Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".
статья по технологии

Первачук Елена Владимировна

Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".  Основной потребностью здорового ребёнка является развитие и реализация своих способностей в творческой деятельности. Дети ищут её в области изобразительного искусства, литературы, музыка, танца, театра и декоративно прикладном творчестве.

Одной из задач образования является создание благоприятных условий для приобретения учащимися опыта разнообразной практической деятельности. Наиболее широкий охват возможностей для формирования универсальных учебных действий от прогнозирования результата творчества, через умение использовать полученные из различных областей знаний, до осознанной рефлексии деятельности даёт учащемуся проектная деятельность на уроках технологии. Актуальность методической разработки состоит в том, что она нацелена на конкретные практические аспекты деятельности обучающихся. Новизна: в поиске и определении путей трансформации традиционных методов обучения в продуктивную, основанную на организации активной творческой деятельности учащихся деятельность  по созданию конкретного продукта, имеющего практическую и социальную значимость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приёмы стимулирования познавательной активности

учащихся при выполнении творческих проектов

 на уроках технологии.

Основной потребностью здорового ребёнка является развитие и реализация своих способностей в творческой деятельности. Дети ищут её в области изобразительного искусства, литературы, музыка, танца, театра и декоративно прикладном творчестве.

Одной из задач образования является создание благоприятных условий для приобретения учащимися опыта разнообразной практической деятельности. Наиболее широкий охват возможностей для формирования универсальных учебных действий от прогнозирования результата творчества, через умение использовать полученные из различных областей знаний, до осознанной рефлексии деятельности даёт учащемуся проектная деятельность на уроках технологии. Актуальность методической разработки состоит в том, что она нацелена на конкретные практические аспекты деятельности обучающихся. Новизна: в поиске и определении путей трансформации традиционных методов обучения в продуктивную, основанную на организации активной творческой деятельности учащихся деятельность  по созданию конкретного продукта, имеющего практическую и социальную значимость.

Для активизации учебной деятельности обучающихся при выполнении проектов апробированы многие методические приёмы:

  1. Методические приёмы для анализа имеющихся знаний и стратегий решения. «Интеллект – карта», или  «ментальная карта»
  2. Методические приёмы для поиска решений: «мозговая атака» в случае групповой работы и создание «карты мыслей»
  3. Методические приёмы систематизации: «опрос картами» и «опрос голосованием»
  4. Методические приёмы для организации рефлексии: «лестница достижений», «светофор», «фотомолния».

«Интеллект карта» («Ментальная карта») эффективная система анализа любой информации, удобный способ помочь детям  структурировать и систематизировать информацию о любом понятии и собрать все знания и информацию из различных областей знания по данному вопросу. Этот метод помогает как в индивидуальной, так и в групповой работе, так как понимание стратегии создания «интеллект карт» понятен при перенесении алгоритма на любое понятие. Творческий подход в создании «ментальных

«Карта мыслей» является навигационной системой для мыслей и соответственно, для памяти, которая позволяет визуально представить в деталях зарождение замысла конструктора. Её разработка отличается от привычной возможностью дифференцированного подхода к созданию: слабоуспевающие учащиеся выполняют её по предложенному аналогу, а дети с высокими способностями к обучению имеют возможность сами придумать процесс от идеи до конечного продукта. Это позволяет развивать творческое и логическое мышление, проводить осознанную рефлексию пройденного материала, дифференцированно определять задачи. В учебном плане технология стоит сдвоенным уроком, продолжительностью 90 минут в неделю, это даёт возможность отвести на реализацию этого приёма от 25 до 40 минут, в зависимости от реализуемого проекта и возраста обучающихся, и их ознакомленности с приёмом.

Для генерирования творческих идей применяется метод «мозговой атаки». В классах, где групповая работа идёт хорошо и распределение ролей в рабочих группах не вызывает сильных затруднений, роль модератора ведёт ученик, которого выбирает интеллект группа. Протокол ведёт ученик, который сам вызовется на эту роль. Практика показала, что такой способ распределения ролей наиболее эффективен и учащиеся с удовольствием выполняют свои роли. Модератору отводится самая важная функция – он должен сформулировать (иногда при поддержке учителя) задачу, следить за тем, чтобы участники поддерживали правила, а при уменьшении потока идей должен задавать стимулирующие вопросы. Я считаю это самым сложным, но самым полезным для развития коммуникативных, личностных и познавательных навыков, как модератора, так и всей рабочей группы.  Этот метод стимулирует всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей за небольшой (до 20 минут) промежуток времени (более длительное обсуждение по опыту работы значительно снижает не только количество, но и качество мозговой атаки).

Методический приём «опрос картами» служит для того, чтобы по данной теме или вопросу собрать по возможности больше различной информации (идеи, факты), систематизировать их по различным основаниям и по значимости, составлять профиль мнений, идей и фактов. Метод карточного опроса применяется для того, чтобы добиться большей активности участников, большей ясности проблемы, большей коммуникации между участниками, большего единства при множестве этапов. Каждый из участников имеет возможность участия на любой фазе реализации процесса; мнения всех участников учитываются, что формирует коммуникативные навыки организации и планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников и способы взаимодействия. При применении метода «Опрос голосованием» разработаны вопросы, позволяющие распознать приоритеты или иерархию тем и предложений. Предпосылкой для опроса с начисление баллов является большое количество тем, например, результат опроса картами, листы с перечнем тем или сборник идей. Суть методического приема заключается в том, что участники опроса получают карточки с символами (обозначающими эмоциональное отношение), которые они распределяют между предложенными темами (банком тем), обозначая, таким образом, своё отношение к стратегии решения поставленной задачи. При применении данного приёма учащиеся учатся высказывать своё мнение и анализировать (и учитывать) позицию других участников. Быстро (до 10 минут) собрать субъективное мнение и выслушать позиции всех участников проекта и объективно учесть все мнения. Результаты так же могут быть учтены для корректировки собственной деятельности по управлению учебным процессом.  

При организации учебной рефлексии методический приём «фотомолния» служит для выявления состояния группы учащихся, работающих над одним проектом, помогает разрешить ситуации рабочего недопонимания.

Применение различных методических приёмов способствует проведению высокоэффективных уроков, практическому приобретению знаний, умений и навыков в различных ситуациях, развитию коммуникативных, регулятивных, познавательный действий, и личностный умений учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение проектов на уроках технологии

Проектная деятельность школьников, примеры проектов....

презентация "Творческий процесс" (урок технологии 10 класс)

презентация "Творческий процесс" к уроку технологии в 10 классе...

Методические рекомендации по выполнению творческого проекта по технологии для 5 класса

методические рекомендации для учащихся по выполнению творческого проекта...

Управление мотивацией и стимулированием познавательной активностью школьников c ОВЗ на уроках математики

 Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.Процесс обучения математике нер...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...

Статья «Развитие познавательной активности в проектной деятельности на уроках технологии».

Цель:   повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя технологии....

Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии

Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения.Задачи:выявить формы обучения, методы, приемы, позволяющие повысить эффективно...