Урок технологии в 5 классе "Виды пиломатериалов"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Сидоров Сергей Иванович

Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ для обучающихся с ОВЗ С(К)ОШ VIII вида

Конспект урока по трудовому обучению

в 5 классе

Тема

«Виды пиломатериалов»

        Учитель труда:

Сидоров Сергей Иванович

Кунгур, 2010

Тема. Виды пиломатериалов.

Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.

Оборудование: образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

¤ Где применяется древесина?

¤ Как определить возраст дерева?

¤ Что называют текстурой древесины?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. Пиломатериал получают при продольном распиливании ствола дерева. Распиливание древесины производится лесопильными рамами. Кто из вас знаком с принципом работы лесопильных рам?

Лесопильная рама - это машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей возвратно-поступающее движение.

Какие пиломатериалы получают при распиливании ствола? {Предполагаемые ответы учащихся.)

Учитель демонстрирует виды пиломатериалов {см. Приложения, рис. 9):

брус - длинный кусок дерева, обычно прямоугольного или кругового сечения (толщина и ширина не менее 100 мм);

бруски - (толщина и ширина менее 100 мм);

доски - плоские с обеих сторон куски дерева небольшой толщины, выпиленные из бревна (толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина);

пластины - плоские полосы какого-либо твердого или упругого материала с гладкой поверхностью (бревно распилено пополам);

четвертина - четвертая часть бревна, распиленного вдоль накрест (по двум взаимно перпендикулярным диаметрам, то есть бревно распилено на 4 части);

горбыль - крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины).

Учитель показывает учащимся основные элементы пиломатериала:

- пласть;

- ребро;

- торец.

Давайте рассмотрим древесные материалы, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.

1) Фанеру получают путем наклеивания перпендикулярно друг к другу листов шпона.

Получают шпон на лущильном станке. {См. Приложения, рис. 10.)

¤Лущильный станок служит для получения тонкой поперечной стружки (шпона) из коротких бревен. Режущий инструмент в станке - нож, срезающий по всей длине вращающегося чурака слой древесины в виде непрерывной ленты. Полученные листы шпона режут на квадраты, намазывают клеем и склеивают под прессом. Изготавливается фанера толщиной от 2 до 20 мм.

Основными свойствами фанеры являются:

- прочнее древесины;

- не рассыпается;

- на растрескивается;

- хорошо гнется;

- хорошо обрабатывается.

Область применения фанеры очень широкая:

- в строительстве;

- при изготовлении мебели;

- в машиностроении;

- в авиастроении.

Шпон широко используется для изготовления гнутой мебели, спортивного инвентаря.

2) Древесно-стружечные плиты (ДСП) тоже предполагают определенной технологии их получения. Для изготовления ДСП используются в основном измельченные отходы древесины, которые склеиваются путем прессования. Толщина ДСП составляет 10-26 мм.

Основные свойства ДСП:

- почти не коробятся;

- хорошо обрабатываются.

Область применения ДСП обширна:

- изготовление мебели;

- монтаж перегородок, стен, полов и др.

Нежелательно применение ДСП в жилых помещениях, по утверждению специалистов, эти плиты выделяют вредные вещества.

3) Древесно-волокнистые плиты (ДВП) прессуются из пропаренной и измельченной древесной массы.

Выделяют следующие основные свойства ДВП:

- приятный серый цвет;

- ровная гладкая поверхность;

- хорошо гнется.

Применяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей и др.

Недостатком всех древесных материалов является то, что они боятся влаги, и под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Найти в образцах пиломатериалов основные элементы.

Измерить толщину фанеры и количество слоев.

3. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.

 IV. Итог урока.

Оценка результатов практической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Виды пиломатериалов и листовые древесные материалы»

Цель деятельности учителя: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.Планируемые результаты: научатся распознавать виды древесины и пилома...

Технологическая карта урока. Технология-6 класс. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов".

Технологическая карта урока технологии в 6 классе.  "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериаов"....

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Древесина, древесные материалы. Пиломатериалы"

Презентация к уроку технологии в 5 классе "Древесина, древесные материалы. Пиломатериалы"...

Урок технологии 5 класс Пиломатериалы

Пиломатериалы. Повторение по теме свойства древесины, текстура дерева, породы деревьевЗакрепление темы с использованием игровых приемов...

План-конспект урока технологии в 5 классе на тему "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы"

План-конспект урока технологии в 5 классе на тему "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы"...

Конспект урока технологии для мальчиков по теме: "Производство и применение пиломатериалов"

Цель: ознакомить учащихся со способами получения различ­ных пиломатериалов; рассмотреть область применения пиломате­риалов.Оборудование: плакаты, образцы пиломатериалов....