Самоанализ педагогической деятельности.
материал по технологии по теме

Белоглазов Алексей Аркадьевич

Самоанализ педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности.

Современное производство, развивавшееся на базе высоких технологий, характеризуется многообразием связей между отдельными трудовыми процессами и необходимостью соблюдения их четкой последовательности. Успешное, безаварийное функционирование современного технически оснащенного производства обеспечивается нравственной надежностью человека, взаимодействующего с техникой.

Перспективным направлением развития трудового обучения школьников является повышение его технического уровня, предусматривающее ознакомление с новой техникой и технологией. Необходимость этого обусловлена существующим противоречием между высоким уровнем технического оснащения современного производства, широким использованием компьютерной техники в производственной, непроизводственной сферах, в управлении - и слабой технической подготовленностью молодежи.

В условиях постоянного обновления техники и технологии необходимы знания в области управления, контроля и регулирования технологических процессов; резко повышается значение мыслительных операций связанных с расшифровкой разнообразной информации о состоянии производственных процессов, а также такие качества, как принятие решения в нестандартных ситуациях, творческий подход к делу, ответственность за решение, инициативность

Перед современным учителем технологии, стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельности, развития творческих способностей и профессиональной направленности. В тот же момент нельзя, ни на минуту, отставать от тенденций развития общества и технологий.        

Так же всегда существовала задача: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию

Цели моей работы,  как учителя:

-Формирование у учащихся общетрудовых знаний и умений.

-Освоение  технологий преобразования материалов в процессе изготовления изделий, удовлетворяющих потребности человека и общества.

-Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности.

- Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт

-Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.      

-Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

-Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи моей педагогической деятельности:

-Организация созидательной деятельности учащихся.  Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника. Ознакомление с основами современного производства

-Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи

-Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения

         На практике последних лет я убедился в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Поэтому тему самообразования я взял: «Применение проектно-исследовательского метода в образовательном процессе». Способ достижения цели через детальную разработку проблемы, выполнение пояснительной записки плюс самостоятельно изготовленное изделие и его защита это и есть метод проектов.

     Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями. Основу современного урока технологии должна составлять активная деятельность самих учащихся. В творческом проектировании считаю наиболее применяемыми такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, беседа, исследование, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и интернете.

На сегодняшний момент доступна информация из различных источников, что дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей компетентностью и компетенциями.

В числе ведущих компетенций я выделяю:

•   теоретические и практические знания

• умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельно­сти;

• поведенческие умения в конкретной ситуации

• наличие личностных и профессиональных ценностей

Все они взаимозависимы и взаимодополняемы, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями, знаниями, понятиями.

Метод проектов позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение коллективной работы.

 В своей деятельности считаю одной из важнейших - работу с одарёнными детьми. Выявлению лучших учеников способствуют олимпиады, проводимые ежегодно. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие интерес и творческие способности. Но успешное участие школьников на олимпиаде возможно лишь при постоянной работе на протяжении всего учебного года.

               О том, что работа по подготовке к олимпиаде ведётся на уровне, говорят следующие факты: каждый год мы занимаем призовые места в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по технологии, как по теоретической части, так и по творческим проектам.  Поэтому можно сказать, что внедрение метода проектов способствует:

 -   Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации                                                                      

  -  Развитию в классе навыков коллективной работы.

   - Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю рациональную методику. Целенаправленно работая по формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:

  -  использование ранее усвоенных знаний и умений

   - доказательность суждений;

  -  владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.

На уроках я широко применяю ИКТ,ЦОР, ЭОР для выполнения трёхмерных чертежей, эскизов, при выполнении проектов. В частности, мы с ребятами используем чертёжную программу «Компас».

ИКТ оказывают и определённое воспитательное воздействие на обучаемого: применение информационных технологий снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений и делает процесс воспитания эмоционально-позитивным и комфортным, а компьютерные технологии становятся инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека, поскольку образование интегрируется в жизнь на всём её протяжении.

В обучения я использую симбиоз из традиционных и инновационных технологий: информационно-коммуникационной, личностно-ориентированного (И. С. Якиманской), развивающего (Л. С. Выготского), проблемного обучения (Дж. Дьюи), здоровьесберегающие технологии.

  Для развития творческого мышления учащихся применяю метод решения технологических задач, при этом учащиеся интегрируют те знания, которые получены ими в различных предметах: ИЗО, природоведении, история, география, химия, математика, на каждом уроке применима словарная работа.  

  Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

    Исследовательская работа детям интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей. Во время работы над проектами, по созданию изделий из металла или древесины с учениками загораюсь идеей, вместе проходим путь, от идеи до воплощения в реальность.

 Учебное время ограничено, не хватает времени и возможностей выполнить проекты, поделиться множеством идей, продемонстрировать свои умения и навыки, поэтому часто в своей работе применяю мастер-классы. Учитывая особенности обучающихся, использую различные формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения. Рассуждения и доказательства сопровождаю учебной демонстрацией. Для проведения мастер-класса использую материалы инструменты и оборудование, применяемое на занятиях.

  Метод проектов предоставляет мне широчайшие возможности для использования целого комплекса видов деятельности - ученики размышляют, придумывают, рисуют, пишут, читают, беседуют, участвуют в экспериментах, измеряют, рассчитывают, планируют, выполняют всевозможные операции с материалами и инструментами. Все это создает более комфортную обстановку на уроке, стимулирует инициативность, способствует активному воспитательному воздействию на учеников.

Таким образом, выбранная мной траектория развития по теме: «Применение проектно-исследовательского метода в образовательном процессе». Оправдывает себя, положительной тенденцией динамики успеваемости и обученности; Стабильно высокими показателями муниципального этапа,  участие на региональном этапе Всероссийской олимпиады предметной олимпиады школьников по технологии;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...