Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
методическая разработка по биологии (5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему

Звонарева Татьяна Ивановна

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были показаны разнообразные методы и приёмы активизации познавательной деятельности: Устный журнал, работа с глобусом и картой, интерактивной доской, эксперимент и демонстрация, художественное слово и элементы театрализации, интеграция с физикой и математикой. Материалы можно использовать при подготовке к урокам природоведения, биологии, при подготовке заседаний МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности. ( Слайд1,2)

Здравствуйте  уважаемые коллеги! Будем здоровы все,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    кто собрался сегодня в этом кабинете. Все кто пришёл просто послушать, и кто пришёл поболеть и помочь мне в проведение занятия панорамы. Буду здорова и я, после очередного испытания.

(Слайд 3)В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. (Слайд 4) Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).          

(Слайд 5)

Цель нашей сегодняшней встречи познакомиться с  созданием условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии. Хотя можно было акцентировать внимание и на исследовательской или на проектной деятельности; можно говорить и о том, что это работа с одарёнными детьми.   В этом мне помогут мои  ученики, представители всех параллелей. Они действительно одарены умом, работоспособностью, любознательностью, …

(Слайд 6)

О чём могут вести общий разговор такой разновозрастной отряд моих помощников, 5-7-8-11 классов? Я думаю, есть такая тема. О чём она? Звучит песня «Родник»

Чёрный ящик.

Здесь находится вещество …(Если вы узнали, что это за вещество запишите его название  на листочке).

А.  … от которого зависит тургор – напряжённое состояние клеточной оболочки.

Б. Эмбрион человека на 97% состоит из этого вещества, а у новорожденных его количество составляет 77% массы тела.

К 50 годам человек немного «усыхает», и оно составляет только 60% от его массы.

В. Оно является средой  обитания для многих организмов.

Г. Это о ней сложены в народе загадки.

        Утром бусы засверкали

        Всю траву собой заткали,

        А пошли искать их днём,

        Ищем, ищем – не найдём.    

(Слайд7)

Я  и  туча,  и  туман,

Я  ручей  и  океан,

Я  летаю  и  бегу,

И  стеклянной  быть  могу

(Слайд8) Это вещество вода.

(Слайд 9) Участники образовательного процесса должны быть включены в интерактивную среду, позволяющую постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Именно это подготавливает будущих выпускников к эффективной аналитической работе, что потребуется в дальнейшем для обучения в вузе и для работы в реальном секторе экономики знаний. Успешная реализация проектных подходов невозможна без эффективного доступа к информационным потокам и навыков работы с ними.

К формируемым общим умениям относятся: 

  1. (10)умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию из разнородных источников и баз данных; умение работать с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
  2. (11)умение анализировать и применять разнородную информацию, в том числе, читать графики, диаграммы и таблицы данных;
  3. (12)способность к эффективному (в том числе, самостоятельному) освоению и использованию постоянно развивающихся информационных и телекоммуникационных технологий;
  4. постоянная вовлеченность в интерактивную коммуникативную среду;
  5. (13)способность представлять свои работы в виде медиа-презентаций.

Поэтому перед выпускниками сегодня стоит задача, показать в какой степени они обладают такими умениями. Именно они должны сегодня вспомнить, найти новые и  систематизировать знания о воде. Представить итог нашей работы в виде презентации.

   (14)  Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Эта деятельность является основной при реализации профильного обучения учащихся.

  Из своего опыта работы – для успешной исследовательской деятельности в старших классах необходима подготовка в среднем звене школы и для ученика, и для педагога.

Исходя из этого, задача остальных ребят провести, для большинства частично подвести итог исследовательской работы, вспомнить уже изученный материал на уроках природоведения, географии, физики, химии и поделиться своими  знаниями. (15)

 Исследуя свойства и роль воды в жизни живых организмов, мы будем заполнять чашу знаний.

(16)

Давайте посмотрим кусочек Устного журнала «Вода – чудо природы»

Царица Вода

А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка,-

Я лед, я пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз – Я застываю.

Я одно из самых распространенных веществ на Земле. Я обладаю уникальными свойствами.(17)

Царица Вода: «Моё научноё имя АШ-два-О. Мои самые маленькие частицы – молекулы, состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Я сложное вещество. Обо мне говорят, что я оборотень в трёх лицах. (18)  Но почему?!

Учитель: давайте ответим, почему?

- Жидкость, газ, твёрдое вещество. (19)

Царица Вода:  Метеорологи меня называют пар, снег, лёд, иней, туман, град, облака, тучи. Физики говорят, что при 100*С я закипаю, а при 0*С замерзаю.

Царица Вода потеряла голос, но свита её, Капитошки, нам помогут разобраться. Ребята демонстрируют свойства воды:

1. Вода прозрачна

2. Вода без вкуса, без запаха

3. Текучесть

4. Изменение объёма при нагревании, охлаждении.

5. Лопнувшая бутылка, почему? (20) 

Царица Вода: Спасибо, мои любимые помощники.(21) Я самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.   (22)               

Давайте пробежимся по нашей планете (работа с глобусом и картой или с интерактивной доской) .   (23, 24) 

  1. Какой океан не всегда оправдывает своё название?
  2. В каких морях вода цветная? Правда ли это?
  3. Какое озеро самое глубокое и чистое?
  4. Какая река носит женское имя?
  5. По какой реке тянули баржу бурлаки с картины Репина?

Итак, вся вода на земле образует … (гидросферу). Есть ли ещё где вода?

Что могут продемонстрировать семиклассники?

Опыт. Нагревают колбу с листьями растений. Рассказывают, что наблюдают?

Учитель. Следовательно, вода содержится не только в водоёмах, но и в живых организмах. (25)

8кл. Озвучивает слайд о содержании воды в организме человека. 

Кровь человека на 90% состоит из воды, мышцы – на 75%, кости – на28%, стекловидное тело глаза – на 99%.

Для многих организмов вода является средой обитания. (26)  Рыбы, которых мы изучили, являются яркими представителями водной среды обитания. Как же связано строение рыб и свойств воды?  

Прошу поделиться частью своих  знаний  юных исследователей жителей Царства Нептуна. Комментарий слайдов(27-29)   

 (30)   

Учитель:  В каких случаях вода может являться препятствием для распространения рыб?

7кл. Вода, обладающая физико-химическими свойствами, не подходящими для данного вида, может служить преградой для его распространения. Для пресноводных рыб это соленая вода, и наоборот. Важно содержание кислорода в воде, наличие токсичных веществ. Участки с быстрым течением непроходимы для рыб, живущих в медленно текущей воде; для глубоководных непреодолимы мелководья. Лед, может служить непреодолимым препятствием в случае промерзания водоема до дна. 

(31)   Учитель: «Чем можно объяснить, что форма тела у рыб, живущих на разных глубинах различна?»

7кл. На разных глубинах  давление различное.

Рыбы, передвигающиеся в толще воды, обычно имеют веретенообразное, хорошо обтекаемое тело. У многих рыб, обитающих на большой глубине, лентовидная форма тела (например, рыба-сабля). Донные рыбы часто имеют плоское, дискообразное тело, что обеспечивает большее соприкосновение тела с грунтом и уменьшение удельного давления толщи воды (камбала, морские языки). Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну.

Учитель: Почему рыбы не тонут в воде, ведь их вес больше плотности воды? (32)   

7кл. Рыбы стремятся сделать плотность = 1 или близкой к ней. Т.к. у мышц и скелета плотность больше 1, то нужны специальные меры – «поплавки». Чаще всего эту роль играют запасы жира в печени, особенно у акулы. У костных рыб жир + плавательный пузырь, который наполнен газом (О2 или у сига чистым N2).

Учитель: Согласно какому физическому закону, рыбы могут опускаться на глубину и всплывать к поверхности?

7кл. Положение тела в жидкости определяется зависимостью между его объемом и массой, т.е. плотностью. Если плотность тела больше плотности воды (1 г/см3), оно погружается, если меньше – всплывает. Плотность тела рыб близка к плотности воды, но они могут увеличивать или уменьшать эту величину, изменяя объем газов в плавательном пузыре.

Демонстрация опыта с воздушным шариком.

Увеличение объема пузыря уменьшает плотность тела и способствует свободному передвижению к поверхности воды. Уменьшение объема увеличивает плотность тела и облегчает погружение.

Учитель: Вода – это среда обитания и для Простейших. Поэтому поводу прослушайте обращение Маяковского. (33)   

Если так не хочешь помереть ты,

                 Товарищ,

Не пей сырой воды!

Кишит в воде вибрионов рой,-

                Товарищ,

Не пей воды сырой!

Холера идёт, не поддавайся ей!

               Товарищ,

Сырой воды не пей!

Орите,

Кричите на все лады:

«Не пей, не пей,

Не пей сырой воды!»  

        В. Маяковский «Не пей сырой воды»

(34)   

Учитель. Обратимся к самым взрослым моим помощникам.

О роли воды в живых организмах говорит тот факт, что вода в организме постоянно обновляется. В кактусах вода полностью обновляется в течение 28 лет, у черепах – за 1 год, у верблюда – за 3 месяца, у человека – за 1 месяц. Без воды человек может прожить только 3 дня, в то время как без пищи – 30–50 дней.
НО…(35)   

 В природе встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. Общий объем растворенных в Мировом океане солей равен 48 000 000 млрд т. Если эти соли выпарить и равномерно распределить по всей поверхности земного шара, то образовался бы слой из солей в 45 м, а если распределить эту соль только по суше, то толщина слоя составила бы 153 м. Иными словами, это высота 50-этажного небоскреба.  А имеет ли это свойство воды , растворять вещества, какое то значение для живых организмов Земли?

(36)   

11кл. Для живых организмов способность воды растворять многие вещества имеет жизненно важное значение.  Проникновение веществ в клетку и выведение из нее продуктов жизнедеятельности возможно только в растворенном виде. Вода участвует в явлениях осмоса, обеспечивающего поддержание постоянства химического состава клетки. Осмосом называется проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса. Давление, с которым вода проникает через мембрану, называется «осмотическим», причем величина этого давления возрастает с увеличением концентрации раствора.

На явлениях осмоса основаны движения воды по проводящей системе зеленых растений от корней к листьям. Вода, всасываемая корневыми волосками растений, содержит мало растворенных веществ. Проникая в клетки через мембраны и создавая в них повышенное давление, вода придает упругость листьям, лепесткам цветков, стеблям трав.

Демонстрируют опыт «Тургорное состояние воды» (стр. 17Эксперимент по физиологии)или

11кл. … Демонстрационный опыт 7 «Потеря растением тургорного движения». В один цилиндр налить воду, а в другой – раствор поваренной соли. Сделать вырезки из листьев капусты и опустить один кусочек в воду, а другой – в раствор соли. Через 30 мин сравнить внешний вид образцов, сделать вывод.

Учитель. Где мы это наблюдаем в жизни.?

-  В жаркие летние дни, у не политых растений листья увядают.

Учитель. А как вы можете озвучить содержание фильма (Плазмолиз, деплазмолиз в жизни инфузорий).


Живые организмы очень чутко реагируют на потерю воды. Человек, например, тяжело переносит потерю даже 0,68% воды от веса тела, у него повышается температура, краснеет кожа, учащается сердцебиение, начинается головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, потеря 15–20% воды смертельна при 30 °С, потеря 25% воды смертельна при 20 °С.

11кл. …

 Где мы это наблюдаем в жизни.?

-  В жаркие летние дни, у не политых растений листья увядают.

Учитель. А как вы можете озвучить содержание фильма (Плазмолиз, деплазмолиз в жизни инфузорий).

Учитель. Всегда интересно узнать что-то новенькое про организм человека.  Вопрос изучающим организм человека. Человек пьёт много воды и получает от этого удовольствие, а что получится, если в вену человека ввести дистиллированную воду? Или 2% раствор соли?

(37)   

8кл.(По рис.) Направление диффузии воды – в клетку или из нее – обусловлено величиной осмотического давления окружающего клетку раствора. Если какие-либо клетки, например эритроциты, поместить в гипотонический раствор, то вода будет поступать в эти клетки. Давление воды на наружную клеточную мембрану будет возрастать до тех пор, пока клеточная оболочка не лопнет. Напротив, в гипертоническом растворе вода стремится наружу, и клетки обезвоживаются. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови человека лопаются, если же поместить их в концентрированный раствор соли NaCl, то они сморщиваются.

(38)   

Учитель. Очень часто я вижу, какие вы потные возвращаетесь с  урока физкультуры. А какое это имеет значение?

8кл . Удельная теплота парообразования воды ~2 300 000 Дж/кг. Это означает, что при испарении
1 г воды «забирает с собой» 2300 Дж теплоты. Парообразование воды тоже ее терморегулирующее свойство. Например, если бы человек не потел при физической работе, он бы перегрелся. Пот, основой которого является вода, при испарении понижает температуру тела

Можно было бы и дальше исследовать роль воды в живых  организмах, но время у нас ограничено.

(39)   

Учитель. Вернёмся к самым юным исследователям.  Почему лед плавает?

5кл. При замерзании воды ее плотность уменьшается, лед становится легче воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от оледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно, то многие моря, реки и озера просто заполнились бы ледяными глыбами. Лед не успевал бы растаять летом, и жизнь в таких водоемах была бы невозможна.

Учитель. Я всем вам рассказывала о том, что школьники Африки, удивляются тому, что по воде можно ходить. А в годы ВОВ, ледяная-ледовая дорога спасла множество жизней. Где была эта дорога жизни? (40)   

11кл. по Ладожскому морю вывозили людей из Ленинграда, в о времена Ленинградской блокады.  

(41)   

Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли – она незаменима.
Потребление воды связано с развитием цивилизации: чем выше ее уровень, тем больше потребляется воды .Водопотребление за последние 2000 лет увеличилось (сейчас оно составляет примерно 200 л в сутки на человека). Расход воды на хозяйственные нужды еще более велик, что приводит к недостатку пресной воды.

С чем бы вы хотели обратиться ко всем лицеистам, жителям нашего города, нашей великой страны?

(42)   

5 кл. Плакаты и обращение по охране вод в наших ближайших озёрах.

7кл.Жалобы от имени рыб.

Жили мы в прозрачном озерке. Жили – не тужили. Всё вокруг глаз радовало, и дышалось легко. Но протоптали ребята – туристы дорожку к нашему озерку. Это бы ничего: ребята аккуратные, хорошие. Зря деревьев не рубят, кусты не ломают, уходят – костёр заливают. Даже мусор после себя убирают. Только вот убирают они его по-своему: в охапку – да в наше озерко! Все концы в воду. Скопились у нас на дне разные банки-склянки, бумага да тряпки. Мы год терпели, два терпели, а на третий год -  не вытерпели!  На дне свалка – глаза б не глядели, вода ржавая – дышать нечем. Вот и жалуемся.

                       Озёрные рыбы большие и маленькие

8кл

Инсценировка

11кл.  

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги,

И судьба земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Чёрные сотрёшь ли, Человек!

(43)   

Учитель.Наш разговор о воде  хотелось бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...»

Спасибо! Успехов Вам! В освоении известного и неизвестного, открытий на каждом уроке. Удачи при поступлении в ВУЗы.

Я благодарю судьбу за встречу с Вами!

Итак, что сегодня я использовала:

1. Этап врабатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. Загадки помогли мне в этом.

2. Постановка задачи, чем будут заниматься. Вступление должно настроить на серьёзность их работы.

3. Работа с сильными, можно сказать одарёнными детьми.

4. Проектная, исследовательская деятельность.

5. Использование ИКТ.

6. Интеграция с физикой, химией.

7. Художественные произведения

8. Литературные произведения

9. Элементы театрализации

10. Ролевая игра

И другие приёмы и методы.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности является одним из важных звеньев развивающего обучения. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать у учащихся положительное ...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Приёмы активизации познавательной деятельности.

В статье "Приёмы активизации познавательной деятельности"  предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в за...

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Давайте представим себе механизм, например, часовой. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он начал работать? Завести его ключом.            П...