Урок технологии "Выращивание растений из мелких семян"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Сидорова Людмила Николаевна

Практическая работа по выращиванию растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrashchivanie_rasteniy.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Тема: «Выращивание растений из мелких семян».

Разработала: Сидорова Людмила Николаевна

                                                                    МКОУ Аннинская СОШ №6

                                                         учитель технологии

                                   

                                         

 

I. Вводная часть

5 класс.

Тема: « Выращивание растений из мелких семян».

Тип урока – комбинированный.

         Урок  соответствует рабочей программе, разработанной в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М.,2006).

Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 часов в учебный год. Занятия  по программе предусматриваются в одном полугодии, в соответствии с Учебным планом МОУ Аннинской СОШ №6.   В связи с сокращением учебного времени на изучение данного предмета  суммарное количество времени на изучение отдельных разделов программы сокращено.                            За основу учебно-методического комплекса используется учебник по технологии В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001.

В блоке, в состав которого входит урок по теме «Выращивание растений из мелких семян», представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали, становления и формирования социально трудовой и эстетической компетентности учащихся.

Урок по теме «Выращивание растений из мелких семян» является третьим уроком в данном разделе. Всего  по программе на раздел «Эстетика пришкольного участка» отведено 6 часов. В этом разделе, и конкретно на данном уроке, просматривается тесная связь с уроками биологии, уроками изобразительного искусства.

Данный урок разработан для учащихся  5 класса, в котором обучается 22 человека из них девочек 12.Состав класса по возрастным характеристикам однороден. Родители оказывают большую помощь в организации жизни классного коллектива. Все проблемы класса находят понимание и поддержку  у родителей.

В классном коллективе сформирован хороший познавательный интерес к учебной деятельности. Работоспособность в классе высокая. Дисциплина на уроке хорошая, нарушений не бывает. По диагностическим исследованиям уровня воспитанности класс соответствует высокому уровню. Дети

владеют навыками реализации социальных ролей на разных уровнях социального взаимодействия: с учителями, с ровесниками, с родителями, незнакомыми. В личном общении стараются реализовать самые лучшие свои качества. Бережно относится к продуктам труда других, к школьному имуществу.  Дети способны определить собственную долю ответственности в коллективном деле. Полностью отвечают за порученное дело. Относятся к знаниям как к ценности, к учебе – как основному занятию. Большая часть классного коллектива активно демонстрирует заинтересованное отношение к познавательной деятельности.   Все дети регулярно посещают учебные занятия, не  допускают пропусков  без причины. Они хорошо владеют навыками самостоятельного добывания знаний из различных источников - книги, Интернет, периодика и др., пользуются библиотекой.

При организации учебного процесса  в данном классе  возможно использование групповой работы, дети хорошо владеют  навыками самостоятельной работы в парах, навыками сотрудничества.

Полностью владеют навыками обеспечения порядка собственного внешнего вида, личных вещей, рабочего места. Даже наедине с собой они остаются требовательным к тому, что и как делают. Самооценка у детей адекватна социальным ожиданиям – не занижена и не завышена. Владеют  навыками самоконтроля и самоанализа.

          Классный коллектив сплочен.

Основными ценностями класса   являются:

  1. Эрудиция, кругозор знаний.
  2. Настойчивость.
  3. Трудолюбие.
  4. Широта интересов, любознательность.
  5. Доброжелательность, доброта.
  6. Отзывчивость.
  7. Самостоятельность.
  8. Исполнительность, добросовестность.  
  9. Вежливость, скромность.

Можно отметить, что учащиеся  ориентированы на  получение знаний, проявляя при этом настойчивость и трудолюбие, ответственно подходят к выполнению домашнего задания, исполнительны. Эти качества личности ученики  считают наиболее важными.

В коллективе царит доброжелательная обстановка.

Цели:

образовательные

-обобщить и систематизировать знаний о цветочных растениях отрытого грунта;

-познакомить с особенностями выращивания цветочных культур;

- научить сеять цветочную рассаду.

воспитательные

- воспитывать эстетический взгляд на культуру оформления жилого пространства;

-воспитывать стремление приносить пользу людям;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие.

развивающие

- развивать интерес к познанию садовых культур и стремление к созданию творческих проектов;

-развивать умение наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе.

Оборудование:

1. Презентация

2. Карточки для словаря

3. Образцы семян однолетников и соответствующие им карточки с фотографиями  и названиями растений.

4. Выставка книг и журналов из школьной библиотеки.

Для практической работы: 

1. Перчатки

2. Влажные салфетки  

3. Раствор марганцовки

4. Контейнеры

5. Грунт

6. Пленка 

7. Семена петунии

8. Картонные коробки

9. Фольга.

Слайды

Ход урока

С-2

 

С-3

С-4

План работы

                     

С-5 растения отрытого грунта

                   

                                                 

                     

                   

С-6

С-7

  дельфиниум

 

С-8

                                георгина

С-9

   лилия

С-10

        

             

  виола

   

С-11

С-12  календарь

С-13 кроссворд

С-14 календарь

С-15

С-16

С-17

С-18

С-19

                                                                                  С-20

С-21

С-22

I. Оргмомент.

Тише! Слышите?.. Что это за звуки? Да, это же воробей на ветке распелся.

И что поет? На улице мороз, снег кругом лежит, холодно. А тут еще какая-то птичка присоединилась. Да, это  синица  так звонко поет!.. И что они всполошились?

Посмотрите на небо! Лучи солнца сквозь зимнюю пелену пробираются!

И вот уже, засияли они! Да, так ярко, что глаза слепят.

А тут и небо распахнуло свои занавески и стало таким бездонным, что  голова пошла кругом.

Ручейки зажурчали. Все громче и громче звенят, а значит и весна не за горами. Что ж мы сидим, сложа руки? Вы спросите: «А что нам делать? Куда торопиться?» Так ведь весну встречать нужно. Мы должны помочь весне раскрасить Землю яркими цветами. А пока, подумайте: « Что мы можем сделать сейчас, когда еще зимние холода не отступили?» (Предложения учащихся).

II. Повторение и закрепление материала, связанного с изучением цветочных культур.

 И так, мы решили:

1. Посадить цветочную рассаду.                                                              2. Спланировать размещение цветочных растений на школьном участке.                                                                                                     3.  Приобрести недостающие растения.    

Но прежде чем вырастить рассаду, мы должны определиться, какие  именно растения нам  лучше   выращивать рассадным способом, а какие    вырастить можно иначе.                                                                                            

Как называются  растения,   используемые для выращивания на клумбах?  (растения открытого грунта)

Дайте определение этим растениям.                                

Растения открытого грунта -                                                                   растения, которые в течение всего вегетативного периода пребывают в цветниках или на грядках, участках и плантациях открытого грунта.

Вегетация - состояние роста и развития у растений. Понятие вегетационного цикла включает то время, за которое растение проходи, все фазы своего развития от прорастания семени до образования плода. Вегетационный цикл в наших широтах начинается весной и заканчивается осенью.

Дети знакомятся с новым понятием ВЕГЕТАЦИЯ и вклеивают полученную карточку с определением себе в словарь.

На какие виды  разделяются растения отрытого грунта?                                                                                              

Многолетники, двулетники, однолетники.

Какие растения мы называем многолетниками?

Многолетники - цветочно-декоративные растения открытого грунта способны многократно, из года в год, цвести и плодоносить. Зимой они сохраняются в виде корневищ, клубней, луковиц или клубнелуковиц.

Назовите корневищные многолетники.

                      люпин            пион         флокс         лилейник    гайллардия

                                                                        аквилегия    ирис       астильба (М)

PS   (М)- малоизвестное растение для детей

Назовите клубневые многолетники.

                                                    цикламен        бегония          анемона  (М)

Назовите луковичные многолетники    (?- крокус)

          нарцисс       тюльпан         гладиолус   гиацинт         рябчик  (М)

 Как размножаются многолетники?    

(Делением корневищ, луковицами, семенами.)  

  Если вы хотите вырастить новый многолетник семенами, то лучше всего   воспользоваться рассадным способом выращивания растений.                                                                     

  Какие растения мы называем двулетниками?

Двулетники – это растения,  у которых полный цикл развития от прорастания семян до созревания новых не ограничивается одним вегетационным периодом. Обычно в год посева развивается  только вегетативная розетка   листьев, которая сохраняется живой  и в зимнее время. Цветение и плодоношение  происходит на второй год                                                                              

Назовите двулетники.

     колокольчик    гвоздика        маргаритка      мальва    наперстянка (М)

Лучший способ выращивания – рассадный. Такие цветочные растения как виола, маргаритки при рассадном способе выращивания зацветают в первый год.

III. Выращивание однолетних культур.

Ну и самыми рекордными по срокам цветения в наших садах являются однолетники. Вот за это их и любят садоводы.

Какие растения называются однолетниками?

Однолетники – растения,  проходящие полный цикл своего развития за один год.

Как вы это понимаете?  ( За один год успевают вырастать, цвести,  приносить плоды и, в результате,  погибают)  

Посмотрите, я принесла на урок коробку с семенами летников, которые росли в прошлом году на  школьной клумбе. Ребята шестого класса собрали их по отдельным пакетикам, но вот беда, забыли на пакетах указать название растения, с которого они были собраны. Остались   упаковочные пакеты от прошлого года, в которых были куплены семена (настурция, бархатцы, космея, календула, астра, сальвия, львиный зев, цинния). Давайте попробуем определить,  какие семена, соответствуют какому растению. Расфасуйте их как положено.

Ученики получают пакетики с изображением цветочного растения и образцы семян. Самостоятельно выполняю работу.

Проверка выполненной работы:                                               Скажите, трудно было разобраться в семенах?  Опытный цветовод не испытывает особых трудностей по определению растений по их семенам. Сейчас каждый   может проверить свой опыт.                                          

 (Учитель показывает правильность расфасовки семян, ученики исправляют свои ошибки) Если вы ошиблись, то нет ничего страшного, ведь мы только учимся, если с интересом наблюдать за растениями, то опыт придет и  к вам.

Теперь давайте проверим, не растеряли мы наши семена по классу. Настурцию не потеряли? (Нет). Почему вы так уверенны в этом?      ( У нее крупные семена, мы бы заметили). А еще, у каких однолетников крупные семена? (Бархатцы, цинния)

Настурция, бархатцы (тагетес), цинния, космея, календула  - крупносеменные растения.

А еще, какие группы можно выделить? (Растения с мелкими семенами: львиный зев (антуриум)).

Оставшиеся растения мы отнесем к среднесеменным растениям (астра, сальвия)

Посмотрите на сроки посева  однолетников на рассаду.

Какое растение отсутствует на календаре?  (Космея)                      Как вы думаете почему? (Космея выращивается посевов семян непосредственно в открытый грунт)                                              Какие растения пора сажать по календарному сроку? (Сальвию, астру, львиный зев (антуриум)).

Астру очень легко вырастить и без рассады, сразу посеяв в открытый грунт. Хотя, она очень любит пересадки, чем больше ее пересаживаешь, тем качественнее получаются соцветия. Мы осенью достаточно много собрали семян астры и поэтому не станем тратить на нее время. Антуриум очень легко размножается самосевом,  его много взойдет   на нашем участке, и тогда его можно  рассадить на подходящее место. Сальвия растет очень быстро, поэтому ее можно вырастить, посеяв  семена немного позже. Сальвия очень хорошо переносит пересадку даже в цветущем виде.

Так что же выходит нам нечего сегодня сажать? Я вам принесла семена всем знакомого растения, но на нашей клумбе его еще мы не выращивали. Посмотрите на семена, что вы можете о них сказать? (Семена мелкие, растение мелкосеменное). Вы можете сказать, что это за растение?

Давайте решим кроссворд, тогда мы узнаем название этого растения.

Угадайте слово по горизонтали, оно будет означать название нашего растения.                                                                                     Задания по вертикали:                                                                       1.Клубневый многолетник.                                                            2.Растение с циклом развития один год.                                                       3.Часть растения,  используемая  для размножения растений. 4.Луковичный многолетник.

2.о

д

н

о

3.к

1.а

л

о

н

е

р

4.р

п.

е

т

у

н

и

я

м

н

е

б

о

и

в

ч

н

к

и

и

а

щ

к

е


 

Петуния – удивительное по красоте растение, она может цвести беспрерывно на клумбе с июня до морозов. Петунию практически не возможно вырастить без рассады, вы увидели, что семена у нее очень мелкие, которые прорастают на свету (т.е. их не прикрывают землей) и при достаточной влажности воздуха. Такие условия можно создать растению только в парнике.

Давайте посмотрим на сроки посадки  петунии на рассаду.

Петуния различается по характеру  роста. Бывают петунии, вырастающие с низкими компактными кустиками

 бывают высокие петунии

и каскадные

У петунии широкая цветовая гамма

По форме цветка, наряду с традиционной формой, различаются сорта с бахромчатыми                                                           и махровыми соцветиями    

IV. Практическая работа.

А теперь давайте посмотрим, какие контейнеры нам подойдут для выращивания рассады.

   

Идеально подходят плоские пластмассовые коробочки, в которых продаются фрукты и овощи, баночки из–под сметаны, пластиковые стаканы. Нужно не забыть проделать дренажные отверстия в этих контейнерах.

Посмотрите, в какой последовательности вы будете выполнять практическую работу

  Заполняем контейнер грунтом и приминаем.

  Увлажняем грунт, опустив в поддон с водой.

  Или поливаем сверху. Мы будем использовать этот способ полива, та как одновременно проведем дезинфекцию грунта крепким раствором марганца.

  Равномерно распределяем семена по поверхности. Из распылителя еще раз увлажняем семена.

  Не присыпаем семена грунтом, а укрываем упаковочной пленкой. И поставим семена для прорастания в теплое место у окна.

Выполнение работы учащимися под звуки музыки. («Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского)

 Идеальные условия для рассады – парник или теплица. Роль парника у нас будет выполнять пленка, которой мы укрыли семена, но вблизи окна и на подоконнике свет не равномерно освещает растения, а только с одной стороны. Поэтому мы сегодня сделаем солнечную ловушку, которая даст удивительный результат при выращивании рассады. Она поможет освещать всходы со всех сторон.

Устройство ее очень простое: картонная коробка, фольга.

Изготовление ловушек из заранее разрезанных коробок.

При правильном соблюдении всей агротехники, через неделю у нас появятся первые всходы, которым как раз потребуется наше дополнительное освещение. Как ухаживать за ними, мы познакомимся на следующем уроке.

В озеленении петуния используется следующим образом:                в контейнерах                    

 на каменистых горка        

на клумбах и в бордюрах  

V. Обобщение урока.

Мир цветов велик и разнообразен, каждый цветок прекрасен и не повторим. Как не растеряться  при выборе цветочных растений для своей клумбы? Как из множества растений выбрать те, которые полюбятся нам по настоящему, которые мы захотим снова и снова увидеть у себя в саду.  Для этого нужно посетить библиотеку, почитать книги о садовых  растениях, журналы. (Выставка книг и журналов по данному направлению).

Владимир Солоухин                                                                                                      ЦВЕТЫ.                                                                                                                   Спросили про цветок любимый у меня. 
Вы что, смеетесь? 
Будто бы возможно,  
Из тысячи любимейших предметов,
Назвать наилюбимейший предмет.

Продумайте дома, какие цветочные растения вы хотели бы использовать при оформлении школьной клумбы.

Список литературы:

В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996

В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999

М.Ф. Киреева, В.П. Грязева «Цветоводство в сельской местности», М., РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1989

Д.Б. Кудрявцев «Как вырастить цветы», М., Просвещение,1987

Ф. Мак- Миллан Броуз «Размножение растений», М., Мир, 1992

Е.Я. Мигунова перевод «Современная усадьба», «РИПОЛ КЛАССИК», издание на русском языке,1997

В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001

Журналы «Любимая дача», ЗАО «ЭДТПРЕСС-КОНЛИГА»

Журналы «Мой прекрасный сад» М., «Издательский дом «Бурда»»

Журналы «Сад своими руками»

Сайты:

http://yandex.ru/yandsearch?text=многолетние+цветы+для+ дачи 

http://yandex.ru/yandsearch?text=однолетние+растения

http://yandex.ru/yandsearch?text=петуния

http://yandex.ru/yandsearch?text=ландшафтный+дизайн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных...

Урок сельскохозяйственного труда: "Условия прорастания семян"

Тип урока – урок исследованиеЦели:Познавательные – формирование представлений у учащихся об условиях прорастания семян гороха, через самостоятельное проведение опытов с оречевлением собственных действ...

Конспект урока биологии "Распространение плодов и семян"

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса.В ходе урока у учащихся продолжают формироваться универсальные учебные действия. Деятельность учащихся разнообразна....

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....