Программа кружка технической направленности "Выпиливание"
учебно-методический материал по технологии на тему

Фомин Александр Владимирович

Программма кружка технической направленности "Выпиливание" имеет пояснительную записку, в которой обоснованы все этапы работы. В приложении даны  работы учащихся, выполненные  на занятиях кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc83 КБ
Файл foto.docx593.43 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

КРУЖКА

 Выпиливание

(для детей от 9 до 15 лет)

срок реализации один год

Составил: Фомин А.В.., учитель технологии,

1-я квалифицированная категория  

 »

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

«Выпиливание»

Полное

наименование

программы

Программа технической направленности «Выпиливание»

Нормативно - правовая база программы

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция РФ
  • Закон «Об образовании»

Ф.И.О. автора

программы

Автор программы Алейник Константин Иванович,  педагог дополнительного образования МОУ ДОД

 «Дом Детского Творчества»  Сайт: http://kon82.narod.ru/tvor/program.htm

Программы технического творчества для спортивно-технических кружков, рекомендованных для внешкольных учреждений

Должность

Учитель технологии

целевые группы

(количественная и качественная характеристика детей - количество, возраст, социальный статус.)

В  кружке «Творческая мастерская » занимается 10 детей в возрасте от 9 до 15 лет.  

 

Направленность

Техническая направленность

Срок реализации

программы

1 год

Вид программы

Модифицированная

Уровень реализации

Дополнительное образование детей

Уровень освоения

Технический

способ освоения

содержания

образования

  • объяснительно- иллюстративный;
  • продуктивный;
  • практический

Основная цель

программы

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи

программы

.Обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов, обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

 2.Способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления, развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

 3.Воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе, формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине, применение на занятиях здоровье сберегающих технологий

Ожидаемые

результаты

 

должны знать:

- устройство и применение лобзика

- строение и свойства древесины

- основные виды столярных соединений

- основные виды резных орнаментов

- способы переноса изображения на заготовку

- способы заделки дефектов древесины

- способы отделки готовых изделий

 Должны уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- исправлять дефекты материала и изделия

- правильно соединять детали готовых изделий

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделий

Контроль реализации программы

Выставки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе базовых программ и составлена по их образцу. Программа предназначена для детей в возрасте от 9 до 17 лет и рассчитана на один год реализации.

Программа «Выпиливание» рассчитана на детей проявляющих интерес к творческой  обработке древесины и материалов, изготавливаемых из нее, способствует формированию устойчивого внимания, воспитанию осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью и усидчивостью. Кроме того, обучение по данной программе направлено на:

  • развитие у воспитанников умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий;
  • контролировать ход работы;
  • обучение стандартный приемам труда и привитие воспитанникам соответствующих навыков;
  • воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию.

Цель программы:

Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи программы

 Образовательные:

  •  обучение практическим навыкам и умению работать с различными инструментами, позволяющими выполнять обработку древесных материалов;
  •  обучение основам техники выполнения различных конструкций изделий.

 Развивающие:

  • способствовать развитию у детей задатков и способностей в области конструирования, творческого мышления;
  • развивать творческую активность и общую культуру ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание творческой личности, способной адаптироваться в современном обществе;
  •  формирование художественного вкуса, умения видеть и понимать красоту труда;
  •  воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине;
  •  применение на занятиях здоровье сберегающих технологий.

Краткая характеристика    программы

На занятиях ребята учатся проводить самоконтроль качества и обучаются анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность воспитанников в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций.  

  Одним из основных путей повышения качества работы воспитанников является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда обучающиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.

На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий воспитанниками на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд.  

В программу включены экскурсии для обогащения своего практического опыта.

Каждый обучающийся выбирает самостоятельно тему для своего проекта, изготавливает изделие и защищает его на научно-практической конференции.

Условия успешной реализации программы.

  1. Исходя из комплектования групп, уровня знаний, умений и способностей обучающихся, а также учебной нагрузки, педагог может вносить изменения в учебно - тематический план работы.
  2. Выполнение программы рассчитано на 1 год.  Занятия в группе ведутся по модифицированной программе. Форма занятий групповая и индивидуальная. Перевод воспитанников на следующий год обучения осуществляется на основании успешного усвоения программы, определенных достижений и навыков. Основанием на отчисление может служить болезнь, переезд ученика на другое место жительства.
  3. Необходимое количество и качество расходного материала: фанера 5мм и  10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный;

Методика оценки полученных знаний и результатов

За период обучения в объединении учащиеся получат определенный объем знаний и умений, которых проверяется каждое полугодие. Для этой цели проводится промежуточный контроль – участие в выставках школьников художественно-эстетического цикла. Руководитель подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ достижений детей.

 Ожидаемые результаты

В конце учебного года обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место.  Творческие задания.

 

При условии выполнения программы, обучающиеся должны знать:

- устройство и применение лобзика и резака

- строение и свойства древесины

- материалы, используемые для резьбы

- основные виды столярных соединений

- основные виды резных орнаментов

- способы переноса изображения на заготовку

- способы заделки дефектов древесины

- способы отделки готовых изделий

 Должны уметь:

- организовать рабочее место

- безопасно пользоваться инструментами

- переносить изображение на заготовку

- использовать стандартные приёмы резьбы

- исправлять дефекты материала и изделия

- правильно соединять детали готовых изделий

- использовать морилки, лаки, красители

- анализировать качество работы и изделий

Этапы педагогического контроля

1         Выпиливание сборных моделей

2        Выпиливание движущихся игрушек

3         Выпиливание сборных изделий со сложными элементами

4         Использование компьютерной техники при моделировании. Создание орнаментов на компьютере.

5        Выполнение разработки конструкции изделия и его изготовление

 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях.        

1

1

2

Инструменты, используемые при  обработке древесины. Способы отделки изделий из фанеры: роспись, выжигание, выпиливание.

1

1

3

Рабочее место и его оборудование.        

1

1

4

Виды резьбы. Их особенности. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры

4

1

3

5

Подготовка поверхности материала. Перевод рисунка.                

2

1

1

6

 Художественное выпиливание        Соединение деталей из фанеры. Выпиливание сборных моделей. Выпиливание сборных моделей движущихся игрушек. Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.                

20

2

18

7

Выпиливание сборных изделий со сложными элементами.        

10

1

9

8

Экскурсия в лес или парк « Природа учит творчеству»

1

1

9

Творческий проект.

30

30

10

Заключительное занятие        

2

2

Итого

72

6

66

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Вводное занятие

Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работ. Деревообработка — одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств, опасность труда при деревообработке. Технология безотходного производства. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях.

2. Инструменты, используемые при резьбе.

Основные породы деревьев, применяемые в народных промыслах. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ним

 Практическая работа. Заготовка материалов для выполнения плана работы кружка.

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом, его ремонт и изготовление оснастки и приспособлений.

3. Рабочее место и его оборудование.

Подготовка рабочего места, оборудования и инструмента

 Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом. Изучение правил техники безопасности.

4. Виды резьбы. Их особенности

Плоскорельефная резьба. Пропильная резьба. Прорезная резьба. Ажурная резьба. Выпиливание из фанеры. Ажурная резьба. Особенности работы лобзиком.

 Практическая работа. Подготовка инструмента к работе: крепление выпиловочного столика, крепление пилочки в станке лобзика. Ознакомление с приемами выпиливания.

5. Подготовка поверхности материала.

Традиционные и нетрадиционные материалы. Технология подготовки материала к выпиливанию.

 Практическая работа. Подготовка материала к выпиливанию.

Перевод рисунка.

Способы перевода рисунка. Последовательность действий при переводе рисунка. Возможные ошибки перевода и их устранение.

 Практическая работа. Перевод рисунка.

6. Художественное выпиливание.

Приемы выпиливания по контуру детали. Технология выпиливания внутренних поверхностей.

 Практическая работа. Выпиливание несложных деталей.

Соединение деталей из фанеры. Способы соединения деталей из фанеры. Подгонка деталей и сборка изделия.

Практическая работа. Выполнение соединения деталей из фанеры.

 Выпиливание сборных моделей.

Рассказ о моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей игрушек.

Практическая работа.  Изготовление сборных моделей игрушек.

 Выпиливание сборных моделей движущихся игрушек.

Рассказ о подвижных моделях игрушек, изготовленных выпиливанием. Демонстрация лучших образцов, показ рисунков сборных моделей движущихся игрушек.

Практическая работа.  Изготовление сборных моделей движущихся игрушек. Непрозрачная отделка изделий.

 Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

Рассказ об изделиях содержащих 2-3 соединяемые детали и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий. Знакомство с технологией изготовления деталей изделия.

Практическая работа.  Изготовление изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

7.Выпиливание изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

Рассказ об изделиях содержащих 3-4 соединяемые детали и демонстрация лучших образцов. Показ рисунков изделий.

 Знакомство с технологией изготовления деталей изделия.

Практическая работа.  Изготовление изделий с несколькими деталями содержащих не сложные элементы по выбору учащихся.

8. Экскурсия в лес или парк «Природа учит творчеству». Во время экскурсии обучающиеся находят  оригинальные  в лесу или парке интересные рисунки на листьях, деревьях и  зарисовывают. Ведут обсуждение красоты природы.  Учатся находить    необычное в обычном.

9. Творческий проект. Выполнение самостоятельной работы по разработке конструкции изделия и его изготовлению.

Принципы композиции. Конструкция, форма изделия.

 Виды орнамента, применяемые при работе с лобзиком

Практическая работа. Создание эскизов узоров для несложных изделий. Перевод узоров на поверхность. Выпиливание. Подгонка и сборка изделия. Отделка изделия.

10. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за год. Составление плана работы на будущий год.

Список литературы для учителя:

1.       Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков

  / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.

2.       Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.— М.: Лесная промышленность, 1981.

3.       Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.—

  М.: Просвещение, 1981.

4.       Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.—М.: Высшая школа,     1978.

5.       Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977

6.       Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе

 

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1.    Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.—- М.: Детская литература 1980.

2.     Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.— М.: Физкультура и спорт, 1978.

3.     Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.— Л.: Судостроение, 1982.

4.     Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея

 /Под ред. И. Я. Богуславской. — Л., 1981.

5.     Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.

6.    Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.

7.     Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — М„ 1981.'

8.    Попова О. С., Каплан Н, И. Русские художественные промыслы. — М., 1984.

9.    Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.—М.,1983

10.  Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. — М., 1987.

11.  Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002

12.  Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ П



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий кружка: "Техническое творчество".5 кл.(мальчики)

Рабочая программа кружка "Техническое творчество" по предмету Технология для 5-х классов (мальчики) рассчитана на 68 ученых часов. В ней имеются следующие разделы: -Древесина как конструкционный ...

Рабочая программа кружка "Физико-техническое моделирование"

Рабочая программа и КТП кружка "Физико-техническое моделирование"....

Программа кружка технического пользования

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивает у обучающихся творческое умение по декоративной обработки материалов и креативное мышление при изготовлении сувениров из тканей (р...

Программа кружка технического творчества

Программа кружка технического творчества для учащихся 5-11 классов....

Программа кружка «Самоделкин» на тему: «Техническое моделирование» (3-4 класс – 68 часов)

Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мы живем в век техники, нас окружает различные машины, механизмы, приборы, аппараты. Младшие школьники уже знают марки...

Рабочая программа кружка "Техническое творчество"

Данная программа направлена на расширение политехнического кругозора подростков, общетрудовых знаний и умений, формирование интереса к технике....

Программа кружка технического творчества «Творцы - молодцы»

  Занятия в технических кружках обеспечивают устойчивый интерес к технике, способствуют успешной социализации личности, а также увеличению числа будущих изобретателей и инженеров, их профо...