Деление окружности на равные части (8 класс)
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Фролова Тамара Серафимовна

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса. Использование электронной презентации способствует развиию наглядно-образного мышления и  формированию приемов и навыков работы с чертежными инструментами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delen_okr.docx17.42 КБ
Файл delenie_okruzhnosti_na_ravnye_chasti.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Т.С.Фролова

Деление окружности на равные части

(8 класс)

Цели:

Образовательные: Дать знания по теме «Деление окружности на равные части. Показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей деталей; создать условия для формирования умений

Воспитательные: расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к своему предмету;  воспитывать точность, аккуратность, внимательность при графических построениях.

Развивающие: формирование приемов и навыков работы, закрепление полученных  знаний

Методы проведения: графические построения, объяснения с демонстрацией, графические построения, нестандартные учебные ситуации на применение знаний.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, чертежные инструменты.

 План урока: 1. Организационная часть.

                       2. Целеполагание. Мотивация учащихся.

                       3. Объяснение нового материала.

                       4. Закрепление  изученного.

                       5. Подведение итогов.

                       6. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент.        

Проверка  готовности класса и учащихся к уроку ( к уроку д.б. готовы тетради, чертежные инструменты)

2. Целеполагание. Мотивация учащихся.        

- Предлагается учащимся проанализировать тему данного урока, определить цель урока.

- Учитель мотивирует учащихся на изучение данной темы, получение знаний и практическую отработку полученных знаний, умений и навыков в дальнейшем- профессиональная значимость знаний по теме.

- формулируют тему данного урока.

- анализируют и ставят цель урока.

Учитель объясняет новый материал с использованием презентации.

  С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия .

 Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов.

 Чтобы выполнить чертежи деталей, надо уметь разделить окружность на требуемое число равных частей (слайды 4-12).

Закрепление изученного:

Для закрепления материала ученикам предлагается выполнить самостоятельно один из вариантов орнамента, используя правила деления окружности на равные части (слайд 13)

 Подведение итогов.

Домашнее задание: учебник §15.2,придумать свой орнамент, который будет содержать правильный многоугольник.


Источники

1. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Черчение, Астрель, М. 2013

 2. А. Д. Ботвинников Справочник по техническому черчению.

4.  В. В. Степакова, Карточки - задания по черчению. М. «Просвещение»

             3.  Методические материалы //  http://images.yandex.ru/yandsearch?

             4.  Чертежи // http://festival.1september.ru/articles/100171/

             5. Методические материалы / / http://www.pedagog.by/cherchur.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деление окружности на равные части Учитель черчения Фролова Тамара Серафимовна

Слайд 2

Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов.

Слайд 3

С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. Многоугольники вокруг нас

Слайд 4

Многоугольники вокруг нас

Слайд 5

Деление окружности на четыре равные части Штрихпунктирные центровые линии, проведенные перпендикулярно одна другой, делят окружность на четыре равные части. Последовательно соединив их концы, получим правильный четырехугольник

Слайд 6

Деление окружности на восемь равных частей Используя циркуль, дуги, равные четвертой части окружности, делят пополам. Для этого из двух точек, ограничивающих четверть дуги, как из центров радиусов окружности выполняют засечки за ее пределами. Полученные точки соединяют с центром окружностей и на пересечении их с линией окружности получают точки, делящие четвертные участки пополам, т. е. получают восемь равных участков окружности. Чтобы разделить окружность на восемь равных частей нужно провести две пары диаметров, или сориентировав равностронний треугольник разделить четвертую часть окружности пополам.

Слайд 7

Деление окружности на три равные части Из точки А провести дугу ВС, равную радиусу окружности АО. Соединить хордой точки В и С. А точки В и С с точкой D .

Слайд 8

Деление окружности на шесть равных частей Для деления окружности на шесть равных частей надо из точек 1 и 4 пересечения центровой линии с окружностью сделать на окружности по две засечки радиусом R, равным радиусу окружности. Соединив полученные точки отрезками прямых, получим правильный шестиугольник

Слайд 9

Деление окружности на двенадцать равных частей Чтобы разделить окружность на двенадцать равных частей, надо окружность поделить на четыре части взаимно перпендикулярными диаметрами. Приняв точки пересечения диаметров с окружностью А, В, С, D за центры, величиной радиуса проводят четыре дуги до пересечения с окружностью. Полученные точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и точки А, В, С, D разделяют окружность на двенадцать равных частей

Слайд 10

Деление окружности на пять равных частей Из точки А проведем дугу тем же радиусом, что и радиус окружности до пересечения с окружностью – получим точку В. Опустив перпендикуляр с этой точки – получим точку С. Из точки С – середины радиуса окружности, как из центра, дугой радиуса СD сделаем засечку на диаметре, получим точку Е. Отрезок DЕ равен длине стороны вписанного правильного пятиугольника. Сделав радиусом DЕ засечки на окружности, получим точки деления окружности на пять равных частей

Слайд 11

Деление окружности на десять равных частей Разделив окружность на пять равных частей, легко можно разделить окружность и на 10 равных частей. Проведя прямые от получившихся точек через центр окружности до противоположных сторон окружности – получим ещё 5 точек

Слайд 12

Деление окружности на семь равных частей Соединяя точки В и С хордой и беря ее половину GC, получают длину стороны правильного семиугольника.

Слайд 13

Другой способ деления окружности радиуса R на 7 равных частей: Из точки пересечения центровой линии с окружностью (например, из точки А) описывают как из центра дополнительную дугу этим же радиусом R – получают точку В. Опустив перпендикуляр с точки В – получим точку С. Отрезок ВС равен длине стороны вписанного правильного семиугольника

Слайд 14

Выполните один из вариантов орнамента, используя правила деления окружности на равные части. П ридумать свой орнамент, который будет содержать правильные многоугольники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление окружности на равные части

презентация к первому уроку геометрии в 7 классе...

Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части"

Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части". Раздел "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей"....

Презентация.Деление окружности на равные части..

Пригодится для демонстрации на уроках технологии и черчения....

Задачи "деление окружности на равные части", "сопряжения"

Эти задания содержат темы "деление окружности на равные части( первой и второй сложности)" и "сопряжения( первой и второй сложности)"Их можно использовать на предмете "Черчени...

Интегрированный урок черчения и геометрии в 9 классе" Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников"

Открытый урок в 9 классе по черчению и геометрии по теме "Деление окружности на равные част. Построение правильных многоугольников." дает возможность учителям показать использование на практике теорет...

интегрированный урок "Деление окружности на равные части. построение правильных многоугольников"

методическая разработка интегрированного урока геометрии и черчения....