Факультатив "Развитие мелкой моторики" по технологии
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Программа факультатива "Развитие мелкой моторики" по технологии для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики 5 класс21.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

Программа факультатива

Развитие мелкой моторики

Автор:

учитель технологии

Осипова Наталья Сергеевна

Смоленск - 2011


Пояснительная записка

Актуальность факультатива

Если у ребенка проблемы со зрением, то  познание окружающего мира компенсируется развитием осязательных ощущений. Занимаясь с ребенком ручным трудом, мы активно способствуем его всестороннему гармоничному развитию. Ученые, изучающие деятельность мозга, отмечают большое стимулирующие значение функции руки. Физиологи установили, что пальцы человека органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Психологами выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма.

Цель факультатива

Компенсировать развитие ребенка путем активных движений пальцев рук, развитие практического интеллекта: умений анализировать задание, планировать ход его выполнения, создавать у учащихся ситуацию успеха путем развития  у них зрительно-осязательной сферы.

Задачи факультатива

Образовательные задачи: расширить представления учащихся о конструкционных материалах, их свойствах и многообразии предметного мира.

Развивающие задачи: развитие внимания, памяти, зрительно-осязательной сферы ребенка, пространственного представления, воображения.

Воспитательные задачи: воспитание трудолюбия, воли, терпения, усидчивости, посильной аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое до конца.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Группа комплектуется из учащихся 5  классов (11-12 лет).

Форма организации работы: проведение тренировочных упражнений для создания творческих проектов.  

Используя метод проектов - гибкую форму организации детского труда, учитываю индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый учащийся работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Большая часть времени отводится практической деятельности, при этом особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися.

В начале каждого занятия рекомендовано проводить подготовительную гимнастику для развития мелкой моторики рук.

Программа знакомит с приёмами работы в технике бумагопластика,  оригами, изонить, тестопластика, с природными материалами, моделирование из готовых форм и геометрических тел.

Работа в технике оригами. Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. При складывании фигурок учащиеся получают информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных и птиц. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.

Работа с мятой бумагой. Изготовление панно, открыток из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук.  Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.

Работа с природным материалом. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача учителя – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов.

Работа в технике изонить. Изонить — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В качестве основания используется бархатная бумага или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, другие. На занятиях кружка дети овладевают навыками работы с иглой, шилом. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Цели занятий нитяной графикой:

  • познакомить с новым видом художественной деятельности, привить умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
  • развивать мускулатуры кисти руки, глазомера, остроты зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
  • развивать абстрактное мышление;
  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Конструирование и моделирование одежды. Расширяют свои знания о специальной одежде. Учатся кроить (из цветной бумаги) и оформлять фартук, изготавливать аппликацию из ткани. Занятия развивают эстетический вкус ребенка.

Моделирование из готовых форм. Изготовление объемно-пространственных форм (животных, домики, растительные формы), соединенных между собой общим композиционным решением. Свойствами построения композиции являются пропорции, соподчиненность, масштаб. Занятия способствуют не только развитию мелкой моторики рук, но и  пространственного мышления и воображения учащихся.

 

Планируемые результаты:

  • свободное владение различными приемами работы с бумагой, природными материалами, техниками оригами и изонить; выполнение творческих работ: открытки, панно, аппликации, макеты; осуществлять ремонтные работы в быту.
  • развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • выработка умений осуществлять самоконтроль в работе, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, рационально планировать деятельность, умения самостоятельно следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

Экскурсия на выставку проектов (мастерская технологии).

Открытка ветеранам  в технике оригами.

Способы оформления работ.

Экскурсия на природу. Сбор  материалов для поделок.

Коллаж «Ах осень, осень…»

Техника оригами «Птицы улетели».

Техника оригами «Мой любимый питомец».

Работа над эскизом панно.  

Формование мятой бумаги.

Создание элементов композиции панно в технике бумагопластика.

Создание элементов композиции панно в технике тестопластика.

Панно в технике коллаж. Изготовление фактурного фона панно.

Оформление панно.  Изготовление рамки из бумажных  трубочек.

Оформление панно. Объемное моделирование  коробки от конфет.

Изготовление Авторской открытки к Новому году.

Конструирование одежды.  Работа с лекалами.

Моделирование специальной одежды.

Виды художественного моделирования (аппликация).

Способы ремонта одежды. Изготовление клеевой аппликации.

Пришив пуговиц. Изготовление панно из пуговиц.

Изготовление воздушной петельки.

Виды ручных стежков.

Выбор рисунков для аппликации.

Технология изготовления аппликации.

Художественное моделирование – ИЗОнить.

Панно в технике ИЗОнить.

Панно в технике ИЗОнить.

Моделирование из готовых форм (спичечных коробков).

Объемное моделирование животных из спичечных коробков.

Оформление поделок фактурными материалами:  мятой бумагой,  крупой,  семенами и т.д.

Изготовление  макета домика из коробков.

Оформление макета домика спичками и др. фактурными материалами.

Ландшафтный дизайн.  Создание коллективной работы из макетов домиков «Лучший город на земле».

Итоговое занятие.  Игра: «Угадай на ощупь материал поделки».


Литература:

  1. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки.. Самара: «Учебная литература», 2002.
  2. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие. - М.:Книжный дом «Университет», 2000.
  3. С.Ю. Афонькин, Е.Ю.Афонькина. Всё об оригами. Спб:ООО «СЗКЭО Кристалл», 2004.
  4. Г. Браницкий.  Изонить. И угол и дуга — все линии прямые. Наука и жизнь, 2004, №12.
  5. Технология. Методический журнал для учителей технологии. М.:Первое сентября
  6. http://stranamasterov.ru/  Страна мастеров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС

В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...

развитие мелкой моторики на уроках технологии

развитие мелкой моторики на уроках технологии...

Урок технологии "Выращивание растений из мелких семян"

Практическая работа по выращиванию растений....

Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки

Целью использования  игровой технологии в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.

            Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...