«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Бондарева Тамара Васильевна

Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№20

имени Героя Советского Союза В.И.Филатова»

                   

Методическая разработка по технологии:

«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»

для 5 класса (2 часа)

                                                                                             Разработчик   урока:

учитель  технологии

Бондарева Тамара Васильевна.

Педстаж_23_ года,

1__ квалификационная категория

                                                       2010

Цели:

        -систематизировать и дополнить знания полученные учащимися в начальных классах о тканях

        -формировать представление о тканях как о двух системах нитей

        -научить определять направления нитей основы и утка

        -воспитывать уважение к труду старших поколений.

Наглядные пособия и оборудование:

коллекция волокон  «Хлопок» и  «Лен»

коллекция тканей  на красиво оформленном стенде

модели фартуков, полотенце

кусочки ткани, лупы, иголка, игольница, кусочки ваты

эскизы, рисунки,

схема  «Волокна»

таблицы «Характеристика нитей», «Определение в ткани направления нитей основы и утка»

учебники, тетради

прялка, веретено

образцы на картоне хлопок и лен

презентация

Межпредметные связи:

История, литература, биология, И З О

Основные понятия:

волокно,  прядение, ткачество, суровьё, основа, уток, кромка, семенные, лубяные, хлопчатник, полотняное

напечатанная

гладкая поверхность

ворсовая

гладкокрашеная

пестротканая

Х О Д      У Р О К А

I.  Сообщение познавательных сведений.

        В этом учебном году нам  предстоит сшить  первое большое изделие на швейной машине. Шаг за шагом мы продвигаемся к поставленной цели.

Скажите, а из чего мы будем шить фартуки? ….

Тема  урока: ««Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения(слайд)

На свете столько разных вещей из ткани,  посмотрите какие они разные: (стенд коллекция тканей)

-гладкие и ворсистые

-легкие и тяжелые

-теплые и прохладные

-плотные и редкие

Наша одежда тоже сшита из различных видов ткани.

Но раз их называем одним именем - ткани, значит, все они чем-то похожи друг на друга.

Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке (слайд).

        Цель урока - узнать как можно больше о производстве тканей.

Практическая работа № 1 «Ткань».

Подготовить:

тетрадь, лупу,  кусочек ткани и  иголку, линейку, карандаш.

Проведем небольшую исследовательскую работу. Мы будем работать с иглой поэтому  необходимо вспомнить правила Т.Б.

при работе с иглами: ( ? )

-сосчитать в начале и в конце работы

-вкалывать в игольницу

-не оставлять в ткани

-если сломалась, собрать и выбросить

Работа в тетрадях:

- записать тему;

-зарисовать схему, располагая её в левом углу тетради (слайд)

ткань

Последовательность работы, вводный инструктаж:

а) иголкой отделите от ткани небольшие частички, что получилось, как вы их называете? (нити)                                                          

( заполним   второй прямоугольник – нити)

б) через лупу внимательно посмотрите,  ниточка плотно скручена из маленьких   ворсинок, которые  называют волокнами

(заполняем следующий прямоугольник).

(приложение №8.)

в) вывод:

что бы получить ткань необходимо вначале иметь волокно.

Так что же такое волокно и из чего его можно получить?

(работа с учебником  стр.  5  - волокно, текстильное волокно)

Работа с таблицей «Классификация волокон».

Подготовить:

на экране схема «Волокна».

на партах схема  «Волокна» незаполненная.

        Заполняем вместе таблицу «Волокна» (см. приложение 3) дома вклеите в тетрадь (читаем, заполняем пустые прямоугольники)

Натуральные волокна – образуются без вмешательства человека в природу.

Химические волокна – получают химическим путем в заводских условиях.

1.Натуральные волокна.

Подготовить:

слайды

доклады

образцы на картоне хлопок и лен (№1 и№2)

Послушайте небольшие  доклады о растениях, которые являются сырьем для получения волокон растительного происхождения  (см. приложение № 1).

        В 5 классе мы будем работать только с волокнами растительного происхождения.

- доклад о хлопке (слайды: 3 шт)

показать ---- коробочку с хлопком

оклад о льне (слайды: 2 шт)

показать ----лен долгунец, лен кудряш

Учащиеся  определяют ткани на ощупь   (образцы № 1 и №2 не подписаны – хлопок и лен)

Запись в тетради:

Растительные волокна:

1) семенные волокна –  получают из семенной коробочки хлопчатника

2) лубяные – из лубяного слоя стебля растения.

вывод: сырьём для получения волокон растительного происхождения

являются волокна хлопка и волокна льна.

II. Физкультминутка:

проводим небольшую гимнастику (встали, руки вперед помассировали кулачками, руки на талию повороты вправо, влево, сели)

 III. Процесс получения ткани.

Практическая работа   № 2 «Прядение », «Ткачество»

Подготовить: 

слайды

прялку

веретено

кусочки ваты

плакат ткань – нити – волокна

коллекции «Хлопок»,  «Лен».

Работа с первой схемой  (ткань – нити -  волокна)

-рассматриваем в другом направлении - снизу вверх.

Знаем из чего получают волокна, а как из волокон получить нить?

(вспомните сказку А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане», как она начинается?)

        Три девицы под окном

        Пряли поздно вечерком…

Слайды  с прялкой, веретёнами (2 шт)

Показать веретено и  прялку

(ученицы пробуют прясть из кусочка ваты, убеждаются в том, что это сложная и долгая работа).

Рассказать о том, что сейчас этот процесс выполняют машины.

Ставим стрелку в схеме и добавляем слово прядение.

Учащиеся сами формулируют название этого процесса:

Прядение – это получение нити из волокон.

Ткачество.

Подготовить:

-большой отрез ткани с кромкой

-коллекции хлопок и лен ( весь процесс получения ткани)

-схема последовательность процесса производства ткани  ( на обратной стороне схемы «волокна» приложение № 2 )

-образец суровой ткани

-слайды (1 тш: раньше и сейчас)

-слайды (цепочка)

        Чтобы получить ткань из нитей (пряжи ):

-куда их отправляют,  на какие фабрики? (ткацкие)---слайды

Показать процесс получения ткани:

        коллекция «Хлопок»

        коллекция «Лен»

Запись в тетради:

Прядение это получение нити из волокон.

Ткачество это получение ткани из нитей или пряжи

Ткань – это материал, который  изготавливается на ткацком станке путем переплетения нитей

Суровьё – ткань грязноватого цвета, шероховата, полученная на ткацком станке

Процесс получения ткани:

сырье – волокно – пряжа – суровьё – опаливание – беление - крашение

                                               (ткань).

Сейчас  нас ждет одно очень интересное исследование. Что же это за нити, которые,  переплетаясь между собой, образуют ткань? И какими  свойствами они обладают?

Практическая работа  № 3  « Свойства нитей основы и утка».

Подготовить:

-ткань с кромкой, иголку, игольницу, лупу,

-показать таблицу «Характеристика нитей» (слайд)

- подготовить доску в два столбика

Выполняют самостоятельно, сверяют.

(Таблицу не рисовать, а показать на доске,  как заполнять в два столбика.)

Характеристика

нитей

По вертикали

По горизонтали

Толщина

Пушистость

Извитость

Растяжение

Прочность

Вводный инструктаж:

-взять образец с кромкой и расположить кромку к окну

-выдернуть ниточку по горизонтали и полонить

-выдернуть ниточку по вертикали и положить

-самостоятельно заполнить таблицу

-сверить с заполненной таблицей на слайде

-выявить ошибки

-исправить

----------------------                 ------------------------

1) тонкая                                        толстая

2) гладкая                                       пушистая

3) менее извилистая                      сильно извилистая

4) плохо тянется                            хорошо тянется  

5) прочная                                      рвется

-прочитать первый столбик и написать на верху – основа

-прочитать второй столби и написать на верху – уток (поставить ударение).

        Сделать вывод:

-нити, идущие вдоль кромки называют нитями основы

-нити, идущие поперек  кромки называют нитями утка.

        В изделиях нить основы обычно располагают вертикально, чтобы изделие меньше растягивалось и дольше сохраняло форму

Лабораторная работа №1  «Виды переплетений нитей в тканях».

Подготовить: тесты (см. приложение №4)

лупу

плетеные коврики

образцы с видами переплетений

книгу «Как рубашка в поле выросла»

марлю

льняное полотенце

ткань с узором из нитей

Очень интересно описан процесс получения ткани  в рассказе К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Думаю, что многие его читали, а кто еще не читал,  обязательно прочитайте, вы узнаете, как трудно было в домашних условиях получать самую обычную льняную ткань.

 У меня сохранилось полотенце бабушки, котороё она ткала и вышивала.

В далеком детстве посчастливилось наблюдать за процессом  ткачества половиков  на огромном ткацком станке, который вы видели сегодня на слайд. Но не только я была очевидцем получения ткани, вы тоже, даже не подозревая, об этом -   выполняли работу за ткацкий станок. Вспомните  красивые коврики, которые делали на уроках труда  в начальной школе.

        Возьмите лупу и посмотрите на  первый образец:

        - видите плотную сеточку из нитей?

На ткацкий станок натягивают  (вертикально)  нити и,  переплетая их  горизонтальными нитями   (как и в коврике) -  получают ткань.

Переплетать нитки между  собой  можно разными способами.

        Посмотрите остальные образцы:

        -что вы видите?

        -как они выглядят, одинаково или нет?

Полотняное переплетение  (ткань – полотно).

        Наша цель научиться отличать полотняное переплетение от остальных видов и усвоить материал по новой теме.        

        Посмотрите,  как много нового вы  сегодня узнали: (работа по тетради)

-какие существуют волокна ( схема волокна)

-что является сырьём для получения волокон растительного происхождения

-из какой части растения хлопчатник  получают семенные волокна

-из какой части растения лен  получают лубяные волокна

-что такое прядение

-что такое ткачество

Знания проверим по тестам (подписать, у правильного ответа поставить галочку)

Лабораторная работа №2  «Определение в ткани направления нитей основы и утка».

Подготовить:

большой отрез ткани с кромкой и без  кромки

раздать  кусочки ткани без кромки

зарисовать таблицу, которую будем заполнять вместе, а затем проверим по слайду.

Мы практически готовы к тому, чтобы выкраивать фартук из ткани.

Многие из вас принесут ткань новую купленную в магазине, с кромкой, а как бить другим,  если у них дома лежит ткань, но  без кромки? 

Объяснить по звуку, а два других находят самостоятельно, используя свойства нитей  (на доске столбики). Заполняют таблицу.

Признаки

основа

уток

По кромке

По растяжению

По звуку

звонкий

глухой

 Проверяем таблицу

признаки

основа

уток

По кромке

вдоль

поперек

По растяжению

Не тянется

тянется

По звуку

звонкий

глухой

(Работают с кусочком ткани без кромки. Проверяют на растяжение и ставят стрелку. Работы сдадут вместе с конвертом в конце урока.)

IV. Физкультминутка.

V. Лабораторная  работа №  3  «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях». (Работа в группах по 2 человека.)

Подготовить разные образцы тканей для объяснения.

Раздать конверты на парту с различными видами тканей.

-напечатанные

-ворсовые

-с гладкой поверхностью (блестящие)

-однотонные

-пестротканые

Полученные знания  пригодятся нам при раскрое фартука из ткани, но остается еще одна небольшая проблема -  как определить лицевую сторону в различных видах тканей.

 Учащиеся  самостоятельно  раскладывают  образцы тканей  лицевой стороной вверх. Проверить.

Все убрать в конверт.

Запись в тетради:

лицевая сторона:

напечатанная  -   яркий  рисунок  (стр. 11 рис 7)

ворсовая –  длинные  ворсинки

с гладкой поверхностью – блестящая поверхность

однотонная – без узелков

пестротканая – без узелков

Надеюсь, знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни, а самостоятельная практическая работа, которую  сейчас выполним,  избавит   нас от ошибок во время раскроя.

Самостоятельная  практическая  работа по карточкам  (см. приложение № 6)

Подготовить:

карточки (1-16)

лупы

конверты

листочки  (Ф, И. класс № карточки, 1-

                                                              2-

                                                              3-

                                                             

Вводный инструктаж:

-подписать листы ответов (Ф.И. класс, № карточки)

-пользоваться лупой

-образцы ни один не приклеен кромкой

-давать ответы только цифрами, через запятую

-переплетение определять лишь полотняное

Обязательная работа 1-3 задание.

Под звездочкой  - определить направление основной нити и поставить    

по большому образцу.

Кто справится с работой – все вложить в конверт и положить на край стола, а самим приступить к выполнению домашней работы можно выписать в тетрадь  ассортимент х.б. тканей (см. приложение №5)

VI. Заключительная часть урока:

-оценки за урок

-навести порядок на столе

-сдать конверты, ответы

Запись в тетради: (д.з)

Творческое задание:

-Оригинально оформить творческую работу  «Коллекция тканей»

 (показать образцы  работ) 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Натуральные волокна растительного происхождения"

Понятие натуральных волокон растительного происхождения: хлопок  и лен.Процесы производства хлопка и льна.Схема производства ткани.Профессии ткацкого производства.Отличительные признаки нитей осн...

Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме "Натуральные волокна растительного происхождения. Влияние на здоровье человека тканей из этих волокон"

Цели урока:Образовательные: ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, из чего получают, где выращивают, как перерабатывают, какими свойствами обладают,  что из них...

конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения"

конспект урока по технологии 5 класс "Натуральные волокна растительного происхождения" по учебнику О.А. Кожиной...

Тема: Натуральные волокна растительного происхождения

Цель:  формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.Задачи:  ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать ...

Самоанализ урока по теме: Натуральные волокна растительного происхождения

Цель:  формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.Задачи:  ознакомить учащихся со способом изготовления нитей и тканей из волокон; развивать ...