Использование регионального компанента на уроках технологии.
статья по технологии (7 класс) по теме

Бугай Наталья Евгеньевна

       Смысл включения регионального компанента в уроки в том, что такие уроки вызывают у детей большой интерес к истории культуры, вековым народным ценностям.  Важно,  показать девочкам непреходящую красоту народного костюма, научить не просто вязанию, вышиванию,  плетению или ткачеству, а объяснить сокровенный смысл народного рисунка и орнамента, практически познакомить с народными ремеслами  и промыслами Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл region_kompan.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального компанента на уроках технологии.

        Гармоничное развитие личности невозможно без этнического чувства, которое включает всякие многогранные понятия. Воспитание прекрасного, отношения к нему, желание творить красивое – сложные психологические качества личности. Основа формирования художественного видения мира закладывается с  самого раннего детства. Немало усилий тратят родители и педагоги, чтобы дети выросли добрыми, отзывчивыми, понимающими красоту жизни. Одним из эффективных средств трудового воспитания является  декоративно – прикладная деятельность.

На моих уроках большое внимание уделяется использованию национально-регионального компонента.

       Смысл включения регионального компанента в уроки в том, что такие уроки вызывают у детей большой интерес к истории культуры, вековым народным ценностям.  Важно,  показать девочкам непреходящую красоту народного костюма, научить не просто вязанию, вышиванию,  плетению или ткачеству, а объяснить сокровенный смысл народного рисунка и орнамента, практически познакомить с народными ремеслами  и промыслами Кубани.

         

           На уроках «Вышивка»  в 5-6 классах отводится время для  изучения орнамента и вышивки на Кубани. На Кубани можно выделить  богатство и разнообразие стилей орнаментов, а т.ж. способов изготовления изделий, их взаимодействие и обогощение. В нашем регионе вышивкой украшали одежду (мужские и женские рубахи), рушники, набожники, настольники, подзоры, занавеси, ит.д. К традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным) и счетную гладь. Повсемесно встречаются разные виды мережек (края рушников, настольников, горловины рукава и полы рубах); в том числе  ажурные швы. Была распространена и белая строчевая вышивка, часто встречавшаяся на настольниках и рушниках (иногда с введением в контур рисунка красной нити). В ходе иследований можно выделить изделия выполненые в технике филейно-гипюрной вышивки с характерным растительными узорами, составлеными из плотных продолговатых овалов (красивые ажурные салфетки, кружево для рушников, накидки на подушки, скатерти и др.).

     Также на урока учащиеся знакомятся  с потомственными мастерицами-вышивальщицами В.Г.Османовой  ст.Тбелисской (гипюрной вышивки); В.Г.Власова ст.Старощербиновская,(вышивала и плела кружево); В.Ф,Мордина (вышивка рушников);  Г.С.Чешенко ст.Каневская (вышивка крестом и гладью).

         В 5 классе при изучении темы «Производственная одежда» учащиеся знакомятся с различными видами фартуков.  Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. На Кубани фартук был короче юбки на 5 см, а длина юбки - на 4 пальца вверх от каблука, т.е. по «щиколотку».

         

       В 6 классе при изучении темы «Изготовление поясных изделий», учащиеся знакомятся с  различными видами комплексов одежды с плахтой, поневой. Это была частично сшитая  юбка из очень грубой ткани, бытовала в восточных станицах, среди украинского населения.

В 7 классах,  темы «Изготовление плечевых изделий»  учащиеся знакомятся с  повседневной одеждой казачек, которая  состояла из длинной нижней рубахи  с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, низ такой  рубашки ("подставки"), был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками. Кофточки и юбки из ситца. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них.

              В начале XX в.  основным  костюмом казачек стали юбки и кофты — парочки, ставшие обычными и в других областях страны. Верхняя юбка, кофта шились из одной ткани. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой,  матене (кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины), кирасой (это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины). Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке.               

       Костюм казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "справы"

        Ткачество. На Кубани ткачество получило распространение благодаря первопоселенцам из метропольных  территорий России и Украины. Ткачество не достигло высокого уровня, как в северных и центральных районах России, где ткачество актуально и сегодня. Такое положение связано  с поздним заселением Кубани и появлением  изделий промышленного производства. Но благодаря мастерицам на Кубани еще сохранились технологические и социокультурные знания, которые помогают изучать и возрождать ручное ткачество в современных условиях. На уроках ткачество учащиеся знакомятся с мастерами и процессом изготовления ткацкого полотна, сведения о посадке, выращивании, уборке, обработке конопли (реже льна) – основного материала для качества на Кубани, а так же сведения об инструментах, устройстве станка и основных  технологических приемах ткачества.

        В разделе «Интерьер» учащиеся знакомятся с понятиями: курень, саман, хата, «малая хата», «теплушка», плетень, «горка» - шкаф для посуды, комод, сундук, лавки.

        При изучении «Сервировки стола» узнают о предметах домашней утвари (глиняной посуде)- макитры, махатки, глечики (для хранения молочных продуктов), миски, кувшины для вина,

        Самая обширная область знания - это раздел «Кулинария»,  так как кухня кубанских казаков богата и разнообразна. Она развивалась на основе кулинарных традиций русского, украинского и других народов. Казаки выращивали хлеб, занимались животноводством. Существенную роль играли также продукты животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства. На Кубани активно употребляли в пищу мясо, особенно птицу, свинину и баранину. С мясом готовили разнообразхные первые и вторые блюда. Рыба была одним из основных продуктов питания. Ее варили, жарили, солили, сушили, вялили. Из молока готовили сыр, очень любили кислое молоко. Пекли пирожки, пироги, делали вареники. Из фруктов и ягод могли готовить пастилу и варенье, но чаще сушили для компотов – узваров.  Распространен на Кубани был квас.

        При изучении этого раздела учащиеся обмениваются рецептами, подготавливают доклады,  готовят простые  овощные супы. 

            Введение в обучение регионального компонента заключаеться в том, чтобы дети легко могли ориентироваться в новых экономических условиях, развивали и приумнажали трудовые традиции крестьянского образа жизни и в будущем сформировали соверщенно новый уклад жизни на более высоком эмоциональном и культурном уровне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование регионального компонента на уроках немецкого языка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению – иностранный язык (немецкий язык). За основу взята тема «Моя Родина». Данная тема изучается в 7 классе.  В работе использована раб...

Урок с использованием регионального материала на уроке немецкого языка в 9-м классе

Недалеко от города Нестеров  Калининградской области находится дом-музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса.Знакомство с его творчеством и прозодит на уроке немецкого языка в 9-м клас...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Использование регионального материала на уроках иностранного языка

 Статья аспиранта кафедры «Методика обучения иностранным языкам» РГПУ им. А.И.Герцена Куртямовой Татьяны Васильевны ...

«Использование регионального компонента на уроках английского языка»

В течение многих лет нами, учителями английского языка  МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Использование региональных компонентов на уроках английского языка

Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...