"Аппликация на ткани"
учебно-методический материал по технологии на тему

Печурина Татьяна Фёдоровна

Конспект урока и презентация к уроку "Аппликация на ткани"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_tekhnologii_v_5_klasse.doc64 КБ
Microsoft Office document icon _prilozhenie_1.doc24 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1_2.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc621.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc30 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt1.93 МБ

Предварительный просмотр:

Печурина Татьяна Фёдоровна

РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА» (10 часов),

ТЕМА УРОКА «АППЛИКАЦИЯ НА ТКАНИ» (4 часа)

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

  1. Образовательная.  Актуализировать знания, умения, навыки субъектного опыта, непосредственно связанные с темою урока: различия картины и рисунка; аппликации, как вида декоративно-прикладного творчества. Сформировать у учащихся новые понятия об аппликации: способы соединения деталей аппликации с изделием (основой), виды аппликации.
  2. Развивающая.  Организовать применение учащимися знаний по разделению рисунка на шаблоны, соединения деталей аппликации с основой,  с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков в выборе способа выполнения аппликации для изготовления картины.
  3. Воспитательная.  Развивать коммуникативные способности в осознании необходимости изучаемого материала, пробудить заинтересованность к творческой деятельности (изготовлению картины в технике «аппликация»)

Программно – методическое обеспечение урока: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, план-конспект урока, приложения к уроку (карточки – задания, наглядный понятийный аппарат, рисунки с различными видами изображения: портрет, пейзаж, натюрморт), компьютер, проектор, презентация.  

Технологическая карта урока по технологии «Аппликация на ткани», 4 часа.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Дидактическое оснащение урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создание дружественной обстановки

Предлагает проверить наличие учебных принадлежностей. При необходимости помогает учащимся выйти из затруднительного положения (неготовность к уроку)

Проверяют наличие учебных принадлежностей, сообщают учителю о готовности (не готовности) к уроку

Ученики:

Рабочая тетрадь, фломастеры синий и красный, ножницы, оценочная карта, рисунок для выполнения аппликации на ткани (урок 1, 2). Рабочая тетрадь, материалы и инструменты (в соответствии с выбранной технологией соединения деталей с основой) для выполнения аппликации, рамка, ткань – основа, оценочная карта (3, 4 урок).

Учитель: план – конспект урока, приложения  к уроку,  компьютер, проектор.

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных целей

Создание проблемной ситуации для определения исходного уровня знаний учащихся (картина, аппликация)

  1. Предлагает

сравнить графический рисунок и картину (понятие рисунка и картины по словарю – на доску)[1]

  1. Предлагает

рассудить:  можно ли из рисунка сделать картину, каким образом (аппликация)?

- что такое аппликация? (понятие аппликация по словарю – на доску)

Сравнивают два образа.

Интерпретируют известную им информацию о технологиях выполнения картин (вышивка, акварель, валяние, аппликация)

Фиксируют проблему (выполнить картину в технике «Аппликация на ткани»)

Запись темы в тетрадь

Рассуждают, дискутируют, строят понятные высказывания для собеседника

Принимают учебную цель (создание картины в технике «аппликация»)

Презентация, слайд 1-4

2. Совместное исследование проблемы

Поиск необходимой информации для дизайнерского проектирования картины в технике «Аппликация на ткани». Формирование понятий:  шаблон; способов соединения деталей с основой

Организует работу в группах, обсуждение, выполненных заданий.

1гр – на основе рисунков[2] составляет интеллект карту «Виды аппликации по изображению» (предметная, сюжетная, декоративная, пейзажная);

2гр – «Материалы, из которых можно выполнить аппликацию»;

3 гр – «Способы соединения деталей аппликации с основой»

Доказывают, анализируют,  аргументируют свою точку зрения.

Интерпретируют информацию

(вид аппликации, материалы, способы соединения)


Рассуждают, слушают собеседников, объясняют свои действия и высказывания

Исследуют условия поставленной задачи, обсуждают, предлагают свои способы решения

Рисунки с изображением предмета, сюжета, декора, пейзажа.

Презентация, слайд 5

3. Моделирование

Формирование умений работать с информацией: составлять план действий по изготовлению картины в технике «аппликация»

Работа в группах.

Учитель задаёт новую проблемную задачу: составить логическую цепочку для изготовления картины в технике «Аппликация на ткани» по выданному рисунку.[2]

Фиксируют в логические цепочки выделенные правила и связи

Воспринимают  ответы учащихся

Осуществляют самоконтроль. Планируют дальнейшую деятельность с изученным материалом

Для самоконтроля Презентация, слайд 6

Практическая работа

4. Конструирование нового способа действий

Построение  основы способа действия

Организует групповые и индивидуальные исследования рисунка для разделения его на шаблоны [1] (выделить основные детали, прономеровать)

 Исследуют рисунок, конструируют дальнейший способ действия для выполнения аппликации на ткани

Участвуют в обсуждении, анализируют

Планируют, выполняют и предъявляют вариант решения. Осуществляют самоконтроль

Рисунки

5. Переход к этапу решения частных задач

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Организует соблюдение техники безопасности при работе с ножницами.

Оценивает выполнение шаблонов для аппликации

Вспоминают технику безопасности во время работы с ножницами.

Осуществляют выполнение шаблонов для аппликации.

Учатся формулировать собственную позицию

Осуществляют самоконтроль выполненной работы

по  таблице свойств тканей  

Слайд 7

Картон, ножницы, рисунки

6. Совместное исследование новой проблемы

Выбор материалов и

способа крепления деталей рисунка на ткань.

Организует исследование качества тканей и способов крепления деталей рисунка на ткань. Учитель предлагает детям карточки:

 1. Подчеркнуть

те ткани, из которых можно выполнять аппликацию на ткани ниточным способом – синим фломастером, безниточным способом – красным.

2. Подчеркнуть

фломастером ручные швы, которые можно использовать для крепления деталей аппликации[3] 

 

Исследуют материал, анализируют, выбирают ткани для ниточной и безниточной аппликации (планируют свою дальнейшую деятельность) аргументируют свою точку зрения.

Отстаивают те свойства ткани, которые необходимы для изготовления аппликации на ткани

Исследуют какие качества ткани необходимы для выполнения аппликации, обсуждают выбор, обосновывают

Слайд 8, карточки, рабочие тетради (таблица свойств тканей из натуральных волокон; виды ручных швов)

 7. применение общего способа действия для решения частных задач

Коррекция обработки способа

Организует практическую работу по изготовлению картин. Даёт последние рекомендации. Обеспечивает соблюдение техники безопасности во время работы с колющими, режущими предметами

Вспоминают технику безопасности.

Применяют новый способ художественной обработки материалов, исправляя допущенные ранее ошибки

Общаются друг с другом, выполняя собственную работу, аргументируя свой выбор.

Осуществляют  контроль выполненных операций (изготовление шаблонов, выкроек, разложение выкроек на ткани - основе).

Отрабатывают способ соединения деталей с тканью основой

Слайд 9, 10, 11

Инструменты и материалы для изготовления аппликации

6. Контроль на этапе окончания урока по данной теме

Контроль

Организовывает представление выполненных работ, совместную корректировку.

Сверяет свою оценку с самооценкой ученика

Анализирует выполненную работу, оценивает результат по оценочной карте[4]

Обмениваются впечатлениями урока

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью карты оценивания

Карта оценивания


[1] Прилагается значение слов: картина, рисунок, аппликация, шаблон – по словарю

[2] Прилагаются рисунки с изображением предмета, сюжета, пейзажа, декора

[3] Прилагаются карточки с заданием

[4] Прилагается оценочная карта



Предварительный просмотр:

Большая советская    энциклопедия



Предварительный просмотр:

Толковый словарь русского языка

        



Предварительный просмотр:

Словарь Ефремовой



Предварительный просмотр:

Толковый словарь русского языка

        



Предварительный просмотр:

                                           

                                                     

                     



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

  1. подчеркнуть те ткани, из которых можно выполнять аппликацию  ниточным способом (ручным и машинным) – синим карандашом, безниточным (клеевым) способом – красным карандашом.

Канва, кисея, трикотаж, бумазея, байка, фланель, шифон, лён, бязь, поплин, тик, габардин, драп, велюр, сукно, кашемир, твид, парча, атлас, чесуя, шёлк

  1. Подчеркнуть карандашом ручные швы, которые можно использовать для крепления деталей аппликации

 

Тамбурный шов, петельный, шов в прикреп, «козлик», «копировальный шов»

________________________________________________________________________

  1. подчеркнуть те ткани, из которых можно выполнять аппликацию  ниточным способом (ручным и машинным) – синим карандашом, безниточным (клеевым) способом – красным карандашом.

Канва, кисея, трикотаж, бумазея, байка, фланель, шифон, лён, бязь, поплин, тик, габардин, драп, велюр, сукно, кашемир, твид, парча, атлас, чесуя, шёлк

  1. Подчеркнуть карандашом ручные швы, которые можно использовать для крепления деталей аппликации

 

Тамбурный шов, петельный, шов в прикреп, «козлик», «копировальный шов»

__________________________________________________________________________

  1. подчеркнуть те ткани, из которых можно выполнять аппликацию  ниточным способом (ручным и машинным) – синим карандашом, безниточным (клеевым) способом – красным карандашом.

Канва, кисея, трикотаж, бумазея, байка, фланель, шифон, лён, бязь, поплин, тик, габардин, драп, велюр, сукно, кашемир, твид, парча, атлас, чесуя, шёлк

  1. Подчеркнуть карандашом ручные швы, которые можно использовать для крепления деталей аппликации

 

Тамбурный шов, петельный, шов в прикреп, «козлик», «копировальный шов»

_____________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Аппликация из ткани"

Аппликация (прикладывание) — это одна из разновидностей рукоделия; это способ создания орнаментов, изображений путём наклеивания на картон, бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, б...

Объёмная аппликация из ткани

Цель данной презентации: подготовка к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономии.Задачи: - закрепление умений и навыков полученных на уроках технологии;- развитие индивиду...

Программа элективного курса «Аппликация из ткани»

Образовательная программа «Аппликация из ткани» направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изгото...

Аппликация из ткани.

Аппликация один из видов декоративно прикладного искусства.От латинского слова – прикладывание, заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне). В России ...

Аппликация из ткани.Художественное оформление изделий

Аппликация это вид декоративно-прикладного творчества. Аппликация появилась очень давно,  как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Возможно, п...

Выполнение аппликации из ткани.

Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы на определенном фоне из ткани укреплять кусочки другой материи пришиванием или приклеиванием. Соединение апп...

Практическая работа "Выполнение аппликации из ткани" 7 класс.

Одним  распространённых видов аппликации, который применяют для украшения, ремонта и отделки изделий является аппликация из ткани - накладное шитьё....