Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Прусова Наталья Павловна

Урок черчения в-8 м классе по теме: "Деление окружности на равные части". Раздел "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок черчения в 8-м классе по теме "Деление окружности на равные части".

Раздел "Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей"

Прусова Наталья Павловнаучитель технологии

Разделы: Преподавание черчения

Тема: ДЕЛЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ. 

Класс: 8 


Цель:
 показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей деталей;

Задачи: создать условия для формирования умений 
деления окружностей на равные части: развивать навыки работы чертежными инструментами; воспитывать точность, аккуратность, внимательность при графических построениях. 

 Тип урока: урока изучение нового материала. 

Методы проведения: беседа, графические построения, рассказ с демонстрацией, упражнения. 

Материальное обеспечение: модели технических деталей, презентация, карточки-задания, головоломка. 

Ход урока 
I.Организационный момент.

Контроль посещаемости.

Проверка готовности учащихся к занятию.

Сообщение темы и цели урока.

Презентация по теме  (Слайд 1)


Рефлексия
Учитель: Здравствуйте! Урок сегодня я хочу начать со стихотворений, посвященным основным чертежным инструментам и принадлежностям. Не забудьте подготовить их к уроку, ведь именно сегодня они нам сильно пригодятся. 
Стихи показываются в презентации. (
Слайд 2)

Для меня резинка, братцы, 
Лютый враг! 
Не могу я столковаться 
С ней никак. 
Сделал я кота и кошку- 
Красота! 
А она прошлась немножко- 
Нет кота! 
С ней хорошую картинку 
Не создашь! 
Так вовсю ругал резинку……. 
Ответ учащихся: (Карандаш) 
* * * 
Все отрезки мне друзья- 
Маленький и длинный… 
Кто узнал? Линейка я 
Инструмент старинный 
Как прямую получить, 
Кто того не знает: 
Натяните туго нить- 
Вот вам и прямая… 
Всех их и не вспомню я, 
Столько предков было. 
В Древнем Риме - линя, 
на Руси - правило… 
Будет точной прямизна, 
Толк во мне найдете, 
И шкала моя нужна 
Многим при работе. 
Угол в сторону ведет 
От своей вершины, 
Циркуль радиус берет, 
Измеритель – длины… 
Многим, кто меня узнал, 
Пригожусь я всюду, 
Нанесите много шкал – 
Я масштабной буду. 
Когда сделали на мне 
Логарифмов шкалы – 
В удивление родне 
Умножать я стала. 
Познакомить вас родней 
Хочется сейчас мне: 
Треугольник – братец мой, 
А сестра – рейсшина. 
И не просто мне с родней 
Палочки прямые. 
Мы, как видите, порой 
Штучки не простые. 
Ответ учащихся: (Линейка) 
* * * 
Он кружит на одной ноге, 
Другая пишет по дуге, 
Вертясь то в профиль, то в анфас, 
Все закругляет он для вас 
Проделов полный оборот, 
Закончит там же, где начнет: 
К исходной точке подойдет 
И линию замкнет. 
Ответ учащихся: (Циркуль.) 

Итак, этими инструментами и принадлежностями мы будем выполнять «Геометрическое построение: деление окружности на равные части». 
III. Изучение нового материала
Вопрос: Скажите, где вы встречались с геометрическими построениями? Приведите примеры из жизни, техники применения деления окружности на равные части. 
Ответы учащихся: Учащиеся высказывают свое мнение 
Обобщение ответов: учитель приводит различные примеры и показывает в презентации. (
Слайд 3
Объяснение нового материала: (сопровождается беседа показом презентации) (
Слайд 4)
Приемы деления окружности на равные части человек использовал с незапамятных времен. Например, превращение колеса из сплошного диска в обод со спицами поставило человека перед необходимостью распределить спицы в колесе равномерно. Выполняя изображение такого колеса, люди искали точные способы с помощью чертежных инструментов. (
Слайд 5)
• С делением окружности неразрывно связано построение правильных многоугольников. Они встречаются в древнейших орнаментах у всех народов. Люди уже тогда оценивали их красоту. Кроме того, они видели эти фигуры в природе. Например, пятиугольник встречается в очертаниях минералов, цветов, плодов, в форме некоторых морских животных, шестиугольник просматривается в пчелиных сотах и т.д. 
(Показ слайда) (
Слайд 6)
• Правильный шестиугольник явился предметом исследования великого немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера (1571-1630), о котором он рассказывает в своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках». Рассуждая о причинах того, почему снежинки имеют шестиугольную форму, он отмечает: «…плоскость можно покрыть без зазоров лишь следующими фигурами: равносторонними треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Среди этих фигур правильный шестиугольник покрывает большую площадь» (
Слайд 7)

• Одним из наиболее известных ученых, занимавшихся геометрическими построениями, был великий художник и математик Альбрехт Дюрер (1471-1528), который посвятил им значительную часть своей книги «Руководства…». Он предложил правила построения правильных многоугольников с 3, 4, 5…16-ю сторонами. Методы деления были не универсальны, в каждом конкретном случае используется индивидуальный прием.• В строительстве широко применяли деление окружности на равные части. Одним из примеров может служить величественный памятник готической архитектуры – Нотр–Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери (30 метров в длину, 108 – в ширину) который находится в Париже, на острове Сити. Его строили 94 года. Фасад Собора украшает удивительный витраж 18 века. Этот витраж в архитектуре называется «роза». Диаметр розы собора Собор Парижской Богоматери12 метров 90 см. (Слайд 8)
• В декоративно-прикладном искусстве дизайнеры, ювелиры с успехом применяли деление окружности, создавая прекрасные произведения: ордена, медали, монеты, ювелирные изделия (
Слайд 9)
• Ювелирная огранка 
А сейчас обратите внимание на технические детали, к примеру, различные колеса, гайки, гаечные ключи. (Показ деталей) 
• При изготовлении многих типичных деталей тоже возникает необходимость в делении отрезка и окружности на равные части. 
• При вышивании изонитью применяют деление окружности на равные части. 
• Логотипы машин. 

На уроке мы будем учиться делать геометрические построения 
Построение окружности с делением на 3 равные части 
Построение окружности с делением на 6 равных частей 
Построение окружности с делением на 5 равных частей 

Правила техники безопасности при работе с циркулем. (Слайд 10)

http://architector.dp.ua/images/catalog/arts/okruzhnost_delim1.jpg

(Слайд 11)

http://festival.1september.ru/articles/594647/presentation/12.JPG

Деление окружности на три равные части. Построим дугу через точку пересечения осевой линии с окружностью с раствором циркуля равным радиусу окружности. При пересечении дуги с окружностью получим точки 2 и 3, а точка 1 пересечения осевой линии с окружностью будет вершиной правильного треугольника. Если же дугу начинать строить с точки 1, то вершина треугольника будет с противоположной стороны.   Если при делении окружности использовать вертикальные оси, то одна сторона треугольника будет горизонтальной, остальные построения видны из рисунка. http://fikr.uz/uploads/images/d/e/a/8/37/a1b6c098a5.jpg

Построение окружности с делением на 6 равных частей : (Слайд 12)

Деление окружности на шесть равных частей. Деление окружности на шесть равных частей повторяет приём деления окружности на три части, с той лишь разницей, что нужно построить еще одну дугу с другой стороны оси.   Смена начала построения от одной оси на другую позволяет получить повернутый шестиугольник, так же как и при построении треугольника. Для деления окружности на 12 равных частей нужно строить вспомогательные дуги со всех четырёх точек деления осевых линий с окружностью. Все построения видны на правой окружности рисунка. http://fikr.uz/uploads/images/c/e/c/b/37/4c62cbd18e.jpg

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000043/pic/000101.jpg

Построение окружности с делением на 5 равных частей : (Слайд 13)

http://festival.1september.ru/articles/594647/presentation/16.JPG


IV. Закрепление материала. 
Построение орнамента по карточки. 
V. Подведение итогов. 
VI. Домашнее задание. Головоломка

Заключительное слово учителя:

Считаю, что поставленные цели в начале урока, были достигнуты.

Спасибо за урок!

Спасибо всем за внимание. ( Слайд14 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 6 классе по теме " Деление обыкновенных дробей"

Интегрированный урок - путешествие ( математика - география) позволит обобщить знания по теме " Деление обыкновенных дробей", расширит кругозор учащихся, познакомит с географией России, покажет, как м...

Конспект урока по математике в 6 классе по теме: «Деление на однозначное число»

Урок математики в 6 классе коррекционной шкопе по теме: "Деление на однозначное число". Урок в нетрадиционной форме, проводится в виде математического ралли. В качестве медиаподдержки используется пре...

Открытый урок по математике в пятом классе по теме "Деление"

Урок включает в себя задания разной сложности. Отличается разнообразием заданий, включает элементы игры, соревнования между колонками....

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги"

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме "Деление слов на слоги" в коррекционной школе VIII вида...