Педагогический проект
проект (технология, 5 класс) по теме

Фомина Наталья Владимировна

«Формирование положительной  мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии и в рамках дополнительного образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_pedagogicheskiy_proekt_sot.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» ГОРОДА НЕФТЕГОРСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  НЕФТЕГОРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                           

                                         

Педагогический проект

 «Формирование положительной  мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии и в рамках дополнительного образования».

Учитель технологии

 ГБОУ СОШ №3

Фомина Наталья Владимировна

г. Нефтегорск, 2013 г.

        

                                                                                                     Расскажи - я забуду,

                                                                                                            покажи – я запомню,

                                                                                      дай попробовать – и я пойму.

                                                                                                                                                         Китайская пословица

         Название проекта: «Формирование положительной  мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии и в рамках дополнительного образования».

Проблема: изменения в социально-экономической и духовно-культурной сфере жизни России ставят перед школой ряд новых организационных, экономических и педагогических задач. Они продиктованы социальным заказом на личность, способную адаптироваться к сложной динамике общественных преобразований и успешно реализующую себя в   избранной области интеллектуально-творческой деятельности.

Реформирование системы образования направлено на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.  

На сегодняшний день в школах преобладают традиционные формы и методы обучения, которые в свою очередь не в полной мере раскрывают потенциал учащихся, не дают возможность полностью осознать, для чего ему необходимы те или иные знания и умения. Учащиеся воспринимают новый материал, не находя ему применение в практической жизни.   Поиск решений данной  проблемы заставляет пересмотреть некоторые содержательные и методические аспекты преподавания.

Решающую роль в процессе обучения и развития имеет личная мотивация учащихся, которые, должны быть, заинтересованы в необходимости процесса обучения и самореализации.

Цель:  способствовать формированию у учащихся устойчивой положительной  мотивации к развитию творческой самостоятельности через  проектный метод обучения на уроках технологии и в рамках дополнительного образования.

Задачи: 

1.  Выявить имеющийся начальный уровень мотивации учащихся к предмету и определить уровень мотивации достижения успеха и боязни неудачи, используя диагностические методики.

 2. Использовать  различные виды проектной деятельности для развития                  

творческих способностей и активности учащихся.

3. Способствовать формированию технологической культуры и знаний  по технологии обработки различных материалов, овладения методами творческой деятельности в проектировании и изготовлении изделий с учётом эстетических и экологических требований.

4. Способствовать развитию творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.

Актуальность проекта: в условиях  проектной деятельности, обучающийся  оказывается в ситуации, которая характерна для реальной  учебной деятельности и ставит его перед необходимостью изменять свои установки, вырабатывать навыки аналитической деятельности,  умения работать индивидуально и в коллективе, брать на себя ответственность за последствия принятых решений. Так же проектная деятельность способствует формированию и развитию новых, более эффективных коммуникативных навыков обучающихся.

Новизна проекта: с 2011 года в нашем учебном заведении постепенно  вводятся новые  ФГОС.  Их реализация предполагает внедрение системно – деятельностного подхода в обучении учащихся. Проектный метод обучения является способом реализации деятельностного подхода в обучении.

Этапы проекта и деятельность:

 Первый этап (организационный) 2011- 2012 учебный год

  • отбор материала по использованию проектного метода в учебном процессе;
  • создание банка уроков, методических материалов по теме проекта;
  • разработка направлений деятельности по проекту;

Второй этап (основной)-2012-2013 учебный  год

  • обобщение опыта работы по итогам года;
  • пополнение банка данных уроков, дидактических и методических разработок;

№ п/п

Этапы проекта

Сроки реализации

Деятельность по реализации проекта

1.

Предварительный

август

Составление плана реализации проекта, и обсуждение его  на методической секции  и методическом совете.

2.

Организационный

сентябрь

Анкетирование обучающихся          (приложение 1).                                    Определить виды проектов, планируемые для использования их на занятиях.

3.

Практическая реализация проекта

октябрь- май

Проект,  как способ реализации деятельностного подхода:

Социальный проект - активная жизненная позиция гражданина общества (проблемы класса, школы, города, асоциальных проявлений учащихся. Поддержка людей нуждающихся в помощи. Разработка мероприятий для начальной школы. Сохранение и развитие национальных культур: создание костюмов, игрушек, мероприятий).

Исследовательский проект - проявление профессиональных качеств (исследование свойств материалов и их практическая значимость, дизайн-анализ товаров промышленного производства, актуальная значимость тех или иных товаров и услуг).                Творческий проект- выражение творческой активности (подарок школе, родным, другу.

Оформление интерьера квартиры, своей комнаты).                                

4.

Защита проекта

май

Творческий отчет в форме открытого урока.

5.

Подведение итогов.

май

Анкетирование обучающихся

Третий этап (заключительный) -2013-2014 учебный год

Подведение итогов реализации проекта.

Формы организации  учебной деятельности, направленной на развитие самостоятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные.

1. Учебное занятие – усвоение новых знаний, проводить в форме объяснения, рассуждения, ознакомления с новыми технологиями, при использовании интерактивной доски рекомендовано применять модули каталога Федерального центра информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html;

- самостоятельная работа учащихся: подготовка сообщений, кроссвордов, нахождение интересных фактов.

2. Лабораторное занятие – самостоятельное исследование свойств материалов, подбор необходимых материалов для выполнения задания,

3. Практическое занятие – отработка умений и навыков, реализация конкретной задачи с применением учебного материала:

- самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников над своей частью задания, обучение работе  с новыми технологиями обработки,  дополнительными техническими устройствами и программными средствами.

4. Коллективный урок – обсуждение возникших проблем во время практической деятельности:

- самостоятельная работа учащихся: разработка идей для решения возникших проблем, пути достижения цели, планирование работы.

 5. Урок – защита проектов.

Кадровый ресурс:

- учителя технологии, методическая служба школы, педагоги-организаторы по воспитательной работе, психологи.

Материально-техническое оснащение

1. Кабинет технологии должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Условия кабинета позволят реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы. ( Приложение 2)

2. Комплекты рабочих инструментов для работы с соленым тестом, кожей, бисером, тканью, вышивкой.

3. Интерактивная доска,  мультимедийный проектор,  компьютер,  музыкальный центр, электрические плиты, швейные машины, утюг, гладильная доска.

Учебно-дидактические материалы

1. Инструкционные, технологические карты,  тесты по всем разделам, карточки - задания, коллекции наглядных образцов по темам, шаблоны, лекала, схемы по темам, образцы поэтапной обработки, образцы готовых изделий, образцы лучших проектных работ.

Партнеры

ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска СП, реализующее образовательные программы дополнительного образования детей, Центр детского творчества «Радуга»,  классные руководители, родители учащихся.

Целевая аудитория

1. Девочки 5-8 классов (образовательная область «Технология»).

2. В группы спецкурса (кружок «Фантазия») принимаются все желающие с 5 по 9 класс. Формирование групп происходит в соответствии с возрастом, но если ребёнок заинтересуется теми видами творческой деятельности, которые изучаются на другой параллели, то он всегда может перейти в интересующую его группу. Наполняемость групп – 15 человек.

Занятие рассчитано на 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение уровня творческой самостоятельности в технологическом образовании, самостоятельные творческие проекты школьников:                                                                                                                           
  •   сформирует элементарные навыки работы в малых группах, сплотит коллектив и укрепит толерантные отношения между его членами;
  • упрочит связь между учителем и обучающимися;

заинтересует обучающихся в изучении предмета.

Об этом говорят полученные результаты:

Стабильно высокие результаты обученности учащихся:

2008-2009 учебный год: качество знаний 92 %, средний балл – 4,1

2009-2010 учебный год: качество знаний 94 %, средний балл – 4,2

2010-2011 учебный год: качество знаний 93 %, средний балл – 4,2

2011-2012 учебный год: качество знаний 94 %, средний балл – 4,3

2012-2013 учебный год: качество знаний 94 %, средний балл – 4,3

  •  Повысился уровень интеллектуального развития;
  •  Повысилась информационная творческая активность;
  •  Повысились способности к анализу информации;
  •  Сформированы универсальные учебные действия;
  •  Сформировалась положительная мотивация к учебной, проектной деятельности, что подтверждается успешным участием в различных конкурсах:

- родительские лектории;

 - общешкольные родительские собрания;

-  школьные семинары;

- выставка декоративно-прикладного конкурса: «Русь моя православная»; «Подарки зимушки-зимы».

Гипотеза подтвердилась

ГРАМОТЫ вложить

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе планируется разработка программы элективного курса предпрофильной подготовки «Декоративно – прикладное творчество в швейных изделиях». Актуальность данного курса заключается в следующем:

- недостаточно возможности на уроках для детей способных и увлечённых швейным делом реализовать свои потребности.

             

                                                                                                Приложение 1

Анкетирование обучающихся          

Инструкция. На приведенные ниже вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», то есть «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.

  1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативы.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.
  6. При встрече с препятствиями, как правил, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонней к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном! зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных зданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
  10.  Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11.  Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12.  Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
  13.  Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14.  Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
  15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.
  16.  При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.
  17.  Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18.  При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19.  В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.
  20.  Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Ключ обработки и интерпретация

1 балл получают ответы «да» на вопросы 1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы «нет» на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. 

Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). 

Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

 Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует        

 считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов

ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов ближе к мотивации успеха. 

                                                                                                               Приложение 2

Гимнастика для пальцев рук

Эти упражнения выполняют стоя или сидя, поставив локти на стол: каждое -10-15 раз. По завершении гимнастики следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж пальцев, поглаживая их от кончиков к запястью.

  1. С силой, сжимать и разжимать пальцы, пока они не устанут.
  2. Выпрямить пальцы. Одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги.
  3. Сжимание пальцами теннисного мяча.
  4. Круговые движения каждым пальцем по большой амплитуде в одну и другую стороны. Развести прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в и.п. (разогнуть пальцы).
  5. Руки вперед ладонями вниз. Поднимание ладоней вверх и опускание их вниз.
  6. Сжать пальцы в кулак. Делать круговые движения кистью в левую и правую стороны; сгибать и разгибать кисти рук.
  7. Пружинистые разгибания ладони левой руки правой рукой и наоборот.
  8. Пружинистые сгибания левой руки правой рукой и наоборот.
  9. Руки перед грудью, локти в стороны, пальцы сцеплены. Волнообразные движения руками.
  10. Руки перед грудью, ладони обращены к груди, пальцы сцеплены. Пружинистыми движениями разгибать руки вперед, ладони направлять вперед (от себя).

Гимнастика для глаз (снимает утомление глаз)

 1. Закрыть глаза, сильно напрячь глазные мышцы - на счет 1-4; затем открыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль – на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.

 2. Посмотреть на переносицу, задержать взгляд - на счет 1-4; затем посмотреть вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.

 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд - на счет 1-4; затем посмотреть вдаль прямо - на счет 1-6. Аналогично - упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Выполнить 3-4 раза.

 4. Перевести взгляд быстро по диагонали справа сверху – налево вниз, смотреть прямо вдаль - на счет 1-6; затем слева сверху - направо вниз и снова вдаль - на счет 1-6. Выполнить 4-5 раз.

Гимнастика для головы (улучшает мозговое кровообращение)

 1. И. п. - сидя на стуле, расслабленные руки вдоль тела, спина прямая. Медленно наклонять голову назад-вперед.

2. И. п. - руки к плечам. Повернуть голову направо, локти отвести в стороны, вернуться в и. п. То же с поворотом головы налево.

3. И. п. - руки за голову, пальцы сцеплены. Руки вверх, ладони соединить, потянуться, посмотреть на кисти рук, вернуться в и. п.

Гимнастика для  рук и плечевого пояса

 1. И. п. - основная стойка. Поднимание и опускание плеч.

 2. И. п. - руки согнуты перед грудью. По два пружинящих рывка назад согнутыми и прямыми руками.

 3. И. п. - руки вытянуты вперед ладонями вверх. Сжимая пальцы в кулаки, согнуть руки в локтях; вернуться в и. п.

 

Гимнастика для туловища и ног

 1. И. п. - руки на поясе. Пружинистые наклоны вправо и влево.

 2. И. п. - руки на поясе. Сделать три пружинистых наклона вперед, доставая до пола руками; вернуться в и. п.

 3. И. п. - основная стойка. Присесть, руки вперед; вернуться в и. п.

 

Гимнастика для всего тела (снимает общее утомление)

«Проснулись, потянулись». И. п. - основная стойка, голова опущена, руки за голову, локти вниз. Руки вверх - наружу,  голову поднять, прогнуться (глубокий вдох); вернуться в и. п. (выдох).

«Пловец». И. п. - ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, ноги в коленях полусогнуты. Поднять согнутые в локтях руки, кисти перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнять круговые движения руками вперед - в стороны назад (в горизонтальной плоскости), имитируя движения рук при плавании брассом. Руки при движении не опускать.

 «Дровосек». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх, пальцы сцеплены, слегка прогнуться. Наклон туловища вперед, руки вниз (между ног); вернуться в и. п.

 «На параде». Ходьба на месте с широкими движениями рук.

(http://do.znate.ru/docs/index-28396.html?page=6 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....