Главные вкладки

    Приёмы активизации познавательной деятельности.
    статья на тему

    Щербинова Наталья Николаевна

     В статье "Приёмы активизации познавательной деятельности"  предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят,  учебного материала, темы, особенностей класса.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon priemy_aktivizatsii.doc36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная

    средняя         школа № 4  г. Нижневартовск

    ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Выполнила   Щербинова Н.Н.,

                           учитель математики.

    Доклад был заслушан на 2 Западно-Сибирской международной научно-практической конференции «Образование на грани тысячелетий»  в Нижневартовском  государственном университете 31 октября 2006 года.

    Опубликован в сборнике  материалов конференции, издательство НГГУ, 2008 год


          Проблема преемственности в обучении математике приобрела особое значение в связи с широкой диверсификацией школы, ставшей реальностью, с которой уже не могут не считаться и непосредственные участники учебного процесса – учителя, организаторы школьного образования, общество в целом.

      Острота этой проблемы определена как минимум тремя обстоятельствами: широким распространением различных типов общеобразовательных учреждений, профильной дифференциацией обучения на старшей ступени и в основной школе, наличием большого числа учебников в одной и той же параллели.  Поэтому относящаяся к разряду вечных проблема совершенствования обучения математике приобрела на современном этапе качественно иной аспект. В последние десятилетия, впрочем,  как и практически всегда, эта проблема решалась исходя, по существу, из единственной цели – сделать более эффективным так называемое традиционное обучение, с более или менее устоявшимися содержанием и соответствующими требованиями к математической подготовке школьников, адекватными столь же устоявшими целям школьного математического образования  и, главное, представлениям о роли математики в обществе и в жизни конкретного человека.

      Что  ценнее всего для человека? «Здоровье»,- не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Вот почему ведущая идея в педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребенком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать увлеченность предметом воспитанникам.

     По проблеме активизации познавательной деятельности  печаталось и печатается много трудов. В данной работе я предлагаю несколько приемов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса.

      Все предложенные приемы рождались постепенно в течение многих лет работы, часть из них заимствована из опыта работы других учителей. Часть из книг, методических пособий, но все они прошли проверку временем, нравятся ребятам и мне как учителю.

      Одной из основных и первоначальных задач при обучении математике является  выработка  у ребят навыка хорошего счета. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счету, так и урокам вообще. Поэтому в запасе имею арсенал различных приемов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся и в то же время не злоупотребляющих трудолюбием ребят. Предлагаю примеры, оформленные в виде блок-схем, большие примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты, строить алгоритмы.

      Следующий вид заданий исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, восстановление частично стертых записей. Недописанная фраза, недорешенная задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Предлагаю ребятам задачи-шутки, задания на внимание. А сочинительство задач, сказок, составление контрольной работы по теме – это целый раздел в методике работы с детьми.

     Всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. Предлагаю следующие виды:

    1. Программированный опрос.
    2. На доске рядом с примерами предлагаю ответы, закодированные буквами. Учащиеся решают пример, выбирают верный ответ и записывают  в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании счета у ребят появляется новое слово, об этом слово дается интересная историческая справка или готовится дополнительный материал
    3. Ответы закрыты карточками. Ребята дают ответ, открывают его, перевернув карточку, прикрепляют ее рядом с ответом.
    4. Математическое лото.

     5. В своей работе для активизации познавательной деятельности я использую:

    1. Групповой метод при решении задач. Работа в парах.

    2. Различные формы работы с книгой.

    3. Использование различных поощрений: жетоны, дифференцированные домашние задания, проверка домашних заданий у одноклассников.

    4. Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.

    5. Использование на уроках элементов историзма, занимательности

    6. Использование проблемных ситуаций.

    7. Изложение материала блоками.

    8. Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выборе метода решения задачи, связь науки с практикой, анкетирование, тестирование.

    9. Наблюдение за речью, рецензирование  ответа.

     Положительный эффект индивидуальных заданий несомненен, особенно домашних, так как ученики выполняют их в основном самостоятельно. Просматривая индивидуальные работы вместе с учащимися, которые их делали,  вовлекаю ребят в беседу, расспрашивая об испытанных трудностях, о примененных законах, определениях и т.д.

     Наиболее ценным методическим приемом является проблемное изложение. Объяснение нового материала начинаю с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокой ступени познания окружающего  мира.

     В своей работе я перечислила лишь маленькую толику того, что можно использовать в работе для придачи ей разнообразия, большей увлекательности, яркости. Все это можно использовать и в высшей школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

    "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

    Активизация учебно-познавательной деятельности деятельности учащихся на уроках географии

    Актуальность  опыта. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и ...

    Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

    О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

    Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

    Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

    Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

    Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

    «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...