Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки накладного кармана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakladnoy_karman.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель технологии Севрюгина И.С.                 Санкт-Петербург   2016

Конспект урока по технологии в разделе «Технология обработки материалов»    5 класс

Технологическая карта урока

 

Тема:  Обработка кармана

Цель: создание условий для овладения обучающимися  знаниями о  правильном выполнении накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

Задачи урока: для формирования УУД обучающихся

образовательные

  • познакомить с взаимосвязью  размера паруса  и скорости плота;
  • учить детей делать самостоятельные выводы по теме;
  • учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;

развивающие

  • расширить знания об окружающем мире
  • выполнять технологические инструкции в качестве составной части процесса выполнения технологической операции;
  • развивать умения технического обоснования, прогнозирования;
  • развивать умения работать в группах;

воспитательные

  • прививать интерес к предмету;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать внимательность  и аккуратностьпри выполнении работ
  • учить сотрудничать;
  • бережное отношение к инструменту

Тип урока: урок открытия нового знания

Основные термины, понятия: карман, обработка, прорезной, накладной, в шве

Планируемые результаты

Предметные умения

  • Наметить линии на изнаночной стороне кармана, наметим линию на расстоянии 0,5 см от верхнего среза.
  • Перегните по намеченной линии и заметайте
  • Переверните карман на лицевую сторону.
  • Перегните по намеченной линии, расстояние 4 см от сгиба.
  • Заметайте по боковым швам, расстояние 1 см от среза.
  • Выверните и выправьте уголки.

                                             Речевые умения:  

  • правильно называть термины.
  • выполнять ручные работы,
  • пользоваться инструментами и приспособлениями
  • составлять предложение из слов;
  • объяснять последовательность выполнения операций.                         

 Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах;
  • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • формулировать учебные задачи;
  • работать по предложенному плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа. 

Книгопечатная продукция:

Учебник Технология.  Технология ведения дома. 5 класс.  Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.

Технические средства обучения:

компьютер, проектор.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point

Технологическая карта урока



Этапы, время


Содержание


Деятельность 
учителя


Деятельность 
ученика


Планируемый результат 
УУД

Оргмомент 
3 минуты 

Самоопределение к деятельности 

Приветствие, 
организация рабочих мест 

Готовность к уроку 

Слушать и понимать речь других(Л)

Определение темы, цели и задач. 
10 минут 

Создание проблемной ситуации. Чёткая постановка темы, цели и задач .Групповая работа

Диалог, подводящий к теме, цели и задачам. Выявление уровня знаний. Организация работы в группах

Мотивация: вхождение в пространство учебных действий. 
Выведение темы урока и постановка цели и задач. 

Формирование познавательной цели (П) 
Учебно-познавательная мотивация (Л) 

Актуализация 
знаний 
10 минут 

Погружение в проблемную 
ситуацию 

Введение в проблему 

Мотивация, вхождение в пространство учебных действий

Учебно-познавательная мотивация (Л) 

Исследовательская работа

 15 минут 

Представление работ 


Выступления обучающихся, 
Поисковая и частично - иследовательская работа. 

Учебно-познавательная мотивация (Л) 

                                                                                                                  Физминутка 1 минута

Открытие нового знания 
5  минут 

Выявления места и причины затруднения. 
План действия. 
Работа в парах

Приёмы привлечения внимания к новым сведениям. 
Задания с разным уровнем сложности. 
Организация работы в парах

Построение алгоритма, работа в парах и группах.
Обсуждение. 

Поиск и выделение информации (П) 
Учёт различных мнений (К) 
Выбор эффективных способов решения (П) 
Планирование, прогнозирование (Р) 

Первичная рефлексия

(закрепление) 
5 минут 

Работа в парах, использование знаковой системы 

Организация работы в парах. 

Работа в паре. 
Комментирование

Планирование сотрудничества (К) 
Контроль, самоконтроль, оценка (Р) 

Практическая работа 30 минут 

Практическая работа 

Организация деятельности по применению новых знаний 

Самостоятельная работа, самоанализ, самоконтроль, 
Достигнута ли цель? 

Самооценивание (Р) 
Самоопределение (Л) 

Итог урока - 10 минут

Оценка собственной учебной деятельности 

Организация рефлексии 

Осознание своей деятельности. 
Самооценка результата. Взаимоконтроль. 
Соотношение цели и результата 

Умение выражать свои мысли (К) 
Рефлексия (П) 
Самообразование (Л) 

Домашнее задание – 2 минуты.



Записывают в дневник


 

Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс, под редакцией В.Н. Синица, В.Д. Симоненко

 Программа Стандарты второго поколения.

 Примерные программы по учебным предметам, Технология 5 – 9 классы, 2-е издание, Москва, изд. «Просвещение», 2011 г.

Разработка урока по технологии.

Урок построен, основываясь на требования, предъявляемые к современному уроку, имеет определённую цель и задачи как для учителя, так и для ученика, разбит на чёткие временные этапы, имеет технологическую карту с указанием универсальных учебных действий. В дополнение разработана презентация и все приложения с заданиями для выполнения.

 Учебник: Технология. Технология ведения дома. 5 класс, под редакцией В.Н. Синица, В.Д. Симоненко

Тип урока: 

Урок открытия нового знания. 
         Тема: 

Обработка накладного кармана

Цель:   изучение истории я кармана, области его применения и правила его обработки.
Задачи: 
            Образовательные: 

  • Способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний 
  • Способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях 

Развивающие: 

  • Способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока 
  • Способствовать выбору эффективных форм решения проблемы, построения алгоритма действий.
  • Способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах или группах.

Воспитательные: 

  • Способствовать формированию навыков ведения домашнего хозяйства 
  • Способствовать формированию эстетического вкуса, жизненного и профессионального самоопределения 

Методы: словесный, репродуктивный, частично -поисковый, проблемный, исследовательский, кластер. 
Формы: , фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа. 
Технологии:  ИКТ, исследовательская (частично-поисковая),  работа с информацией,  здоровьесберегающая.

Наглядность: презентация, наглядно-демонстрационный материал:,  иллюстрации и изделия с накладными карманами,  образцы карманов, изготовленных различными способами. 
Оборудование: обработка кармана по этапам - технологические карты,  швейные принадлежности, раскроенные карманы.

     Интеграция: история (исторические сведения), технология (основная работа по обработке  кармана), русский язык (правильное написание трудных или новых слов; назначение приставок в терминах ручных, машинных и утюжильных работ),  литература (значение пословиц и поговорок).

Ход урока

  1. Оргмомент - 3 минуты.

Проверка отсутствующих и готовность к уроку.

  1. Определение темы, цели и задач урока  - 10 минут.

Девочки, вы любите сказки? С какой сказки на слайде изображение?

(Белоснежка и семь гномов) Слайд 2.

Однажды, зимним деньком, в то время как снег падал большими  хлопьями, в домике гномиков приключилась неприятная история.  Белоснежка проводив гномов на работу,  занималась домашним хозяйством— приводила в порядок дом, носила воду,  готовила ужин. С работы гномики вернулись расстроенные и уставшие.  Белоснежка спросила, что случилось. За ужином Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои инструменты, потому что им их некуда было класть, и им приходилось их постоянно искать.  

Белоснежка задумалась, как помочь гномам. 

Поможем Белоснежке, что же можно придумать? -  (карман)
       Ребята, на столах у вас лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово. Давайте все вместе прочитаем и найдём это загадочное слово.  Слайд 3.

 «Считай деньги в своем …»

«Запас … не тянет»

«Не надейся Роман на чужой …»

«Из чужого … платить легко»

 «У Варвары всё в …»

 «За словом в … не лезет»


Что это за слово? (Это слово-карман). Как оно связано с темой нашего урока?

Вывод: Правильно, сегодня тема нашего урока «Карман» Слайд 4.

 Много лет тому назад в мужском костюме не малую роль играли пояса, которыми подвязывали рубахи, кафтаны, а к ним прикрепляли небольшую сумку – кошелек.

Уже тогда возник вопрос – куда девать мелкие вещицы, деньги, носовые платки и т.д.
А мы знаем, откуда появился карман? Где? Для чего? 
Вывод: нет, значит, какая у нас цель? (узнать!) 
Цель: познакомиться с историей возникновения кармана.

  • А как обработать карман? 
  • Какими нитками? 
  • Какими способами? 
  • Кто-нибудь сам пытался обработать карман? 
  • А хватает ли вам знаний для этого? 
  • А что же делать? 
  • А с чего начать? 

А представьте, что вас попросили помочь обработать карман и вдруг  оказывается вы этого не умеете!!! (Проблемная ситуация)
Что вы будете делать? 

Работа в группе  (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся)  (технология применения приёма «кластер») 
(Проблемная ситуация) Научусь 

                                          Попытаюсь выполнить 
                                         Откажусь 
                                        Скажу, что не умею 
                                        Попрошу другого 

Вывод: И так, какая перед нами цель? (научиться) 

Цель: научиться обрабатывать карман.

А теперь объединяем вместе и проговариваем:
Цель нашего урокапознакомиться с историей возникновения кармана и научиться его обрабатывать. Слайд 5.

А каким способом мы будем достигать цель, с помощью чего, как? 
 Работа в группе (записываются на доске все предложенные варианты ответов обучающихся)  (технология применения приёма «кластер») (Проблемная ситуация) 

  • Найти в интернете 
  • Составить план, начать работать 
  • Спросить у учителя
  • Попробовать самому 
  • Я знаю сам 

Вывод: И так, какие перед нами задачи? (называют, вместе корректируем) 

Задачи: Слайд 6.

  • найти, изучить материал из истории кармана; 
  • научиться правильно обрабатывать карман 

        

  1. Актуализация знаний - 10 минут. 


С появлением кармана возникли различные пословицы и поговорки. Слово карман имеет в них как прямой, так и переносный смысл. Слайд 7.

«Пустой карман» - нет денег.

«Не по карману» - очень дорого. 

«Держи карман шире» Что означает эта поговорка? (отказ в просьбе)
      «Набить карман»  О чем говорит эта поговорка? (разбогатеть)

      «За словом в карман не лезет». Какой смысл у этой поговорки? (умный общительный человек, который всегда знает, что ответить собеседнику)

А знаем ли мы что такое карман? Для чего нужен карман? Какие виды карманов вы знаете?
     
(Побуждение к мотивации: идёт дискуссия)

КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов. Слайд 8.
     
А  заете ли вы как появился карман? 

  1. Исследовательская работа обучающихся - 10 минут.

Заранее выполненная домашняя работа. Этапы развития истории кармана


А знаете ли вы, кто изобрел карман?

       1. Есть много версий по этому поводу, но наиболее интересна версия израильских ученых. Они утверждают - карманы изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе Кирьят-Шмона.

Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда». Слайд 9.

2. В XIV  вв. эти «кармашки» носили и мужчины, и женщины. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. Слайд 10.

3. В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Слайд 11.

4. XVII век. Дамы на поясах имеют украшенный карман для мелочей. Слайд 12.

5. XVIII-XIV век. В женской и мужской одежде только к концу века появились карманы, изготовленные вместе с одеждой. Слайд 13.

6. В начале XX-XXI века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.

Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда. Слайд 14.


 Физминутка - 1 минута. Слайд 15.

                       Быстро встали, улыбнулись,                                Рук коленями коснитесь.  

                       Выше-выше подтянулись.                                    Рука об руку потрите

                       Ну-ка плечи распрямите,                                     Друг на друга посмотрите  

                       Поднимите, опустите.                                          А теперь тихонько сели

                       Вправо, влево повернитесь,                                Мы работать захотели. 


5. Открытие нового знания - 3 минуты

(Самостоятельное построение алгоритма на основе предложенного материала.)

(А сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию с видами карманов.  Какие виды вы нашли?  (Накладные, прорезные, в шве)

А какой карман будет на нашем фартуке? (накладной)

Терминологию  каких работ мы будем использовать? (заметать, застрочить, заутюжить)

     6.  Первичная рефлексия  (закрепление)  3 минуты 

     Какие карманы изображены на слайде? Слайд 16
      (Накладной, прорезной, в шве, внутренний)

     Вводный инструктаж. Слайд 17.

Итак, прежде, чем начать работу, мы ещё должны вспомнить о профессиях.

Профессия -  смётчица.

Смётчицы выполняют ручные работы.

Требования к намёточным швам: точный припуск, стежки не более 0,8 мм.

А машинную обработку делают специалисты  профессии швея.

На швейной фабрике качество работы проверяет контролёр.

Требования качества: ровная строчка, соблюдение величины припуска, умение выполнять закрепку. 

Техника безопасности. Слайд 20.

При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.

  • Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани. 
  • Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду. 
  • Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями. 
  • При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой. 
  • Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см. 
  • Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы. 


7. Практическая работа: «Обработка накладного кармана» - 30 минут  Слайд 19.

Оборудование: ткань, нитки, игла, ножницы, швейная машина, утюг.

Ход работы.

1. Текущий инструктаж.Слайд 20.

 Обучающиеся выполняют работу, опираясь на технологическую карту, где описывается подробно весь порядок выполнения обработки кармана.
В процессе работы учитель обязательно обращает внимание на выполнение правил по ТБ, указывает на ошибки в работе, следит за правильным выполнением работы.

2. Заключительный инструктаж.
Двое – трое учениц, которые справляются раньше других (а такие всегда найдутся!), качественно выполнившие работу и получившие отличную или хорошую оценку, могут стать
контролёрами (то есть стать реальными помощниками учителя!).

Задача контролёра: проверить качество выполненных работ в соответствии с техническими условиями и выставить оценку за практическую работу:

качественные ровные строчки, равномерно обработанный верхний срез кармана, одинаковые припуски по боковым и нижнему срезам, хорошая ВТО.  

  1. Итоговый инструктаж.

Самоконтроль и взаимоконтроль. Выставление оценок в индивидуальный оценочный лист за работу, уборка рабочих мест. 

8. Итог урока. Рефлексия 7 минут. Слайд 21

  • С каким видом карманов мы познакомились? 
  • Какие профессии вы освоили? 
  • Какую цель мы ставили? Достигли? Какие трудности встретили? 
  • Каждый ли справился со своей задачей? Кому ещё нужно поработать? 

9. Домашнее задание - 3 минуты. Слайд 22.

       Приготовить небольшие сообщения «Для чего мне и моим родным карман?» 
     

Литература


                      Для учителя: 

  1. Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27 
  2. Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС ООО», теория и технологии, Волгоград, изд. «Учитель», 2013г. 
  3. Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.: ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1. 

Для обучающихся: 

  1. Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2010; 
  2. Симоненко В.Д., Синица Н.В. «Технология», технология ведения дома, 5 класс, Москва, изд. Центр «Вентана-Граф», 2013 г. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Урок технологии в 5 классе. Технология обработки накладного кармана.

Цель урока:- Ознакомление учащихся с историческими сведениями о кармане и его роли в одежде; - Формирование навыков по подготовке деталей кроя к сметыванию и способов обработки накладных карманов, сре...

Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"

Урок входит в состав раздела «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных станда...

Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"

Конспект урока по швейному делу на тему "Обработка накладного кармана"...

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...