Методическая разработка занятия объединения «Театр мод» «Изготовление куклы примитива»
учебно-методический материал по технологии по теме

Елена Викторовна Ерленко

Методическая разработка серии занятий по теме «Домашние куклы – примитив».  Данная разработка предназначена для детей 9 - 16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Выбор темы занятия связан с необходимостью ознакомления с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном быту.

Тем самым развивая у учащихся эстетического восприятия образцов народной  игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

 

Введение

Кукла имеет многовековую историю.  Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.

Тряпичная  они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа.  Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы не только игрушки, но и близкие   друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Кукла изначально служившая обрядовым символом, тотемом, уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Тряпичная кукла ручной работы -  уникальное создание является авторской куклой  это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук единственна в своем роде, неповторимое произведение автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Тильды – это одни из самых очаровательных кукол, какие только можно себе представить. Они милы, забавны и непропорциональны. Эти куклы из текстиля, лоскутков ткани с использованием пуговиц и лент часто изготавливают самостоятельно и дарят не только детям, но и, даже чаще, взрослым в качестве необычного сувенира и элемента интерьера. Куклы тильды отличаются необыкновенной простотой, которая, впрочем, лишь способствует передаче самых светлых чувств, эмоций, ассоциаций.

Цель блока занятий по изготовлении кукол примитивов:

Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи:  способствовать –

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Форма занятия: Комбинированный урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Сургутского района

МБОУДОД «Фёдоровский дом детского творчества»

Методическая разработка занятия  объединения «Театр мод»

«Изготовление куклы примитива»

Автор: педагог дополнительного образования Ерленко Е.В.

2013 год

Аннотация

Методическая разработка серии занятий по теме «Домашние куклы – примитив».  Данная разработка предназначена для детей 9 - 16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Выбор темы занятия связан с необходимостью ознакомления с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном быту.

Тем самым развивая у учащихся эстетического восприятия образцов народной  игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Введение

Кукла имеет многовековую историю.  Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.

Тряпичная  они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа.  Бергиня – от слова «беречь», «оберег». Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки  и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы не только игрушки, но и близкие   друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет». Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Кукла изначально служившая обрядовым символом, тотемом, уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Тряпичная кукла ручной работы -  уникальное создание является авторской куклой  это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук единственна в своем роде, неповторимое произведение автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Тильды – это одни из самых очаровательных кукол, какие только можно себе представить. Они милы, забавны и непропорциональны. Эти куклы из текстиля, лоскутков ткани с использованием пуговиц и лент часто изготавливают самостоятельно и дарят не только детям, но и, даже чаще, взрослым в качестве необычного сувенира и элемента интерьера. Куклы тильды отличаются необыкновенной простотой, которая, впрочем, лишь способствует передаче самых светлых чувств, эмоций, ассоциаций.

Цель блока занятий по изготовлении кукол примитивов:

Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи:  способствовать –

✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

✓ развитию эстетического и художественного вкуса;

✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Форма занятия: Комбинированный урок

Цели:

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала

Этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы, целей занятия.  Актуализация знаний
  3. Новый материал
  4. Физ. минутка
  5. Практическая работа
  6. Закрепление изученного материала
  7. Анализ и оценка работ, итог урока
  8. Сообщение темы, целей следующего урока

Формирование УУД на занятиях:

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;

- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельности.

Заключение

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой  очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011
  2. Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, «Просвещение» 2011.
  3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников»,  «Просвещение»2011.
  4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
  5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
  6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
  7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;

   

 



Предварительный просмотр:

Цель занятия:

Познакомить с историей  тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту.

Задачи:

1. Ознакомление с историей  тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном быту.

2. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной  игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

3. Изготовить Вепсскую куклу.

Методы проведения: Сообщение нового материала, объяснение, инструктаж, практическая работа.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

  • Ножницы.
  • Лоскутки разноцветной ткани: хлопок, ситец, лен.
  • Марля или вата. 
  • Толстые хлопковые нитки красного цвета.
  • Тесёмки.

Ход занятия:

I  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Проверка рабочих мест (подготовленности к занятиям).

Сегодня мы поговорим о традиционных русских и западных куклах, вспомним о куклах-примитивах и освоим любимую многими технику изготовления Вепсской куклы.

II СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Педагог: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Педагог: Изначально тряпичная кукла была элементом ритуальных обрядов, а не игрушкой для детей. Кукол изготавливали, как оберег для дома, а так же от сглаза и болезней. На них возлагали надежды по защите урожая, сохранения богатства и привлечения «ко двору» благополучия.

Куклы эти не шили, не вязали (в современном смысле этого слова), не сколачивали. Их сворачивали из кусочков тканей и палочек, связывали из соломы, сматывали из нитей и пряжи. Детали, из которых делали «куколок», связывали и скручивали между собою. А так же «свивали», приматывали нитками, учитывая направление с востока на запад. Молились в процессе работы над оберегом.

В изготовлении этих кукол не использовались режущие и колющие предметы (иглы,ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную. Ещё интересно то, что ткани для изготовления оберегов брали «ношеные». И не какие–то любые, первые попавшиеся под руку ткани, а лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась на праздники и моления. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй.

Обережных кукол, как правило, делали женщины. Ведь именно женщина во все времена была хранительницей домашнего очага и благополучия семьи. Куклам никогда не «рисовали» лицо. Безликость имела очень важное значение. Считалось, что лицо могут иметь только одушевлённые особи. И, что, если нарисовать лицо кукле, в неё может вселиться «злой дух».

Правда, иногда куклам-оберегам «перекрещивали» лицо нитяным крестом (в то время крест был знаком солнца, которому поклонялись как божеству). Никаких других обозначений на лицо куклам–хранительницам не наносили.

Изготовлением кукол-«берегинь» занимались в основном долгими зимними вечерами или по большой необходимости. В праздники, в выходные и «работные» дни (то есть в страду), а так же в среду и пятницу заниматься рукоделием не разрешалось, и даже более того, считалось делом греховным. Были ещё особенности в изготовлении рукодельных кукол сделанных для обрядовых целей.  Их делали “в один присест”, никогда не оставляя недоделки на потом.

Ну, сделать куколку за один раз, как говорится, не проблема. Работа эта по силам даже детям, главное знать приёмы и последовательность «сворачивания».

Тряпичная кукла

Тряпичная кукла ручной работы - это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Традиционная тряпичная кукла на Руси

Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток. Название пошло от технологии изготовления кукол: их делали без применения иглы и ножниц, ткань просто рвали, скручивали и перевязывали. 
Куклу-закрутку интересно мастерить с детьми, еще не владеющими навыками шитья, ведь для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки. Раньше деревенские дети уже с трех лет хорошо умели мастерить таких кукол. 

Другое название этой куклы - столбушка, так как в своей основе она имеет туго скрученный льняной или хлопковый лоскут. Для большей устойчивости куклы можно вложить в закрутку плотный картон. На основу надевается кусок белой ткани, перевязанный в верхней части ниткой. Так получается голова, на которую под платок или кокошник часто прикрепляют косу из ниток.

Наряды кукле-закрутке делают самые разные, от простых и скромных до многослойных и ярких, с лоскутами ситца и хлопка, украшенными лентами, блестками и бусинами.

На Руси куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи. 
Самая простая в исполнении кукла-закрутка 
«Берегиня сна»или "Бессонница" с полезными успокаивающими травами(шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка. Сделать ее можно всего из двух носовых платков. 
Вепсская кукла была еще одним распространенным оберегом на Руси, она сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Ее тоже изготавливали  без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью. 

Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась. Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками. 

Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей.  При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное". 

Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания  разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений. 

Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

К обрядовым куклам относится, например, "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы. 

Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Кувадки – русские народные обрядовые куклы, в которые по обычаю должны были вселиться злые духи, оберегая тем самым мать и дитя во время родов. Еще Кувадки рассматривали  как обережные подарочные куклы, такие как свадебные "Кувадки - Неразлучники".

Вы, наверное, уже обратили внимание, что тряпичные куклы на Руси были безликими. Это характерно не только для мистических кукол-оберегов, таинственных обрядовых кукол, но и обыкновенных игровых кукол, которых существовало великое множество. 

К игровым куклам в первую очередь относятся Погремушки – лапушки или кругляпушки. Это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью и зернами, которые предназначались для самых маленьких и развешивались над колыбелькой младенца. С распространением фабричных тканей такие игрушки превратились в художественные изделия лоскутного шитья. 

Лоскутные мячики, способные летать и прыгать, на Руси называли Шитка, исходя из способа их изготовления. Шили такие игрушки из разноцветных лоскутков, которые традиционно бережно хранились рукодельницами. Разбирая лоскутные залежи, дети играли, сворачивали кукол, шили им наряды, мастерили мячики.  

III  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "Скручиваем Вепсскую куклу"

Вводный инструктаж: Правила техники безопасности при работе с колюще режущими приспособлениями (иглы, булавки, заколки, ножницы и т.п.). Правила техники безопасности при работе.

Текущий инструктаж:

I ОБХОД:   Проверка организации рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.

Физминутка:

II ОБХОД:  Проверка правильности выполнения трудовых приемов.

III ОБХОД:  Проверка правильности выполняемой работы, помощь детям которые затрудняются выполнить работу самостоятельно.

Инструкционная карта:

Для работы нам понадобятся: 

  • Разноцветная ткань: хлопок, ситец, лен.
  • Марля или вата. 
  • Толстые хлопковые нитки красного цвета.
  • Тесёмки.

1. Начинаем создавать нашу куклу. 

Начнем с того, что отложим в сторонку все свои дела, разложим на столе все необходимое ровно и красиво, настроимся на работу. Лёгкая полуулыбка и хорошее настроение помогут передать будущей кукле позитивный заряд энергии. Ну, по крайней мере, мы в это верим :) 

Берем белую хлопковую или льняную ткань, отрываем от нее квадрат, кладем в центр кусок ваты или марли. Затем стягиваем содержимое в плотный ровный шарик красной нитью, намотав ее чётное количество раз. Узлов не делаем, длинные концы нитки можно пока не отрывать. У нас получилась голова куклы. Повторим операцию еще два раза, скрутив шарики поменьше, это будет грудь. 

2. Сделаем кукле ручки. 

Возьмем прямоугольный лоскут белого, серого или любого другого цвета. Сложим из него квадрат, затем скрутим из него "рожок", как кулек для семечек. В широкой части перевяжем чётное количество раз красной ниткой, концы заправим под скрутку. 
Сделаем таких деталей две, это руки куклы. 

3. Скручиваем детали вместе. 

Выберем два ярких лоскута и скрутим поверх двух шариков-грудей верхнюю часть сарафана. Скрутим "одетые шарики" между собой, а затем привяжем их к голове, направив хвостики вниз. Не забываем о чётном количестве оборотов красной нити.

Теперь туго привяжем под грудью и руки, причем сделаем их поднятыми вверх, как будто воздетыми к Небу и Солнцу. Такой образ сложился из-за представления этой куклы в образе языческой богини Макоши, считавшейся  в восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, плодородия, брака и родов. Макошь была верной помощницей хозяйки в её делах и женских занятиях, а также дарила изобильную и щедрую судьбу своему владельцу.

ФИЗМИНУТКА

Вот помощники мои

 Их как хочешь поверни:

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

 Покрутили, повертели

И работать захотели.

4. Одеваем на куклу сарафан.


Ну, вернёмся же к нашей кукле, Кормилице и Берегине. Берем хлопковую или ситцевую ткань яркой расцветки, например ту, которой мы грудь "одевали", отрываем широкую полосу. Прикладываем к кукле изнаночной стороной наверх. Прямо под грудью туго повязываем нитку. 
Опускаем "юбку" вниз, открывая верхнюю часть туловища. Сарафан готов! 

5. Сделаем передник. 

Для передника выбираем подходящую по расцветке плотную ткань, кружево или часть широкой тесёмки.  На ткани можно сделать вышивку, которая была необходимой деталью костюма. Главное помнить, что символы в узоре всегда играли очень важную роль. Они обозначали солнце, воду, землю, животных и проч. и символизировали связь человека с природой, богатый урожай, долгую жизнь и т.д. 

Выполнялась вышивка в основном красными нитками разных оттенков. Напомним, что этому цвету придавалась особое значение - "обережное". Мы решили для передника выбрать изящное просто кружево, которое также привязали к телу куклы ниткой.

6. Повяжем ситцевый платок. 

Последним штрихом повяжем кукле платочек, подвязав его под подбородком и завязав сзади на узел. 

ФИЗМИНУТКА

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.


Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7. А теперь добавим маленьких куколок-Пеленашек. 

Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка. 

Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы - пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов. 

8. Скрутим нашу куклу-Берегиню с куколками-Пеленашками. 

Для этого разместим наших куколок-Пеленашек по обе стороны от груди матери. Туго привяжем малышей прямо под грудью, пропустив нитку под свивальник. Вот и готова наша кукла-оберег! 

Мы получили большое удовольствие, работая над созданием традиционной русской куклы, а также узнали много нового о жизни и обычаях наших предков. А вы? 

Заключительный инструктаж: Анализ характерных ошибок и их причин.

Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
  2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
  3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

IV. Сообщение темы, целей следующего занятия.

Подведение итогов занятия: Скручивать тряпичных кукол - одно удовольствие! Это приятное времяпрепровождение для всей семьи и на посиделках и подружками. Времени на одну Веппскую куклу нужно совсем немного, обычно это не более одного часа. 

Уборка рабочих мест и помещения.

Источники:

  1. www.rukukla.ru
  2. festival.1september.ru/articles/571614/
  3. www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/
  4. www.livemaster.ru/olleethnic
  5. www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26
  6. www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki
  7. www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/
  8. www.liveinternet.ru/users/2930900/post111936532/
  9. ikt45.ucoz.ru/load/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/prezentacija_tvorcheskogo_proekta_quot_kukla_quot_perevertysh_quot/9-1-0-17
  10. www.gnozis.info/?q=node/4127
  11. www.livemaster.ru/olya-russ
  12. www.livemaster.ru/kukolki-nest
  13. www.livemaster.ru/tinchenok
  14. www.livemaster.ru/ellenn
  15. www.livemaster.ru/natalika
  16. www.livemaster.ru/nartrad
  17. www.livemaster.ru/berkman
  18. www.treeland.ru/article/eko/needlework/ictoria_narodnoi_kukly.htm
  19. www.livemaster.ru/ellina
  20. www.livemaster.ru/dobraiaigrushkа
  21. www.deliya-toys.ru
  22. www.oberejie.ru pismo@oberejie.ru 2005-2009 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии "Русская тряпичная кукла."

методическая разработка по технологии  для МОучителей технологии...

Методическая разработка занятия объединения «Театр мод» «Изготовление куклы примитива»

Методическая разработка серии занятий по теме «Домашние куклы – примитив».  Данная разработка предназначена для детей 9 - 16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Вы...

Методическая разработка по ДПИ на тему: "Кукла как объект конструирования"

Современное детство перенасыщено дорогими эстетически бессодержательными игрушками. Они яркие, броские, но, как хорошо знают мамы, быстро надоедают ребенку, редко становятся любимыми. Детской фа...

Методическая разработка мастер-класса по изготовлению русской народной куклы-оберега из хлопчатобумажных материалов "ХОЗЯЮШКА-БЛАГОПОЛУЧНИЦА" 2014 год

       Методическая разработка мастер - класса по изготовлению русской народной куклы оберега из хлопчатобумажных  материалов "Хозяюшка - благополучница" 2014 год ...

Методическая разработка: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»

Тема урока: «Материаловедение. Натуральные волокна. Изготовление куклы-Крупяницы»Цель: Обобщение знаний о видах натуральных тканей у учащихся с ОВЗ на примере изготовления куклы-Крупяницы....