«Пошив наволочки».
план-конспект урока (технология, 6 класс) по теме

Артюшина Ольга Александровна

План конспект урока  по предмету  «технология обработки ткани»  в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_otkrytogo.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

 по предмету

«технология обработки ткани»

в 6 классе

по теме:

«Пошив наволочки».

учитель: Артюшина Ольга Александровна

2011 год

План урока.

Тема урока: «Постельное бельё».

Тема урока: «Пошив наволочки».

Цели урока:

  • Способствовать формированию и развитию умений и навыков при пошиве наволочки.
  • Способствовать осознанию основного технологического узла при пошиве наволочки (обработка поперечных срезов наволочки: краевой шов - шов вподгибку с закрытым срезом;  обработка боковых срезов наволочки: соединительный шов - двойной шов).
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия).
  • Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
  • Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.
  • Воспитывать аккуратность и бережное отношение к изделиям.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

-мастерская трудового обучения (швейное дело);

-оборудование: швейные машины, утюг;

-инструменты и приспособления: игла, ножницы, линейка, мел, напёрсток;

-ткань.

2. Дидактическое обеспечение:

-учебник  Г. Н. Мерсиянова, Г. Г. Мозговая  Г. Б. Каратуша  «Швейное дело» 5-6 класс, В. Д. Симоненко «Технология» 6 класс;

-рабочая тетрадь, папка «Наши достижения на уроках технологии»;

-технологическая карта «Пошив наволочки»;

-инструкционная карта «Выполнение  двойного шва»;

-образец объекта труда (наволочка);

-образец поузловой обработки изделия (наволочки)

- фильм, кроссворд, тесты.

Методы обучения:

   -Словесный метод: беседа методом постановки вопросов; рассказ-объяснение;

-Наглядно-демонстрационный метод: демонстрация наглядных пособий; личный показ учителем трудовых приёмов;

-Практический метод: упражнения; работа с письменными инструкциями.

Тип урока: урок по выполнению комплексных работ по закреплению приобретённых знаний, умений и навыков.

Ход урока.

  1. Организационный момент: (01. 16 мин.)

-приветствие учащихся;

-проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-настрой учащихся на работу;

-доведение до учащихся плана урока.

  • Нам  предстоит творческая корпоративная командировка: путешествие в страну Белья красивых снов, где мы познакомимся с историей возникновения постельного белья, вспомним, что входит в комплект постельного белья, выполним обработку комплекта постельного белья с соблюдением ТУ, узнаем о профессиях этой страны; видеофильм «Уют вашего дома»

  1. Актуализация знаний учащихся: (01.17 мин.)

        

Прежде чем мы отправимся в дорогу, давайте выясним

  • Что входит в комплект постельного белья? (ответы учащихся: простыня, наволочка, пододеяльник); слайд
  • Назначение постельного белья? (ответы учащихся: постельное белье - изделия из ткани, используемые для обустройства постели и комфортного отдыха человека от дневных трудов); слайд

3. Изложение учителем материала: (01. 44 мин.)

(Используя ТК и образцы поузловой обработки изделия).

Итак, мы начинаем наше путешествие. Открываем голубую страницу истории слайд

Редко задумываешься о происхождении и истории тех простых вещей, которые окружают нас с рождения и считаются настолько естественными, что трудно представить их отсутствие. К таким вещам можно отнести и постельное бельё.

        Много тысячелетия прототипами постельного белья служили солома, трава, листья, шкуры животных, а в бедных семьях часто обходились и вовсе без него  слайд

Открываем оранжевую страницу истории.

В России распространение и появление постельного белья приходится на середину XVIII века. По указанию ПетраI в Новодевичий монастырь пригласили 30 монахинь их Фламандии, чтобы обучали девочек-сирот умению шить и вышивать постельное бельё  слайд
        И  вышивка, и кружево и сама ткань для постельного белья в те времена были только белого цвета, именно в это время появилась профессия белошвейка, названная так по цвету ткани, с которой они работали.

  • С появлением постельного белья возникли загадки.

Отгадывая загадки, мы заполним кроссворд и получим право на продолжение путешествия по стране Белья красивых снов.

Загадки слайд

     1.Стелют на матрац меня,

    Называюсь … (простыня);

2. Одежда без рукавов (одеяло);

3. Набита пухом, лежит под ухом (подушка);

4. Четыре ножки, одно тело и две спинки (кровать);

5. От забот и от трудов

    Отдыхаем здесь мы,

    Ну, а лодырь – тот готов

    Жить на этом месте,

    Здесь мы спим и тут лежим,

    Если заболели,

    Человек не может жить

     Без своей … (постели);

6. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон);

7. Для подушки есть в комоде

   Платье, сшитое по моде! (наволочка)

1.П

Р

2.О

С

Т

Ы

Н

Я

Д

Е

Я

Л

3.П

О

Д

У

Ш

4.К

А

 

Р

7.Н

А

В

О

Л

О

Ч

К

А

В

6.С

А

5.П

О

С

Т

Е

Л

Ь

Н

Ь

Издавна славяне придавали большое значение всем предметам домашнего обихода; очень важная, а часто и мифическая роль приписывалась одежде и белью, в том числе и постельному. Ночью оно выполняло такую же защитную функцию, как одежда днем. По народным верованиям ночь – время царствования нечистой силы, когда человек особенно уязвим, ведь он раздет и безоружен.

Защитить человека были призваны рисунки, которыми вышивали бельё. Чаще всего оно украшалось символами, например (солнце символ – круг, что значит возрождение и победу над тьмой;  постельное бельё с круговым орнаментом не только защищало от темных сил, но и «охраняло» благополучие дома; волны и зигзаг на постельном белье изображали стихию воды, ромбы и квадраты – землю, мелкие кружочки (точки) – зерно  слайд

  • А сейчас мы с вами, тоже выполним на наших наволочках обереги.

Учащимся раздается картон с рисунками оберегов и предлагается вышить при помощи разноцветных пуговиц  слайд

Открываем зеленую страницу истории.

        XX век, век торжества постельного белья! Большую популярность приобретает постельное белье, выполненное в разнообразной цветовой гамме с использованием ярких и насыщенных цветов  слайд

        На  смену дорогим тканям приходят ситец, сатин, бязь, лен.

Чтобы продолжить путешествие по стране Белья красивых снов, обратим внимание на образцы постельного белья и вспомним, какой краевой шов мы использовали при пошиве простыни  и наволочки (ответы учащихся – шов вподгибку с закрытым срезом). Назовите соединительные швы, которыми обрабатывались наволочка, простыня, пододеяльник (ответы учащихся – запошивочный и двойной шов).

Почему именно эти соединительные швы мы использовали при пошиве комплекта постельного белья? (ответы учащихся – это прочные швы с закрытыми срезами).

  4. Физкультминутка (комплекс кинезиологических упражнений).

                                                                                                  (16.43 мин.)

5. Закрепление знаний учащихся. (17.35 мин.)

Учитель выдаёт тесты, а  учащиеся выполняют задание зачитывают ответы.

   ТЕСТ №1 слайд

Составьте последовательность пошива наволочки.

Ответ: Д, А, Г, Б, В, Ж.

Д

Обработать поперечные срезы.

 Г

Сложить деталь по меткам.

А

Выполнить разметку клапана.

В

Вывернуть изделие.

 Б

Обработать боковые срезы.

Ж

Отутюжить готовое изделие.

  1. Практическая работа.  (19.20 мин.)

6.1. Вводный инструктаж учителя:

-сообщение названия практической работы;

-разъяснение задач практической работы:

А) Пошив наволочки, соблюдая ТУ.

-ознакомление с объектом труда (образцом);

-ознакомление с учебно-технической документацией;

-предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы:

а) размер изделия соответствует заданному;

б) строчки швов ровные, с закрепками;

в) машинная строчка ровная, по краю подгиба;

г) изделие хорошо отутюжено.

-инструктаж по ТБ (проводится в игровой форме); (19.28 мин.)

Проверка учащихся правил техники безопасности на рабочих местах в мастерской (стихотворение).

                Перед началом работы сдадим допуск по технике безопасности, который буду принимать я, ваш экзаменатор (выделенные фразы произносят дети).

Сели шить мы за машину,

Держим ровно корпус, спину.

Пальцы – дальше от иголки,

Под косынки спрячем челки.

Давайте, повторим все вместе:

Хранить булавки в определенном месте.

Чтоб не болели зубы и живот,

Не брать иголки  и булавки в рот.

На стол кладу я ножницы

Кольцами к себе,

Передаю я ножницы

Кольцами к тебе.

Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.

Положишь их разомкнутыми – может быть беда.

Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,

На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!

Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.

Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.

Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю!

   

  6.2.Самостоятельная работа учащихся по УТД. (21.01 мин.) слайд

6.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

6.3.1. Формирование умений:

-проверка организованности начала работы учащихся;

-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты и приспособления);

-соблюдение правил ТБ при выполнения задания.

6.3.2. Усвоение знаний:

-проверка правильности использования учащимися УТД;

-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией, соблюдение ТУ на выполнение задания.

6.3.3. Целевые обходы:

-инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом при пошиве наволочки;

-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приёмах выполнения операций (ровная строчка, соблюдение величин припуска, правильность выполнения закрепки).

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка (комплекс кинезиологических упражнений).

                                                                                                  (22.34 мин.)

6.4. Заключительный инструктаж учителя:

-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

-разбор типичных ошибок учащихся;

-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

8. Уборка рабочих мест. (39.09 мин.)

7. Подведение итога урока учителем:  (39.37 мин.)

-сообщение учителя о достижении целей урока;

-объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 9 классе "Пошив наволочки с клапаном пооперационно производственным способом"

Тема: « Пошив наволочки с клапаном пооперационно производственным способом с использованием коммуникативных технологий»...

презентация к уроку "Пошив наволочки"

Презентация предназначена для проведения урока в 6 классе....

Конспект урока по теме: «Пошив наволочки»

Конспект урокапо теме: «Пошив наволочки»...

Презентация к уроку "Пошив наволочки"

Презентация к уроку "Пошив наволочки"...

Пошив наволочки с клапаном с пооперационным разделением труда.

Урок, на котором дети учатся шить наволочки с клапаном с пооперационным разделением труда.Цель урока: научить изготавливать наволочку с клапаном производственным способом....

Конспект открытого урока в 9 классе на тему: « Пошив наволочки с клапаном пооперационно производственным способом»

Тема урока: «Пошив наволочки с клапаномпооперационно производственным способом». Цели урока:1. образовательные:- познакомить учащихся с цехами фабрики, где изготавливают     ш...