Программа
элективный курс по технологии (5 класс) на тему
Программа факультатива "Подарочек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиминского городского муниципального образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ№8»
______________Пастухова М.А.
«____» ______________20___г.
Рассмотрена на заседании НМС
МБОУ «СОШ № 8». Протокол
от _______________№ ______
Председатель______________
Авторская педагогическая разработка
«Подарочек»
Адаптационная
Учебная программа факультативного курса по технологии
для обучающихся 5-6 классов
срок реализации 1 год
Автор разработки:
Курышева Светлана Николаевна,
учитель технологии
МБОУ «СОШ № 8»
Зима,
2013 г
Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и метериалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоротивно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Актуальности
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские частники, хохломские миски, берестяные тусса, тканые полотенца. Они вносят в дом праздничную атмосферу, создают уют и красоту.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Основная идея
Данная авторская программа разработана на основе программы внеурочной деятельности «Художественное творчество» Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Москва Просвещение 2011 год и анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
- Возрождения утраченной в период технократии духовности.
- Формирования у учащихся целостной картины мира.
- Развития общей способности к творчеству.
- Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Программа факультатива «Подарочек» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с бумагой
- Роспись
- Лепка
- Работа с тканью
- Выставки, экскурсии, праздники.
Содержание всех разделов построено по следующему плану:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Организация деятельности.
Программа работы факультатива рассчитана на один год обучение. Факультативное занятие разработано для учащихся 5-6 классов. Форма работы- групповая. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.
Режим работы факультатива – 1 занятие в неделю по 1 часу.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения учащиеся должны получить
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
- о чувашских народных промыслах;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
- об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
- о работе с соленым тестом;
- о способах аппликации в народном искусстве ( ткань, бумага, кожа ), сочетание аппликации с вышивкой;
- о вышивке лентами; о разных способах изготовления роз и украшения ими предметов своего гардероба.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
- вышивать цветы из лент 2-3 способами, создавать композицию из цветов, располагая их на панно;
- работать в программе Power Point.
В результате освоения основ декоративно-прикладного учащиеся должны получить
знания:
- о современном декоративно-прикладном искусстве;
- расширить знания в области композиции, формообразования, цветоведения;
- о чувашской национальной одежде, чувашской вышивке;
- о вязании крючком;
- о вышивке крестом;
- о способах изготовления украшений из кожи и бисера.
умения:
- . трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
- решать художественно- творческие задачи на основе творческих принципов народного искусства ( повтор, вариации, импровизация);
- свободно рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента;
- лепить разными способами;
- привлекать к работе над орнаментом произведения чувашских мастеров;
- создавать законченное произведение декоративно-прикладного искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям : вышивать лентами, добавляя бисер, мулине, декоративную тесьму;
- вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
- работать в программе Pablisher.
Календарно тематический план
Сроки проведения | Номер темы | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические часы | Практические часы | ||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2. | Работа с подручными материалами. Изготовление «Топиария» | 6 | 1 | 5 | |
3. | Роспись по дереву. Городецкая роспись Золотая хохлома | 5 5 | 1 1 | 4 4 | |
4. | Художественная обработка ткани. Вышивка атласными лентами | 9 | 1 | 8 | |
5. | Лепка. Соленое тесто a) Плоскостные композиции б) Объемные композиции | 6 | 1 | 5 | |
6. | Выставки, экскурсии, праздники. | 2 | 2 | ||
7. | Вязание крючком. а) панно «Цветы»; б) ажурная салфетка | 15 | 2 | 13 | |
8. | Вышивка крестом | 10 | 1 | 9 | |
9. | Изделия из кожи и бисера | 7 | 1 | 6 | |
10. | Выставки, экскурсии, праздники. | 2 | 2 | ||
ИТОГО: | 34 | 4 | 30 |
Содержание Программы
Вводное занятие (1 час)
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Работа с подручными материалами (6 часов)
Работа с подручными материалами.
Открытие новых свойств ткани как художественного материала: гофрирование, плетение.
Исследование свойств ткани, лент: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Беседа «Симметрия и ассиметрия в изобразительном искусстве»
Творческая работа. «Топиарий».
Роспись по дереву (10 часов)
Городецкая роспись.
Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.
Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).
Творческая работа: «Роспись разделочной доски».
Хохломская роспись.
Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.
Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).
Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.
Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».
Художественная обработка ткани (9 часов)
Вышивка лентами
Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурный шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».
Творческая работа: панно « Цветочная поляна».
Лепка (6 ч)
Соленое тесто
I.Плоскостные композиции (6ч)
Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).
Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.
Стилизация форм. Создание эскизов.
Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).
Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Декоративная маска».
II. Объемные композиции (6ч).
«Искусство России. Скульптура». Беседа.
Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного.
Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)
Творческая работа: Объемная композиция «Барышни»
Выставки, экскурсии, праздники (2 ч).
«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в местном краеведческом музее.
«Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.
Список литературы для учителя
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.
3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.
4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.
6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.
7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.
8.Нестерова , Д.В.Рукоделие: энциклопедия_ М.:АСТ,2007.
Список литературы для учащихся
1.Барадулин. В.А. Основы художественного вышивание. Киев: Высшая школа, 1989.
2. Гасюк. Е.О, Степан. М.Г. Художественное вышивание. Киев: Высшая школа, 1989.
З.Жукова. О.Г.Кожа в умелых руках. М: Знание, 1996.
4.Попова.С. Дамское рукоделие. М.: ТОО «ПК Инжиниринг, ЛТД», 1993.
5.Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 198
6.Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе, 1991
7. Журналы: Сделай сам, Валя Валентина, Бурда, Анна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...