Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка
материал на тему

Валентина Александровна Агафонова

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка».

        Психологические особенности интересов обучающихся с отклонениями в развитии мало изучены. У большинства детей отсутствует интерес к умственной работе. Пассивность, рассеянность, неусидчивость, неуверенность в своих силах, неумение преодолеть малейшую трудность – можно отметить у обучающихся. Интересы детей неустойчивые. Причины пониженного интереса к учению и окружающей жизни (помимо органических нарушений), вызывающих изменения высшей нервной деятельности, вижу в недостаточной работе над развитием их познавательной активности, в отсутствии специальной коррекционной работе над развитием их познавательной активности, в отсутствии специальной коррекционной работы над преодолением трудностей, к решению посильных для них интересных практических и интеллектуальных задач. Всем известно, что интерес повышает тонус обучающихся, создаёт радостное настроение, облегчает преодоление трудностей, положительно влияет на темпы работы и её качество. Интересная работа оживляет вялых, инертных, застенчивых детей и мобилизует активность трудных, неспокойных учеников на полезное дело. Легко утомляемые дети становятся более собранными, внимательными и активными.

        При систематической работе и своевременной индивидуальной помощи со стороны учителя у обучающихся возникают устойчивые интересы даже у детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Для развития познавательной активности в своей работе я широко использую игровые приёмы, занимательные задания, игры (дидактические, сюжетно ролевые). Привлекаю детей к слушанию рассказов, сказок в живом, выразительном, эмоциональном изложении. Использую яркий, наглядно-действенный материал. Занимательная форма работы увлекает ребёнка, делает его активным, внимательным, вызывает положительные эмоции, развивает внимание, мобилизует на работу.

        Конечно, у таких детей нет ещё познавательных интересов, но привлекательность объекта и деятельности имеет большое значение.

        Стремлюсь, чтобы работа была посильной для детей и открывала перед ними новые стороны предметов и явлений. Трудность заданий возрастает по мере развития школьников и формирования его интересов. Каждый успех- это шаг вперёд. Поэтому на первом этапе большое значение имеет индивидуализация заданий, основанная на учёте возможностей, знаний каждого ребёнка, его склонностей и сильных сторон.

        Моя задача - сохранить, сберечь и развить все положительные, более « сильные» стороны ребёнка. Стараюсь использовать интересные формы учебных заданий.

        Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из моих основных задач в обучении иностранному языку. Необходимо исходить из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность на данном этапе, но и направляет ее к последующему решению различных задач, в будущем к творческой деятельности. Обучая иностранному языку, учитель развивает  как мышление, так и  эмоции, и другие сферы личности, что очень актуально для детей с ОВЗ.

        Исходя из этого, для развития познавательной активности учащихся я использую  игровые технологии, технологию интерактивного обучения, проблемного обучения, технологию проектной деятельности учащихся, ИКТ технологии.

        Установлено, что учащиеся быстро устают от длительной, однообразной умственной работы. Чтобы устранить это и поддержать интерес к изучаемому на уроке материалу, необходимо введение игровых ситуаций, занимательного материала. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. На уроках английского языка нужно  использовать различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть самыми разнообразными по своему цели, содержанию, способам организации и проведения.

  1. «Hangman». Это компьютерная игра. Игра напоминает игру в «Поле чудес», надо отгадать слово по буквам, с каждой неправильной буквой рисуется виселица, как в детской игре, а ход переходит к другому игроку.  Лексика может быть разбита на теги, например:

  • Animals
  •  Jobs
  • Furniture
  • Food
  • Subject
  • At school

Загаданное слово: farmer.

2.Цепочка.

На доске написать слово, ученик добавляет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего слова. Можно усложнить, использовать лексику только по заданной теме.  Например, discover…… - region- native...

3. Bingo.

Известная игра, имеющая различные вариации (проводится в паре). Ученику предлагается написать 5-10 слов из активной лексики урока в тетрадь. Затем учитель зачитывает слова из активной лексики, если у ребят есть совпадения, то они зачеркивают слова. Чем больше слов совпадет, тем лучше и т.д. Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель дает карточки учащемуся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащийся должен расставить карточки так, чтобы получилось слово.

        Орфографические игры предназначены для тренировки правописания на иностранном языке. Например, можно написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть длиннее. Например, blackboard. Учитель дает задание: нужно написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Ученик пишет по вертикали.

Можно использовать игру под названием «Anagrams», учащемуся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получается иное слово. Играющий получает от учителя карточку с такими словами. Ученик должен знать значение и данного слова, и нового, например:

Team – meat; act – cat; saw – was; post – stop; felt –left [8].

        Игра «Домино». Это игра для закрепления грамматического материала (образование составных числительных).

Учащийся получает набор домино, где в одном поле- числительное в цифрах, в другом- написанное словами. Задача – подобрать их так, чтобы цепочка замкнулась. (коррекция внимания, мышления)

Кроме того, я применяю игровые приемы работы над грамматическими и лексическими структурами.

        Например, лексическая игра - “Закончи предложения”.

  • My parents …
  • The first thing I do when I get up in the morning…
  • Every season has| (is)...
  • I don’t like when people…
  • School is a place…
  • The computer is..
  • It’s great when…
  • To be well- dressed means..
  • Music is something that…

           Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр, которые создают условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом для всех категорий детей с ОВЗ. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

        Проектная  деятельность. Так как обучение английскому языку имеет практическую (то есть, коммуникативную) направленность, в конце почти каждой пройденной темы (раздела), ученику можно предложить творческую работу. Это может быть создание электронного коллажа, проекты, презентации на различные темы.

        Дети создают презентации по различным темам:«Animals and plants in coat-of-arms of the cities and countries» («Животные и растения в гербах стран и городов»), «Why do you like autumn?» («Почему ты любишь осень?»), «My hobby» («Мое увлечение»), «My travelling» («Мое путешествие»).

        Кроме того, мною используются  следующие приемы активизации деятельности учащихся:

1. Творческий конкурс “Предложи свой перевод стихотворения (пословицы)».

2. Составление рассказа по набору картинок.

3. Информационные проекты учащихся.

        Например, метод «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество возможных вариантов решения, из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

        Использование данного приема предполагает пошаговую реализацию.

        Шаг 1- разминка (длится 3 минуты). На протяжении нескольких уроков в 10 классе изучается тема “Is It Easy To Be Young?”. Учитель предлагает провести брейнсторминг  и назвать как можно больше идей, которые ассоциируются у них с данной темой. Составляется ментальная карта (кластер), среди идей фигурирует “Teenage Problems”.

        Шаг 2 - работа в мини-группе в течение 7 минут. Учитель четко излагает проблему или вопрос, требующий решения. Так, например, можно предложить провести в мини-группе брейнсторминг по проблеме текста, который предстоит прочесть ученикам “Young People – Old Problems?”. Задача учащихся – высказать и записать как можно больше идей (даже самых абсурдных), а затем (Шаг 3) после прочтения текста сделать вывод о том, какие проблемы свойственны подросткам во всем мире, а какие-  только российским.

        Таким образом, можно сделать вывод, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивнее, а ученикам некогда скучать.

        Все перечисленные виды работ создают у детей положительные эмоции, повышают интерес, активность к учению. Решение коррекционных, развивающих, образовательных и воспитательных задач при обучении детей, в значительной мере зависят от мастерства учителя, о понимания им причин трудностей обучения и личностных особенностей ученика, от умения осуществлять индивидуальный, коррекционный подход. к ребёнку.

        Использование методов и приёмов систематически, в доступной форме, способствуют развитию познавательной активности у детей, дают положительную динамику в развитии. Они позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать посильные задания с учётом психофизических особенностей учащихся, помогают максимально развивать каждого обучающегося. Удаётся углубить, закрепить полученные знания, развить приобретённые навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Методы и приёмы активизации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка

Эти рекомендации предназначены для учителей, работающих в среднем и старшем звене.Цели урока:представить приемы и методы работы развития творческой активности;формирование творческих способностей учащ...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка

В работе описывается  опыт  работы по  использованию информационно-коммуникационных  технологий  на  уроках  английского  языка...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Давайте представим себе механизм, например, часовой. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он начал работать? Завести его ключом.            П...