Программа
элективный курс по технологии (5 класс) на тему

Курышева Светлана

Программа факультатива "Подарочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_po_tekhnologii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зиминского городского муниципального образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

                                      Утверждаю:

                                                                  Директор МБОУ «СОШ№8»

                                                                         ______________Пастухова М.А.

                                                                      «____» ______________20___г.

Рассмотрена         на заседании НМС                                

МБОУ «СОШ № 8».        Протокол                                

от _______________№ ______                                    

Председатель______________                            

Авторская педагогическая разработка

 «Подарочек»

Адаптационная

Учебная программа факультативного курса по технологии

для обучающихся 5-6 классов

срок реализации 1 год

Автор разработки:

Курышева Светлана Николаевна,

учитель технологии

МБОУ «СОШ № 8»

Зима,

2013 г

Пояснительная записка

    Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию  гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Актуальности

   Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.

   Видеть красоту предметов декоративно -  прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

    В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Основная идея     

Данная авторская программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Художественное творчество» Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Москва Просвещение 2011 год и анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.
  • Формирования  у учащихся целостной картины мира.
  •  Развития общей способности к творчеству.
  • Умение найти свое место в жизни.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа факультатива «Подарочек» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

 Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Роспись
  3. Лепка
  4. Работа с тканью
  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему плану:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.

Организация деятельности.

Программа работы факультатива рассчитана на один год обучение. Факультативное занятие разработано для учащихся 5-6 классов. Форма работы-  групповая. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы  - 10-12 человек.

Режим работы факультатива – 1 занятие в неделю по 1 часу.

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  учащиеся  должны получить 

 знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  •  о месте  и роли  декоративно- прикладного  искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка,  роспись, резьба и.т.п.);
  • о чувашских народных промыслах;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных  промыслов;
  • о работе с соленым тестом;
  • о способах  аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
  • о вышивке лентами; о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.

  умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
  • лепить на основе традиционных  приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  • вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
  • работать в программе Power Point.

 В результате освоения основ декоративно-прикладного учащиеся  должны получить

знания:

  • о современном декоративно-прикладном искусстве;
  •  расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
  • о чувашской национальной одежде,  чувашской вышивке;
  • о вязании крючком;
  • о вышивке крестом;
  • о способах изготовления украшений из кожи и бисера.

умения:

  • . трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
  • решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
  • свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
  • лепить разными способами;
  • привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров;
  • создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
  • работать в программе  Pablisher.

Календарно тематический план

Сроки проведения

Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Работа с подручными материалами.  

Изготовление «Топиария»

6

1

5

3.

Роспись по дереву.

Городецкая роспись

Золотая хохлома

5

5

1

1

4

4

4.

Художественная обработка ткани.

 Вышивка атласными лентами

9

1

8

5.

Лепка. Соленое тесто

a) Плоскостные композиции

б) Объемные композиции

6

1

5

6.

Выставки, экскурсии, праздники.

2

2

7.

Вязание крючком.

 а) панно «Цветы»;

б) ажурная салфетка

15

2

13

8.

Вышивка крестом

10

1

9

9.

Изделия из кожи и бисера

7

1

6

10.

Выставки, экскурсии, праздники.

2

2

ИТОГО:

34

4

30

Содержание Программы

                Вводное занятие (1 час)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

        Работа с подручными материалами (6 часов)

 Работа с подручными материалами.

Открытие новых свойств ткани как художественного материала: гофрирование, плетение.

Исследование  свойств ткани, лент: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Беседа «Симметрия и ассиметрия в изобразительном искусстве»

Творческая работа. «Топиарий».

        Роспись по дереву (10 часов)

Городецкая роспись.

Из истории Городецкой  росписи. Материалы, инструменты и приспособления.

Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).

Творческая работа: «Роспись разделочной доски».

Хохломская роспись.

Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.

Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).

Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.

Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».

        Художественная обработка ткани (9 часов)

Вышивка лентами

Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурный шов,  шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно « Цветочная поляна».

Лепка (6 ч)

Соленое тесто

I.Плоскостные композиции (6ч)

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты  и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».

II. Объемные композиции (6ч).

«Искусство России. Скульптура». Беседа.

Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного.

Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)

Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»

Выставки, экскурсии, праздники (2 ч).

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» -   изучение художественного наследия в местном краеведческом музее.

 «Веселая ярмарка» - урок  - праздник. Выставка детских изделий.

Список литературы для учителя

1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.

2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.

3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.

4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.

5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.

6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.

7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.

8.Нестерова , Д.В.Рукоделие: энциклопедия_ М.:АСТ,2007.

Список литературы для учащихся

1.Барадулин. В.А. Основы художественного вышивание. Киев: Высшая школа, 1989.

2. Гасюк. Е.О, Степан. М.Г. Художественное вышивание. Киев: Высшая школа, 1989.

З.Жукова. О.Г.Кожа в умелых руках. М: Знание, 1996.

4.Попова.С. Дамское рукоделие. М.: ТОО «ПК Инжиниринг, ЛТД», 1993.

5.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 198

    6.Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе, 1991

    7. Журналы: Сделай сам, Валя Валентина, Бурда, Анна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...