Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка
проект по английскому языку по теме

В работе описывается  опыт  работы по  использованию информационно-коммуникационных  технологий  на  уроках  английского  языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_iktitog.rabota.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

« Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка »

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 03.03 по 07.03.2014 года

        2 сессия с 17.03 по 21.03.2014 года

                                                            Выполнила: Филатова Галина Петровна,

                                                                                      учитель английского языка

МБОУ СОШ № 127 г. о. Самара

2014 г.  

Оглавление

I. Вводная часть

II. Основная часть

1.Определение понятия «информационно-коммуникационная технология». Применение ИКТ в изучении иностранного языка

2.1. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе (из опыта работы)

2.2. Роль использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе          

III. Заключение

IV. Информационные источники

I. Вводная часть

Модернизация содержания школьного образования явилась стимулом для использования новых педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения обозначают перспективы развития  обучения в начальной школе. Возраст младших школьников является благоприятным для формирования интереса к изучению иностранных языков, развития мышления, памяти, воображения и других психологических функций учащихся, которые вовлечены в процесс развития речи. Именно в начальных классах необходимо заложить основы для дальнейшего изучения иностранных языков. От эффективности обучения на этом этапе зависит дальнейшее развитие учащихся, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, уровень их заинтересованности в изучении иностранного языка.

Новые достижения в области физиологических, психологических и педагогических наук, в частности гуманистической педагогики, предполагают использование новых педагогических технологий для более результативного обучения. Личностно-ориентированное обучение  позволяет сформировать новые знания, навыки и элементарные коммуникативные умения на английском языке в четырех видах речевой деятельности; говорение, аудирование, чтение, письменная речь. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они переносят обучение школьников  на новый качественный уровень активной познавательной деятельности.

Новый государственный образовательный стандарт начального образования ориентирован на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Новые образовательные стандарты диктуют нам новые образовательные результаты. У ребенка на первой ступени обучения должны быть сформированы следующие компетенции:

личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Научить ребенка работать с информацией, развивать его мышление и активизировать познавательную деятельность является главной задачей. Добиться этого нам помогают информационно-коммуникационные технологи, которые позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения. Применение ИКТ обеспечивает возможность создания  условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая  личностные потребности и особенности учащихся, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования.

Все вышесказанное обуславливают актуальность данной работы.

Цель данной работы: раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий  в успешном овладении английским языком в начальной школе.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить современные тенденции в образовании;

-определить значение понятия  «информационно-коммуникационная технология»;

- раскрыть многообразие мультимедийных компьютерных технологий в успешном овладении английским языком;

- поделиться опытом использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе.

II. Основная часть

1. Определение понятия «информационно-коммуникационная технология». Применение ИКТ в изучении иностранного языка

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернете.

По мнению Львовой О.В. основной целью использования ИКТ для изучения иностранного языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области.

Сформулированная цель является комплексной и включает в себя 4 компонента: практический, развивающий, воспитывающий, общеобразовательный.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий  в обучении английскому языку.

2.1. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе

Преподавание английского языка в младших классах имеет свою специфику. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания такой обстановки необходимо постоянно поддерживать высокую активность каждого ребенка.

Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы может помочь использование информационных компьютерных технологий, которые открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Использование информационно компьютерных технологий, помогает зачастую решить проблему заинтересованности ребенка, помогает активизировать его деятельность на уроке.

Наличие компьютера и мультимедийного проектора дает учителю техническую возможность проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку.

В нашей школе обучение идет по учебно-методическому  комплекту  «Английский с удовольствием» Биболетовой М.З. К новой  версии курса автор приложила обучающие компьютерные программы «Enjoy Listening and Playing», „Enjoy the ABC”, „Enjoy English. Интерактивные плакаты“. Данные программы  обеспечивают возможность индивидуального подхода и интенсивность самостоятельной работы учащихся.

Обучающие   компьютерные программы «Enjoy Listening and Playing» для  начальной школы созданы как  приложение к учебникам  и могут использоваться как для коллективной работы в классе, так и для индивидуальной, а так же подачи нового материала.

В своей работе я использую интерактивную доску, основное преимущество которой – это наглядность и интерактивность. Интерактивная доска оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают сильные положительные эмоции.

При изучении ИЯ в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных  презентаций.

Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Применение презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает  сделать процесс обучения менее утомительным.

На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет – ресурсы:www.starfall.com, www.babyland.ru.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных цифровых обучающих программ  по английскому языку. В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены наборы цифровых ресурсов к учебникам «Enjoy English», 2-4 класс, Биболетова М.З. Они полностью соответствуют авторской концепции учебника; в упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим планированием в УМК.

Все задания, направленные на развитие речевых умений, носят познавательный и занимательный характер с ярко выраженной коммуникативной задачей.

2.2. Роль использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе

Использование ИКТ в начальной школе позволяет не только повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

1.продвигает ребенка в общем развитии;

2.помогает преодолеть трудности;

3.вносит радость в жизнь ребенка;

4.позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;

5.создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

2. обеспечивает наглядность;

3. привлекает большое количество дидактического материала;

4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

III. Заключение

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.

В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.

IV. Информационные источники

  1. Абрамов А.А., Шувалова О.В. «Методы эффективного внедрения интерактивного оборудования в учебный процесс» - М., 2011.
  2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР. 2009, 448 с.
  3. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный журнал «Информационно – коммуникационные технологии в педагогическом образовании».-2010. http://journal.kuzspa.ru /articles /45
  4. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2010.
  5. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ, 2011.
  6. Лагузина И.В. Методическая разработка по теме «Использование ИКТ на уроке английского языка в школе», Электронный курс, 2012/http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazykiangliiskii-yazyk/library
  7. Материалы Всероссийской научно-исследовательской конференции «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад, школа, университет». Томск, 2012

9.Информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

10.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2012. – 24с. – (Стандарты второго поколения).

11.Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2012.

   13.Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий:      пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2012. – 367 с.

14. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии.      М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  2. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  4. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье обращается внимание на один из способов реализации проектной деятельности на уроках английского языка....

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках на уроках письма и развития речи.

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...