Выявление стратегии выполнения творческих работ на уроках технологии (направление «Обслуживающий труд»)
статья по технологии на тему

Богданова Ирина Анатольевна

Рассматривается необходимость исследования индивидуальных познавательных стратегий школьников при выполнении любых видов работ, а особенно работ творческих, в ходе которых учащиеся проявляют свою индивидуальность, создают уникальные объекты труда, отличающиеся мастерством и художественными особенностями. Это  даст возможность составить памятки, выработать универсальную стратегию, пользуясь которой, ученик сможет получить высокий результат и избежать ненужных ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsrps.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                           И.А.Богданова, учитель технологии

                                                     МБОУ СОШ № 16  г. Владимира

 

Выявление стратегии выполнения творческих работ на уроках технологии (направление «Обслуживающий труд»)

Учителя Владимирской области являются участниками инновационной образовательной программы «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников». Был организован курс обучения педагогов  теоретическим основам ЦРПС, проведены тренинговые занятия, семинары, круглые столы, а также научно-практические конференция  по обмену опытом на базе ГОУ СОШ № 507 в городе Москва.

Согласно концепции, познавательными стратегиями называется взаимосвязь, последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности. Под  познавательной стратегией  понимается комплексная динамическая организация познавательных процессов, которая состоит из   чёткой последовательности действий:

- репрезентация цели и критериев ее достижения;

- операции по достижению результата;

- коррекция  процесса деятельности;

- фиксация получаемого результата.

         Предлагается изучить познавательную стратегию каждого обучающегося, помочь ребенку самостоятельно осуществить коррекцию и освоение новой стратегии, а затем обобщить наиболее успешный опыт для выявления универсальных стратегий. К универсальным стратегиям относятся такие стратегии, мыслительные операции и действия, которые реализуются у самых успешных школьников и определяются  их психологическими особенностями и содержанием самой деятельности. Чтобы выявить внутренние особенности организации познавательных процессов в конкретной деятельности — индивидуальную познавательную стратегию — необходимо сформулировать основные вопросы для самоанализа (рефлексии) по организации  деятельности школьников. Важно, чтобы вопросы, направленные на осмысление деятельности, касались только основных этапов стратегии. Ниже приводятся те основные позиции, которые должны быть проанализированы учащимися.

  • Внутреннее представление цели.  
  • Мотивация.
  • Критерии достижения цели.
  • Основные операции и действия, направленные на реализацию цели.
  • Последовательность операций и действий.
  • Контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата.
  • Коррекция  операций или представления цели.
  • Критерии прекращения процесса деятельности.
  • Фиксация результата деятельности.

 Благодаря ЦРПС учащиеся осознают, какая последовательность действий может привести к желаемому положительному результату, какие шаги являются наиболее эффективными, как можно оптимизировать процесс обучения. Умение ставить цели, планировать процесс по их достижению, подбирать необходимые средства для их реализации, фиксировать промежуточные результаты и вносить коррективы при необходимости, определять критерии достижения результата, оценивать свою деятельность – все это способствует саморазвитию, самореализации учащихся, формированию способности самостоятельно определять свои жизненные и профессиональные планы.

          Становится понятным, насколько актуальным является применение технологии ЦРПС в преподавании предмета технологии. Включение элементов ЦРПС в практическую деятельность было направлено на исследование познавательных стратегий школьников  при выполнении ими  работ творческого характера. В курсе технологии  (направление «Обслуживающий труд») учащиеся выполняют творческие задания по различным разделам программы: «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий», «Рукоделие Художественные ремесла», «Технология ведения дома». Приходится сталкиваться с тем, что результат мог бы быть интереснее, качественнее, если бы учащиеся имели более четкий план действий (стратегию). Сравнивая свои работы с работами более успешными, учащиеся выражают сожаление, что не всё осмыслили, не все учли, что-то забыли, хотят переделать. Возникает необходимость повысить мотивацию и результативность работ учащихся.

          Была поставлена задача: исследовать имеющиеся у учащихся индивидуальные стратегии и на их основе разработать стратегию выполнения творческих работ. Проводилось наблюдение за деятельностью учащихся, были предложены опросники, позволяющие описать внешние действия и мыслительные операции, сопровождающие процесс, провести оценивание результатов работы самим и одноклассниками, родителями, учителем.

                                 

                           Проанализируй задание, вспомни и запиши ход

                                          твоих действий и размышлений.

  • 1.Как ты определилась с темой творческой работы? Что повлияло на выбор темы?
  • 2.Что мотивирует тебя на работу?
  • 3.Ты решила выполнять работу одна? В паре? В группе? Почему?
  • 4.Что ты сделала перед началом работы?
  • -Какие-то образы представляла?
  • -Что-то вспомнила?
  • -Что-то решила найти?
  • -С кем-то посоветоваться?
  • -Предложить собственный вариант.
  • 5.Как ты создала проект будущей работы? Обращалась ли ты к каким-либо эскизам, иллюстрациям, зарисовкам, образцам?
  • 6.Обращалась ли ты за советом к учителю, одноклассницам, родителям? Что ценное ты хотела получить?
  • 7.Составляла ли ты (письменно или «в уме») план, последовательность действий при работе?
  • 8.Какие материалы, инструменты и т.д. ты подготовила? Как ты поняла, что учла все?
  • 9.Когда ты поняла, что нашла окончательный вариант для выполнения предложенной работы? Что способствовало пониманию задания?
  • 10.Представляла ли ты результат своей работы? Совпал ли результат с твоим первоначальным замыслом? Какие коррективы были сделаны?
  • 11.Ты выполняла задание сразу от начала до конца или ты прерывала работу, обдумывала и возвращалась к ней?
  • 12.Из каких этапов состояла твоя деятельность по выполнению задания?
  •        Опиши их: первый, второй и т.д.
  • 13.После того, как работа оказалась выполненной, вносила ли ты какие-либо исправления? Что-то переделывала? Или ты нашла все достаточно правильным?
  • 14.Что стало последним шагом? Как ты поняла, что задание выполнено и работу можно завершить?
  • 15.Показывала ли ты свою работу кому-либо, прежде чем сдать ее на проверку учителю?
  • 16.Получилали ты какие-либо отзывы о своей работе? Согласна ли ты с ними?
  • 17.Что помогало тебе в работе?
  • 18.Что мешало тебе в работе?
  • 19.Какие чувства ты испытывала при работе? (положительные? отрицательные?)
  • 20.Какие советы ты могла бы дать тем, кому предстоит выполнение творческого задания?

Варианты ответов:

1.Как ты определилась с темой творческой работы? Что повлияло на выбор темы?

  • - я рассматривала все варианты,  какой меня более заинтересовал, тем я и занималась;
  • - смотрела интересную передачу про дизайнеров и решила сделать коллекцию одежды;
  • - тему дает учитель, а у меня возникают  идеи;
  • - я выбрала то, с чем мне было интересно работать, ведь когда интересно, идеи приходят сами по себе;
  • - у меня есть очень хорошая книга по рукоделию, я её всю просмотрела и выбрала тему;
  • - посмотрела на работы других учениц, и сделала свою работу на ту же тему;
  • - опираюсь на то, что мне нравится делать, например,  смотрю на работу других и пытаюсь «выкроить» что-нибудь свое;

2. Что мотивировало тебя на работу?

  • - мне нравится придумывать и создавать что-то свое;
  • - хороший результат и оценка;
  • - настроение, если  хорошее настроение, тогда мне хочется  сделать что-то необычное, новое, интересное;
  • - мотивы  всегда разные, но для меня главное, чтобы результат был достойным и радовал глаз;
  • - просто интересно довести дело до конца, и посмотреть, что получится;
  • - я хотела порадовать себя, родителей и учителя;
  • - чувство ответственности;
  • - будущее образование;
  • - я просто знаю, что это надо;
  • - люблю творчество;
  • - вдохновение;
  • - получить хорошую оценку, порадовать себя, родителей;
  • - на работу особых мотиваций нет, надо так надо.

       По результатам работы  учащимися были представлены  варианты стратегий, некоторые из которых приведены ниже.

Индивидуальные стратегии

Стратегия №1

  • 1.На уроке  поставили цель - сделать открытку своими руками (для меня это новое).
  • 2.Для начала я выбрала материал.
  • 3.Я начала представлять (прикидывать) дизайн открытки.
  • 4.Посмотрев на то, что получилось, я решила открытку нарисовать.
  • 5.По нарисованной картинке я начала вносить изменения.
  • 6.Сделав изменения в оформлении, я начала детали открытки склеивать с основой, первоначально вырезав их по наброскам.
  • 7.Получилась отличная  открытка, и она полностью совпала с моей задумкой.

Стратегия №2

  • 1.Прежде всего я смотрю, какие материалы у меня есть, смотрю подборку цветов.
  • 2.Подобрав материалы, я воображаю, как это будет выглядеть, определяюсь с размерами изделия.
  • 3.Придумываю различные варианты дизайна, выбираю наиболее понравившийся мне.
  • 4.Вырабатываю для себя алгоритм действий, что сделать в первую очередь, а что потом.
  • 5.Начинаю оформление и попутно что-нибудь меняю, добавляю, исправляю.
  • 6.За помощью или за советом обращаюсь к ближайшим соседкам по парте или к учителю.
  • 7.Что-либо корректирую и добавляю.
  • 8.Понимаю, что работа завершена. Спрашиваю мнение одноклассниц. Остаюсь довольна результатом и получаю хорошую оценку.

Стратегия №3

  • 1.Тема нашей работы  - открытки.
  •  Цель работы: получить хорошую оценку, порадовать ею родителей, учителя, друзей; опыт изготовления открыток мне пригодится в будущей жизни.
  • 2.Действия:
  • 2.1.Продумала, на какую тематику будет моя открытка, на какой праздник ее можно будет подарить. Это - «День Рождения».
  • 2.2.Выбрала наиболее подходящую цветовую гамму для «Дня Рождения». Подойдут яркие, красочные, блестящие цвета.
  • 2.3.Я представила, какой должна получиться открытка в конце работы; нарисовала эскиз открытки, на котором прорисовала все мелкие детали.
  • 2.4.Подобрала материалы - цветную бумагу, ткань, шелковые ленточки, бусины.
  • 2.5.Посмотрела в книгах, интернете другие открытки, подкорректировала на чертеже некоторые детали.
  • 2.6.Приступила к работе. Изменяла по ходу работы  детали, так как не все получалось. Мне помогали родители, друзья, учительница – они вносили в открытку свои коррективы.
  • 3.Результат:
  • Результат получился не очень похожим на исходный эскиз, но я осталась довольна, и мне поставили «пять».

   На уроках проводилось обсуждение структуры индивидуальных стратегий, выделялись шаги, которые являются эффективными в достижении результата, а затем было предложено составить универсальную стратегию, которая может служить своеобразной памяткой.

Универсальная стратегия

  • 1.Учитель предложил нам сделать открытку к празднику. Нас мотивировало удовольствие от работы и хорошая оценка.
  • 2.Мы решили выполнять работу в паре.
  • 3.Перед началом работы  определитесь с идеей, представьте результат.
  • 4.Продумать различные варианты.
  • 5.Воспользоваться знаниями, полученными на уроках, и дополнить их информацией из других источников - интернета, журналов, книг.
  • 6.Посоветуйтесь с учителем, одноклассниками или родителями.
  • 7.Подберите материалы и инструменты.
  • 8.Выберите стиль и цветовую гамму материалов.
  • 9.Нарисуйте эскиз открытки, вырежьте и подготовьте все детали.
  • 10Выполнив детали открытки, внесите изменения в дизайн основы.
  • 11.Не бойтесь фантазировать. Пусть ваша работа будет оригинальней, чем у других девочек.
  • 12.Делайте вашу работу аккуратно, с душой.
  • 13.После того, как проект будет подходить к концу, посмотрите, может надо что-то исправить.
  • 14.Постарайтесь испытывать только положительные эмоции при выполнении работы.
  • 15.Обратитесь к одноклассницам, учителю, чтобы они высказали свое мнение о вашей работе, оценили ее.
  • 16.Если все отлично и вы рады полученному результату, то можно вздохнуть с облегчением и похвалить себя. Работа закончена!  Наслаждайтесь вашей замечательной открыткой и радуйте себя и своих близких!
  • Пользуясь нашими советами, можно получить отличный результат!

       Оценивая работу по анализу стратегий, учащиеся отмечают, что это помогает оптимизировать процесс, выполнять работу быстрее и качественнее, учесть те моменты, на которых раньше не заостряли внимание, повысить самоорганизацию, а использование полученных рекомендаций, умение анализировать собственные действия в целом положительно влияют на успешность обучения и на других предметах.

                                   

                                     Литература

1.Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. .

            2.Плигин А. А.  Познавательные стратегии школьников. М., 2007.,

            3.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в  современной школе. М: Сентябрь,2000

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  (Направление «Обслуживающий  труд») для 5- 9 классов, Орехова Наталья Николаевна - учитель технологии...

Выполнение творческих проектов на уроках технологии

Главный труд детей – это учеба, и для того чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно сделать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьнико...

Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Направление «Обслуживающий труд») для 7- 9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Направление «Обслуживающий  труд») для 7- 9 классов...

Технологическая карта по выполнению практической работы на уроках технологии, раздел "Рукоделие"

Представлены названия швов и стежков для выполнения вышивки лентами, показано, как выполняются те или иные швы и/или стежки...

Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".

Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".  Основной потребностью здорового ребёнка явл...

" Выполнение проектных работ на уроках технологии, как условие развития творческих способностей учащихся"

Статья по предмету Технология на тему " Выполнение проектных работ на уроках технологии, кака условие развития творческих способностей учащихся"...

Презентация Выполнение творческого проекта на уроках технологии и во внеурочное время

В презентации показ процесс выполнения в виде фотографий изготовление проекта "Сверлильно-фрезерный станок"...