рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (11 класс) по теме

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya-programma-11kl-2ch.docx69.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Статус документа.

   Рабочая программа  по технологии для учащихся 10-11 класса разработана и  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089).

Рабочая программа разработана на основе:

  • Примерной программы  по технологии (Сборник нормативных документов. Технология / сост.Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008);
  • Авторской  программы по технологии для базового уровня под редакцией В.Д. Симоненко (М., 2006);  
  • Федерального базисного  плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312)(с изменениями в редакции приказа от 03.06.2008 № 241);
  • Изменений федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 03.06.2011г. №1994;
  • Учебного плана  МКОУ Лебедёвская средняя общеобразовательная школа.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш. Технология: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. Под редакцией В.Д. Симоненко.

Место предмета в базисном учебном плане.

       Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы, в частности к авторской общеобразовательной программе под редакцией В.Д. Симоненко (2006г.). Программа предполагает двухлетнее обучение в 10-11 классе в объеме 70 часов, 2 часа в неделю.

                                                                                                                                                             

В целях соблюдения единой логики изложения содержания примерной программы по технологии 10-11 класса компоненты содержания раздела «Технологическая культура и культура труда»:

- Основные составляющие культуры труда

- Основные направления НОТ

перенесены в раздел «Научная организация труда» рабочей программы 10-11 класса.

                      Цели и задачи курса.

Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  •    освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда;  методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями и возможностями, а также потребностями рынка труда;
  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда, формирование культуры труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

     Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

            а) обучающих:

  • ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности, с миром профессий, выбором  жизненных и профессиональных планов;
  • научить получать, обрабатывать, хранить и использовать информацию, применять творческие приемы при решении проблем, возникающих в практической деятельности;
  • способствовать реализации учащимися своих творческих возможностей при участии в коллективной творческой деятельности;

             б) развивающих:

  • способствовать развитию воображения, речи, оригинальности мышления:
  • формировать у учащихся рациональные умения и навыки умственной деятельности (достижение результата с наименьшими затратами);

             в) воспитывающих:

  • воспитывать технологическую культуру у учащихся;
  • способствовать творческой и исследовательской активности учащихся в учебном процессе;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению различных                                

видов деятельности человека

Межпредметные связи.

Интегративный характер содержания обучения технологии предлагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией – при изучении свойств  материалов, с физикой – при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством – при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Основное содержание курса.

         Рабочая  программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004г; примерной программы основного общего образования по технологии.

Рабочая  программа позволяет  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая  программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство и окружающая среда», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

 Содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения, графики, дизайна;

творческая, проектная деятельность;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

          Учебный материал  отобран с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы .  Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения.

Занятия по технологии проводятся на базе школьной мастерской

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

- овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

- овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;

- умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

- развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

        

    Изучение технологии  направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие  технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.                                                                                                                              

      Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты обучения по данной рабочей программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 класса

(базовый уровень)

знать/понимать:

1. влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

2.оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности:

3. для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности  при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

Источники информации и средства обучения для 10-11 класса

Для учителя:

Программно- методические материалы: Технология. 5-11кл.  / сост. Марченко. – М.: Дрофа, 2009

Технология. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина и др. – М. Издательство «Глобус», 2008. (Новый образовательный стандарт)

учебник «Технология» для учащихся 10--11 класса общеобразовательных учреждений /В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш,  под редакцией В.Д.Симоненко, -М. ; Вентана- Графф 2007.

Для обучающихся:

-         Технология. 10 кл. : Учеб. Для общеобразоват. Учреждений  Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2004.

Технология. 11 кл. : Учеб. Для общеобразоват. Учреждений  Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2004.

Данные учебники соответствуют Федеральному перечню учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год (приказ Минобрнауки № 379 от 09.10. 2008 г.).

Средства обучения: Наглядность, использование современных технологий, иллюстративный материал.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Учебно-тематический план.

        

№ п./п.

Разделы и темы

Кол-во часов

Производство, труд и технологии

1.

 Организация производства

14

1.1.

Структура современного производства

6

1.1.1

Сферы профессиональной деятельности

2

1.1.2

Разделение специализация труда

2

1.1.3

Профессиональная специализация и профессиональная мобильность

2

1.2.

Нормирование и оплата труда

4

1.2.1

Нормирование труда

2

1.2.2

Оплата труда

2

1.3.

Культура труда. Научная организация труда.

4

1.3.1

Эффективность деятельности организации. Культура труда.

2

1.3.2

Профессиональная этика

2

Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.

30

2.1

Выбор объекта проектирования и требования к нему

4

2.2

Расчет себестоимости изделия

2

2.3

Документальное представление проектируемого продукта труда

6

2.4

Организация технологического процесса

2

2.5

Выполнение операций по созданию продуктов труда

8

2.6

Анализ результатов проектной деятельности

4

2.7

Презентация проектов и результатов труда

4

Профессиональное самоопределение и карьера

18

3.1

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

12

3.1.1

Этапы профессионального становления и карьера

2

3.1.2

Рынок труда и профессий

4

3.1.3.

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики

4

3.1.4.

Центры профконсультационной помощи

2

3.2

Планирование профессиональной карьеры

6

3.2.1

Профессиональный рост

4

3.2.2

Формы самопрезентации

2

Творческая, проектная деятельность

6

4.1

Выполнение проектной работы

6

4.1.1

Планирование профессиональной карьеры

4

4.1.2

Презентация результатов проектной деятельности

2

Резерв учебного времени        

2

        Итого:

70

                                                   

Календарно-тематическое планирование 10-11 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Тема урока

Количество часов

Тип урока и организационная форма его проведения

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Производство, труд и технологии

1.Организация производства - 14 ч

  1. Структура профессионального производства 6ч

Сферы профессиональной деятельности

2 (1-2)

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера.

Знать:

определения понятий  «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»;

сущность понятий «сфера материального производства»; «непроизводственная сфера», «структура производства».

Уметь:

приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям

Реферат

Учебник 2, глава 3, § 2

Учебник 3, глава 4, § 3

(номер учебника соответствует номеру, указанному в списке учебников)

Разделение и специализация труда

2 (3-4)

Урок усвоения новых знаний.

Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления.

Знать:

определения понятий «разделение труда», «специализация труда»;

сущность  понятий «вертикальное и горизонтальное разделение труда»;

Уметь:

анализировать формы разделения труда на конкретном примере;

приводить примеры разделения и специализации труда.

Учебник2, глава 3, §1

Учебник 3, глава 4, § 2

Конспект

Профессиональная специализация и профессиональная мобильность

2 (5-6)

Урок усвоения новых знаний.

Беседа.

Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

Знать:

сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность;

Уметь:

анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии.

Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕКТС)

Учебник 2, глава 3, § 7

Конспект

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

1.2.Нормирование и оплата труда 4ч

Нормирование труда

2 (7-8)

Урок усвоения новых знаний.

Система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.

Знать:

определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма численности», «норма управляемости», «тарифная система», «тарифная сетка», «тарифная ставка».

Уметь:

выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ.

Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа.

Конспект

Оплата труда

1

2(9-10)

2

Урок усвоения новых знаний.

3

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Система оплаты труда.

4

Знать:

определение понятия «оплата труда»;

сущность основных форм оплаты труда

Уметь:

определять виды оплаты труда для работников определенных профессий.

5

Фронтальный устный опрос

6

Конспект

        

7

8

9

  1. Культура труда. Научная организация труда 4ч

Эффективность деятельности организации. Культура труда

2(11-12)

Урок усвоения новых знаний.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда.

Знать:

сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «мораль», «нравственность»

Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа.

Учебник2, глава 3, §3

Учебник 3, глава 4, § 5

Конспект

Профессиональная этика

2(13-14)

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Лекция с элементами беседы.

Понятие о морали и этике. профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Знать:

обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности

Фронтальный устный опрос

Учебник2, глава 3, §4

Учебник 3, глава 4, § 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Технология проектирования и создание материальных объектов или услуг.

               Творческая проектная деятельность. 30ч.

        

Выбор объекта проектирования и требования к нему

4(15-16)

(17-18)

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Уметь:

выбирать объект проектирования;

использовать метод ТРИЗ, ФСА, использовать  морфологический анализ

Собеседование

конспект

Расчет себестоимости изделия

2(19-20)

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Понятия стоимости, себестоимости и рыночной цены изделия. Накладные расходы, формула себестоимости. Формула прибыли. Статьи расходов проекта.

Уметь:

предварительно рассчитывать себестоимость проектных работ, оплату труда проектировщика

        

Индивидуальный устный опрос

конспект

Документальное представление проектируемого продукта труда

1

6(21-22)

(23-24)

(25-26)

2

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

3

Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж.

4

Уметь:

составлять резюме и дизайнспецификации проектируемого изделия; выполнять рабочие чертежи

5

Индивидуальный устный опрос

6

конспект

8

9

Организация технологического процесса

2(27-28)

Объяснение нового материала; практическая работа. Устный опрос.

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция Технологический переход. Содержание составление технологической карты.

Знать:

что входит в понятие «технологический процесс»

Уметь:

составлять технологическую карту проектируемого изделия

Индивидуальный устный опрос

конспект

Выполнение операций по созданиюпродуктов труда

8(29-30)

(31-32)

(33-34)

(35-36)

Практическая работа по изготовлению спроектированного изделия. Контроль по итогам практической работы.

Реализация технологического процесса изготовления изделия Процесс сборки  изделия из деталей. Промежуточный контроль этапов изготовления изделий.

Уметь:

изготавливать спроектированное изделие

Самостоятельная работа.

конспект

Анализ результатов проектной деятельности

4(37-38)

(39-40)

Практическая работа; самостоятельная работа по самооценке продукта проектирования

Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерииоценки результатов проектной деятельности. Самооценка проекта. Рецензирование.

Уметь:

производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектируемого объекта

Индивидуальный устный опрос

конспект

Презентация проектов и результатов труда

4(41-42)

(43-44)

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации.

Уметь:

проводить презентацию и защиту своего проекта; анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку.

Индивидуальный устный опрос

  1. Профессиональное самоопределение и карьера – 18ч.

3.1 Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования – 12ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Этапы профессионального становления и карьера

2(45-46)

Урок усвоения  знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации

Знать:

виды и формы получения профессионального образования;

источники информации о рынке образовательных услуг

Уметь:

находить и анализировать информацию

Фронтальный устный опрос

Учебник 2, глава 3, §7

Учебник 3, глава 5, § 5

Рынок труда и профессий

4(47-48)

(49-50)

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Способы изучения рынка труда: конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда.

Знать:

определения понятий «рынок труда», « конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда»

Уметь:

объяснять причины востребованности некоторых профессий

        

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики

4(51-52)

(53-54)

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; тестирование

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности.

Знать:

что такое профессиональная деятельность, ее цели и функции

Устный опрос

конспект

Центры профконсультационной помощи

2(55-56)

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; практическая работа

Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации

Знать:        

что такое профконсультационная помощь,

виды профессионального консультирования

Объяснение нового материала; устный опрос

Профессиональный рост

4(57-58)

(59-60)

Урок усвоения  знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Пути получения образования, профессионального и служебного роста

Знать:

определение понятия:

 «профессиональный рост»

Уметь:

приводить примеры различных путей получения профессионального образования;

сопоставлять свои профессиональные планы с личными склонностями и возможностями.

Фронтальный устный опрос

конспект

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Формы самопрезентации

2(61-62)

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Знать:

определения понятий:

«самопрезентация»;

«резюме»

Фронтальный письменный опрос

Работа над исследовательским этапом проекта

  1. Творческая проектная деятельность 6ч.

        4.1.        Выполнение  проектной работы 6ч.

Планирование профессиональной карьеры

4(63-64)

(65-66)

Лекция - беседа; решение ситуационных задач;

практическая работа

Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей.

Знать:

сущность и назначение автобиографии как формы самопрезентации.

Уметь:

планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей

Фронтальный устный опрос

Работа над исследовательским этапом проекта

Презентация результатов проектной деятельности

2(67-68)

Защита проектов. Контроль по итогам презентации и защиты проектов.

 Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации.

Знать:

 презентацию и защиту своего проекта;

Индивидуальный устный опрос

Защита проектов.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате прохождения курса учащиеся должны знать:

- определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль», «предприятие», «юридический статус», «юридическое лицо», «разделение труда», «кооперация труда», «оплата труда», «конъюнктура рынка труда»;

- отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе;

- виды предприятий различных форм собственности;

- формы современной кооперации труда;

- сущность основных форм оплаты труда;

- основные компоненты культуры труда;

- роль менеджмента в деятельности организации;

- основные направления научной организации труда;

-главные принципы функционально-стоимостного анализа;

- приводить примеры искусственных систем;

- функции Центра занятости населения;

- наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда;

- виды формы получения профессионального образования;

- знать сущность проектной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям;

- анализировать формы разделения труда на конкретном примере;

- сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда;

- использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности;

- применять метод функционально-стоимостного анализа при решении практических задач;

- находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда;

- сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями;

- составлять резюме;

- формулировать проблему проекта;

- оформлять пояснительную записку проекта.

Для реализации содержания обучения по данной программе применяются следующие методы обучения:

  • словесные (лекции, беседы);
  • наглядные (демонстрация презентаций, электронных пособий);
  • практические работы;
  • объяснительно-иллюстративные;
  • поисковые и активные исследовательские методы;
  • метод проектов.

     Тематика творческих проектов разнообразна, предусматривает обширные межпредметные связи.

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих занятий, проведение экскурсий на предприятия, оформление результатов информационного поиска, презентации, выполнение проекта.

Особое место в овладении данного курса отводится самостоятельной практической  работе по изготовлению изделия, защите проекта.

Формы и виды контроля.

Оценка теоретических знаний и умений  обучающихся  проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы по основным проблемам курса. Во время изучения курса проводится индивидуальный письменный опрос, фронтальный устный опрос, самостоятельная работа, выполнение практических заданий, решение ситуационных задач, собеседование.

Объем и сроки изучения.

Программа по технологии общим объемом 34 часа изучается в течение года. Курс 1час в неделю теоретических и практических занятий в оборудованных мастерских.

Литература.

Для учителей.

1. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учебн. Пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 1999.

2.Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. – М. : ИОСО РАО, 1997.

3.Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие для студентов технолого-экономических факультетов педвузов и педколеджей, учителей технологии, педагогов дополнительного образования. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998.

4. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование, 1996.

5.Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005.

6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000.

7. Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко Методические рекомендации 10-11 классы. Базовый уровень. – М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.

Для учащихся.

1.Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас

Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...