Урок технологии в 5 классе. Технология обработки накладного кармана.
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Цель урока:
- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде;

- Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, срезов и углов с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

- Воспитание трудолюбия, аккуратности, требовательности к себе.

Задачи урока:

- Формировать у учащихся знания, умения, навыки выполнения поузловой обработки кармана;

- Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;

- Закрепить умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения обработки карманов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tekhnologii_v_5_kl.doc39.5 КБ
Office presentation icon obrabotka_nakladnogo_karmana.ppt2.64 МБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение

        Речниковская средняя общеобразовательная школа

     Коченевский район п.Речник      Новосибирскя область

Урок технологии в 5 классе

Тема урока:

 «Обработка накладного кармана»

Выполнила: учитель технологии

Павленко Людмила Николаевна

I квалификационная категория.

Раздел: Технология обработки ткани.

                               Интегрированный урок в 5 классе.

Тема:  «Обработка накладного кармана»

 Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала с применением ИКТ и выполнением  практической  работы.

Цель урока:

- Ознакомление  учащихся  с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде;

-  Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, срезов и углов с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

 -  Воспитание трудолюбия, аккуратности, требовательности к себе.

Задачи урока:

-  Формировать у учащихся знания, умения, навыки выполнения поузловой обработки кармана;

 -  Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему;

  - Закрепить  умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения обработки карманов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии:  физкультминутка.

Оборудование:

Учебник,

рабочая тетрадь,

набор ручных инструментов,

детали кроя,

ПК, мультимедиа (с презентацией по обработке кармана),

инструкционные карты-схемы,

карточки – задания с кроссвордом,

швейная машина,

утюг,

гладильная доска.

Ход урока:                Организационная часть:                                

Приветствие учащихся

Проверка посещаемости

Проверка готовности к уроку.

Сообщение познавательных сведений        :

Учитель:        Потайная кладовая и чего в ней только нет,

                Здесь и ручки и конфетки, и «копейка» на обед,

                Ключ, мобильник, ластик, пульки,

                В  общем -  всякие бирюльки.

Что же это такое? – правильно – карман.        

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с историей появления и видами карманов, с технологией обработки накладного кармана и самостоятельно обработаем карман.

Немного истории:

Карманы не всегда имели место на одежде, прежде это было самостоятельное изделие -  карман надевался и носился на поясе.

Американский инженер Перси Спенсер. Он проходил мимо работающего радара, сунул руку в карман – и сделал изобретение, принесшее ему миллионы. Дело в том, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В кармане была шоколадная конфета. Шоколад под воздействием излучения растаял. Так была изобретена микроволновая печь. В 1945г. Перси Спенсер получил патент на использование микроволн для приготовления пищи.

После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись «развивать» сумочную линию.

В средние века деньги укладывали в «кармашек для добра» (Gurteltasche), который крепился к поясу, а наряду с ним к поясу крепился и кожаный мешочек для мелких денег. В XIV-XV вв. эти «кармашки» носили и мужчины, и женщины. При бургундском дворе они являлись частью придворного туалета, их называли «омоньерами».

С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле, которых, мы сейчас поговорим. Слово «карман» в них имеет как прямой, так и переносный смысл.

Спасибо в карман не положишь.

Считай деньги в своем кармане!

Тем хорошо, другим хорошо, а не плохо и нам, коли полон карман.

За словом в карман не полезет.

Беден карман, зато сердце богато.

В одном кармане смеркается, а в другом заря занимается

В одном кармане сочельник, в другом чистый понедельник.

Держи карман шире.

У Варвары все в кармане (о запасливом человеке).

Карманы имеют как утилитарное, так и декоративное назначение.

Карманы бывают прорезными и накладными.

Прорезные карманы могут быть различные по форме – прямые  и фигурные, с клапаном – прямым или фигурным, с прямыми или фигурными разрезами и др. В зависимости от выбранного фасона прорезные карманы иногда оформляют в рельефах, складках или швах. На спортивной одежде карманы чаще всего делают с застежкой «молния».

Накладные карманы.

По месту расположения различают верхние и внутренние, нагрудные, боковые, карманы в карманах.

Накладные карманы могут быть различной формы: простой карман, прямой с листочкой, с фигурной листочкой, с клапаном, с разрезом и клапаном, с разрезом, отделанным обтачкой, со встречной складкой, с фигурной верхней линией и рельефным швом и др. клапаны у накладных карманов делают с петлями и без петель, прямоугольные и фигурные. Отделывают накладные карманы складочками, защипами, рельефными швами, а также вышивкой, аппликацией.

При раскрое накладных карманов следует обратить внимание на рисунок ткани и выкраивать их так, чтобы подогнать рисунок. Для этого долевая нить ткани на кармане должна соответствовать долевой нити ткани изделия.

При обработке накладных карманов можно использовать кант, кружево, тесьму, и др.  Для  обработки верхнего среза применяют разнообразные способы – шов в подгибку с открытым срезом или закрытым срезом (в зависимости от структуры ткани) и обтачной отделочной тесьмой, руликом и т.п.

Повторение:

  • Что значит: сметать, заметать, наметать?
  • Что значит: обтачать, притачать, настрочить, застрочить?

Прежде чем пришить карман на место, его необходимо обработать.  Теперь посмотрим   обработку накладного кармана.  Показ презентации.

При обработке кармана сначала обрабатывают верхний срез кармана выбранным способом. Затем заметывают боковые и нижний срезы – их подгибают на изнаночную сторону на 1-1,5см., заметывают и проутюживают.

Особое внимание обращается на приемы обработки углов: уголки кармана следует подогнуть на изнаночную сторону по диагонали, а затем подогнуть  боковые и нижний срезы и заметать их.

Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.

 А сейчас нам предстоит  более подробно познакомиться с  обработкой  накладного кармана. И в этом нам поможет  инструкционная карта в учебнике на  стр. 57.

Последовательность выполнения работы:

  • Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной  линии на лицевую  сторону  и приутюжь.
  • Подверни припуск верхнего среза на 20 мм  и  заутюжь.
  • Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.
  • Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
  • Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
  • Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
  • Обработай уголки по предложенной схеме.
  • Заметай нижний  и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
  • Приутюжь карман с изнаночной стороны.

Физкультминутка.

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение практической работы.

Контроль выполнения практической работы.

Уборка рабочего места.

 Домашнее задание:                                                        

  • Разгадать кроссворд (раздать карточки – задания,  Приложение № 1).
  • сочинить свою историю про карман.

Приложение 1.

Карточка – задание

Вопросы:

1. Что поможет раскроить карман?                                 

2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана?        

3. Что нужно прибавить  при раскрое  кармана?                

4. При подготовке кармана, что нужно сделать с боковыми и нижним срезами?                                                                        

5. Кружева к краям кармана  нужно, что сделать?                

6. Инструмент бывалый – не большой, не малый,

    у него полно забот -  он и режет и стрижёт.                                        

        

Ответы:

  1. Выкройка.

2.     Закрытым.

3.     Припуски.

4.     Заметать.

5.     Приметать.

6.     Ножницы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обработка накладного кармана. Работу выполнила: учитель технологии Павленко Людмила Николаевна, I квалификационная категория. МКОУ Речниковская СОШ

Слайд 2

Из истории Мало кто задумывался, насколько интересными могут быть истории вещей, ставших обыденными. Простой пример. Знаете ли вы, кто изобрел микроволновку и при каких обстоятельствах? Микроволновую печь придумал американский инженер Перси Спенсер. Он проходил мимо работающего радара, сунул руку в карман – и сделал изобретение, принесшее ему миллионы. Дело в том, что при определенной частоте излучения наблюдается интенсивное выделение тепла. В кармане была шоколадная конфета. Шоколад под воздействием излучения растаял. Так была изобретена микроволновая печь.(1945г.) Во всей этой истории карман сыграл не последнюю роль.

Слайд 3

В до-карманную эпоху наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась так, чтобы получалось нечто вроде мешочка.

Слайд 4

У мужчин карманы висели на поясе, а у женщин под юбкой или фартуком. Карман – лакомник располагался на поясе.

Слайд 5

Карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.

Слайд 6

Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам. В восемнадцатом веке в женской и мужской одежде появились карманы, изготовленные вместе с одеждой;

Слайд 7

В XIXвеке карманы широко применяются в мужской одежде. В женской одежде карманы появились как деталь кроя в деловом костюме работающих дам только к концу XIXвека.

Слайд 8

ХХ век - век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.

Слайд 9

Пословицы и поговорки: С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки о смысле, которых, мы сейчас поговорим. Слово карман в них имеет как прямой, так и переносный смысл. «Пустой карман» - нет денег «Не по карману» - очень дорого «Считай деньги в своём кармане» «Не надейся Роман на чужой карман» «Из чужого кармана платить легко» «Чего не досмотришь, то карманом доложишь» «За словом в карман не лезет» - находчивый в разговоре У Варвары все в кармане.

Слайд 10

Обработка накладного кармана ( инструкционная карта)

Слайд 11

Виды накладных карманов:

Слайд 12

Расположение карманов:

Слайд 13

Инструменты и приспособления для работы.

Слайд 14

Выполнить разметку кармана на ткани, отметить припуски на швы: по нижнему и боковым срезам – 1,5 см. по верхнему срезу – 4 см. (2*2), вырезать деталь кармана.

Слайд 15

Перегнуть припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону.

Слайд 16

Подвернуть внутренний срез припуска и заутюжить,

Слайд 17

Сметать и обтачать углы кармана на величину припуска по боковым сторонам кармана

Слайд 18

Вывернуть обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, Выправить уголки кармана колышком.

Слайд 19

Заметать и застрочить подогнутый срез кармана на расстоянии 0,2 от края, Подогнуть срезы кармана на изнаночную сторону на ширину стачивания верхних углов,

Слайд 20

Обработать уголки, как показано на рисунке, Заметать подогнутые срезы, Приутюжить карман.

Слайд 21

Удалить нитки сметочной строчки, приутюжить верхний край кармана, Заметать боковые и нижний срезы кармана по намеченным линиям.

Слайд 22

Приутюжить карман с изнаночной стороны.

Слайд 23

Обработанный карман приколоть булавками, наметать на основу.

Слайд 24

Удалить булавки; Настрочить карман на отведенное место отделочной строчкой на расстоянии 0,2 см. от края; Удалить нитку наметочной строчки; Приутюжить карман.

Слайд 25

Обратите внимание! Верхний край кармана следует застрочить горизонтальной закрепкой для того, чтобы карман не вырывался.

Слайд 26

Критерии качества выполненной работы: Карманы, если их два, должны быть одинакового размера и формы; Аккуратность обработки верхнего среза и уголков кармана; Качество приутюживания.

Слайд 28

Техника безопасности Сели шить мы за машину. Держим ровно корпус, спину. Пальцы дальше от иголки, Под косынку спрячем челки. Давайте, повторим все вместе: Хранить булавки в определенном месте, Чтоб не болели зубы и живот, Не брать иголки и булавки в рот. На стол кладу я ножницы кольцами к себе Передаю я ножницы кольцами к тебе Сомкнутыми ножницы должны лежать Положить разомкнутыми – может быть беда, Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку поскорей ты поставь утюг! Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура Не оставь утюг включенным в кабинете до утра

Слайд 29

Самостоятельная работа. Проверка качества работы. Уборка рабочего места.

Слайд 30

Посетите сайт katushenka.ru - Катюшенька Ру - мир шитья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»

Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки.  ...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...

Методическая разработка урока для 5 класса "Особенности обработки накладных карманов

Методическая разработка урока по теме «Особенности обработки накладного кармана» разработана для учащихся 5 класса.  Цели урока: Образовательные: ознакомить со способами обработки нак...

методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема:"Обработка накладного кармана"

Методическая разработка урока технологии, 5 кл. Тема "Обработка накладного кармана. Присоединение кармана к фартуку."...