Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся
статья по математике по теме

Береснева Галия Булатовна

Активизация познавательной деятельности является одним из важных звеньев развивающего обучения. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Любой педагог, пробуждая интерес к предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей.  Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся рождались постепенно в течение многих лет работы. Они используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста детей, материала, темы, особенностей класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся

 на уроках математики

    Удивительна, заманчива, всесильна наука математика. Поэтому ведущая идея в моей педагогической и математической практике – максимально раскрыть перед ребёнком спектр приложений математических знаний, основная задача – передать свою увлечённость предметом воспитанникам.

    Активизация познавательной деятельности является одним из важных звеньев развивающего обучения. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Любой педагог, пробуждая интерес к предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребёнка независимо от его способностей.  

    Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся рождались постепенно

в течение многих лет работы. Они используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста детей, материала, темы, особенностей класса.

    Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят хороших вычислительных навыков. Однако однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес как к счёту, так и урокам вообще. Поэтому учителю необходимо иметь в запасе арсенал различных приёмов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся. Можно предлагать примеры, оформленные в виде блок – схем, круговые примеры, позволяющие ребятам осуществлять самоконтроль (4, 5, 6 классы).

    Нравится ученикам, когда учитель даёт задание на исправление преднамеренно сделанных ошибок в решении, на восстановление частично стёртых записей. Недописанная фраза, недорешённая задача, недосказанное условие в задаче стимулируют работу учащихся. Любят ребята всех возрастов, когда уроки оживлены задачами – шутками, заданиями на внимание (даже в старших классах). А сочинительство задач, сказок, кроссвордов – это целый раздел в методике работы с детьми (составление учебника математики)  

    Всевозможные формы кодирования ответов привлекает внимание учеников не меньше, чем интересная задача:

- программированный опрос (9, 10, 11 классы);

- отгадать фразу или слово, каждая буква которого является ответом примера (4, 5, 6 классы);

- соединить пример в первом столбике с ответом во втором столбике;

- решая цепочку примеров, нужно получить ответ, записанный в конце цепочки(4, 5 классы).

    Перечислю ещё ряд приёмов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учеников:

- групповой метод. Работа в парах.

- различные формы работы с книгой: составление плана, тезисов, конспекта параграфа;

- использование всевозможных видов поощрения (жетоны, призы);

- дифференциация домашнего задания;

- использование проблемных ситуаций на уроке;

- изложение материала блоками (в старших классах – геометрия)

- тестирование (1 – 11 классы);

- творческие самостоятельные работы (составление ребусов, кроссвордов, рефераты, изготовление геометрических моделей)

- проекты (участие в «Портфолио»);

- нетрадиционные уроки: турниры, конкурсы, путешествия ( заседание клуба «Знатоков»);

- систематическая работа над устной речью учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Статья на тему "Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии"

Работая по данной проблеме я ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными....

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классах

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классах...

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

План1.Актуальность проблемы.2.Организация активной познавательной деятельности на уроке математики.3.Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.4.Создания на уроке учебной проблемно...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка

Доклад на тему: "Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках английского языка"...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии

Давайте представим себе механизм, например, часовой. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он начал работать? Завести его ключом.            П...