Факультатив "Развитие мелкой моторики" по технологии
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Программа факультатива "Развитие мелкой моторики" по технологии для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Программа факультатива
Развитие мелкой моторики
Автор:
учитель технологии
Осипова Наталья Сергеевна
Смоленск - 2011
Пояснительная записка
Актуальность факультатива
Если у ребенка проблемы со зрением, то познание окружающего мира компенсируется развитием осязательных ощущений. Занимаясь с ребенком ручным трудом, мы активно способствуем его всестороннему гармоничному развитию. Ученые, изучающие деятельность мозга, отмечают большое стимулирующие значение функции руки. Физиологи установили, что пальцы человека органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Психологами выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребенка, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма.
Цель факультатива
Компенсировать развитие ребенка путем активных движений пальцев рук, развитие практического интеллекта: умений анализировать задание, планировать ход его выполнения, создавать у учащихся ситуацию успеха путем развития у них зрительно-осязательной сферы.
Задачи факультатива
Образовательные задачи: расширить представления учащихся о конструкционных материалах, их свойствах и многообразии предметного мира.
Развивающие задачи: развитие внимания, памяти, зрительно-осязательной сферы ребенка, пространственного представления, воображения.
Воспитательные задачи: воспитание трудолюбия, воли, терпения, усидчивости, посильной аккуратности, целеустремленности, умения доводить начатое до конца.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Группа комплектуется из учащихся 5 классов (11-12 лет).
Форма организации работы: проведение тренировочных упражнений для создания творческих проектов.
Используя метод проектов - гибкую форму организации детского труда, учитываю индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый учащийся работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Большая часть времени отводится практической деятельности, при этом особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися.
В начале каждого занятия рекомендовано проводить подготовительную гимнастику для развития мелкой моторики рук.
Программа знакомит с приёмами работы в технике бумагопластика, оригами, изонить, тестопластика, с природными материалами, моделирование из готовых форм и геометрических тел.
Работа в технике оригами. Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. При складывании фигурок учащиеся получают информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных и птиц. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
Работа с мятой бумагой. Изготовление панно, открыток из мятой бумаги - прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижение.
Работа с природным материалом. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача учителя – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов.
Работа в технике изонить. Изонить — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В качестве основания используется бархатная бумага или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, другие. На занятиях кружка дети овладевают навыками работы с иглой, шилом. Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику. Цели занятий нитяной графикой:
- познакомить с новым видом художественной деятельности, привить умение использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
- развивать мускулатуры кисти руки, глазомера, остроты зрения, координацию движений рук под контролем глаз;
- развивать абстрактное мышление;
- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Конструирование и моделирование одежды. Расширяют свои знания о специальной одежде. Учатся кроить (из цветной бумаги) и оформлять фартук, изготавливать аппликацию из ткани. Занятия развивают эстетический вкус ребенка.
Моделирование из готовых форм. Изготовление объемно-пространственных форм (животных, домики, растительные формы), соединенных между собой общим композиционным решением. Свойствами построения композиции являются пропорции, соподчиненность, масштаб. Занятия способствуют не только развитию мелкой моторики рук, но и пространственного мышления и воображения учащихся.
Планируемые результаты:
- свободное владение различными приемами работы с бумагой, природными материалами, техниками оригами и изонить; выполнение творческих работ: открытки, панно, аппликации, макеты; осуществлять ремонтные работы в быту.
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- выработка умений осуществлять самоконтроль в работе, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, рационально планировать деятельность, умения самостоятельно следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
Экскурсия на выставку проектов (мастерская технологии). | ||
Открытка ветеранам в технике оригами. | ||
Способы оформления работ. | ||
Экскурсия на природу. Сбор материалов для поделок. | ||
Коллаж «Ах осень, осень…» | ||
Техника оригами «Птицы улетели». | ||
Техника оригами «Мой любимый питомец». | ||
Работа над эскизом панно. | ||
Формование мятой бумаги. | ||
Создание элементов композиции панно в технике бумагопластика. | ||
Создание элементов композиции панно в технике тестопластика. | ||
Панно в технике коллаж. Изготовление фактурного фона панно. | ||
Оформление панно. Изготовление рамки из бумажных трубочек. | ||
Оформление панно. Объемное моделирование коробки от конфет. | ||
Изготовление Авторской открытки к Новому году. | ||
Конструирование одежды. Работа с лекалами. | ||
Моделирование специальной одежды. | ||
Виды художественного моделирования (аппликация). | ||
Способы ремонта одежды. Изготовление клеевой аппликации. | ||
Пришив пуговиц. Изготовление панно из пуговиц. | ||
Изготовление воздушной петельки. | ||
Виды ручных стежков. | ||
Выбор рисунков для аппликации. | ||
Технология изготовления аппликации. | ||
Художественное моделирование – ИЗОнить. | ||
Панно в технике ИЗОнить. | ||
Панно в технике ИЗОнить. | ||
Моделирование из готовых форм (спичечных коробков). | ||
Объемное моделирование животных из спичечных коробков. | ||
Оформление поделок фактурными материалами: мятой бумагой, крупой, семенами и т.д. | ||
Изготовление макета домика из коробков. | ||
Оформление макета домика спичками и др. фактурными материалами. | ||
Ландшафтный дизайн. Создание коллективной работы из макетов домиков «Лучший город на земле». | ||
Итоговое занятие. Игра: «Угадай на ощупь материал поделки». |
Литература:
- Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки.. Самара: «Учебная литература», 2002.
- Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона: Учебное пособие. - М.:Книжный дом «Университет», 2000.
- С.Ю. Афонькин, Е.Ю.Афонькина. Всё об оригами. Спб:ООО «СЗКЭО Кристалл», 2004.
- Г. Браницкий. Изонить. И угол и дуга — все линии прямые. Наука и жизнь, 2004, №12.
- Технология. Методический журнал для учителей технологии. М.:Первое сентября
- http://stranamasterov.ru/ Страна мастеров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....
Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

Развитие мелкой моторики на уроках технологии в условиях ФГОС
В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, вык...

Урок технологии "Выращивание растений из мелких семян"
Практическая работа по выращиванию растений....

Игровая технология для развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью. Пальчиковые дорожки
Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательн...

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...