в коллективе);
Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т.к. одним из результатов изучения прикладного искусства является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомить с профессиями вышивальщицы, дизайнера, художника и т.д.
Основной целью данной программы является:
- формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности;
- Воспитание и развитие художественного вкуса учащегося;
- Выявление и развитие познавательных интересов;
Задачи:
Обучающие:
- Обучить трудовым навыкам при работе с соленым тестом, тканью, нитками.
- Углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия.
- Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству.
Воспитательные:
- Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
- Воспитывать нравственные качества у детей.
- Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
- Развивать образное мышление, творческие способности.
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится в двух направлениях:
- Усвоение теоретических знаний.
- Формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использоваться такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а ток же выполнение практических заданий.
Программа способствует:
- Развитию чувств красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
- Приобщению детей к национально – региональным особенностям;
- Умению находить варианты решения в работе;
- Оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни.
Формы контроля:
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов, формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- Исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки.
- Способы замешивания соленого теста.
- Сведения о знаках и символах русской вышивки.
- О цветовом сочетании в изделиях.
- Русские народные праздники.
Должны уметь:
- Изготавливать самодельные игрушки из ткани.
- Разбираться в схемах и чертежах.
- Работать по шаблону.
- Ориентироваться в качестве изделий.
- Правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.
Учебно – тематический план.
№ | тема | Основное содержание | Тема занятий | Количество часов | Количество часов | |
1. | Введение в программу. История возникновения народных промыслов | Вводное занятие | 2 ( часа) | 2 ( часа) | ||
2. | куклы | Художественные ремесла. Выполнение проекта, выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов изделия. | Русская самодельная игрушка | 2 ( часа) | 2 ( часа) | |
3. | Художественные ремесла. Выполнение проекта, выполнение эскиза и разработка технологии изготовления элементов изделия. | Свадебные куклы « неразлучники», «красота» | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
4. | Выполнение проекта внесение при необходимости изменений в изделие | Кукла - берегиня | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
5. | Выполнение проекта внесение при необходимости изменений в изделие | Кукла «перевертыш» | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
6. | Выполнение проекта внесение при необходимости изменений в изделие | Кукла «сударушка» | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
7. | Соленое тесто | Из истории соленого теста. Замес теста. Окрашивание теста. | Изделия из муки и теста | 2 ( часа) | 2 ( часа) | |
8. | Выбор изделия для проекта. Технология изготовления отдельных деталей фигурок из теста | Ангел | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
9. | Выбор изделия для проекта. Технология изготовления отдельных деталей фигурок из теста | Композиция «Русский самовар» | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
10. | Выбор изделия для проекта. Технология изготовления отдельных деталей фигурок из теста | Композиция «Елочка» | 4 ( часа) | 4 ( часа) | ||
11. | вышивка | История возникновения вышивки, знакомство с традициями вышивки | Вышитые изделия | 2 ( часа) | 2 ( часа) | |
12. | Основы композиции, цветоведение. Подготовка к вышивки, технология и приемы вышивки | Вышивка крестом. Закладка для книг | 10 ( часа) | 10 ( часа) | ||
13. | Применение вышивки в оформлении интерьера, отделка современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения проекта. | Вышивка крестом. Полотенце | 10 ( часа) | 10 ( часа) | ||
14. | Применение вышивки в оформлении интерьера, отделка современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения проекта. | Вышивка гладью. Салфетка | 6 ( часа) | 6 ( часа) | ||
15. | Выполнение проекта, анализ общих результатов работы над проектом. | Праздничная открытка | 6( часа) | 6( часа) | ||
16. | Организация и оформление выставки работ, анализ общих результатов | Итоговое занятие | 2 ( часа) | 2 ( часа) |
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Литература.
- Авраменкова О.И, Душацкая Г.Я., и др, Хобби. – М.: Легпромиздат, 1992. – 48с.
- Баева Т.И., Бойкова О.А., На досуге. – М.: Легпромиздат, 1990.– 48с.
- Дайн Г. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1994 – 143с.
- Литвинец Э. Н., Учись вышивать, Сделай сам. – М.; Знание, 1991. 143с.
- Народное творчество: журн. – 2003;2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умные ручки"
Рабочая программа "Умные ручки" является модифицированной и составлена на основе Программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" И.А. Лыковой " . ...
Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...
Рабочая программа «Очумелые ручки»
Актуальность программыВ наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прик...
рабочая программа "Золотые ручки"
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше ...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная" 2 часть.
Владимирская Русь - Русь православная... Юные жители нашей области вырастают под сенью этой многовековой и возрождающейся в наши дни культуры. По городам и весям по утрам звонят-поют колокола, а злато...
Рабочая программа "Умелые ручки" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"1-4 класс...