Методическая разработка по ДПИ на тему: "Кукла как объект конструирования"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Главатских Галина Владиславовна

 

Современное детство перенасыщено дорогими эстетически бессодержательными игрушками. Они яркие, броские, но, как хорошо знают мамы, быстро надоедают ребенку, редко становятся любимыми. Детской фантазии к ним нечего добавить. А ведь испокон веков дети делали себе кукол сами – народ воспитывал будущих мастериц, работников, умельцев. Тряпичная кукла была в каждой семье, в каждой крестьянской избе. Почему же мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души, воспитывающее в наших детях фантазию, творческое отношение к миру?

Дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разных автоматизированных кукол, но и кукол изготовленных своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным  юным автором, отражает внутренний мир самого автора, индивидуальна в своем роде. У неё своя история, свой неповторимый образ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ДПИ на тему «Кукла как объект конструирования» преподавателя художественного отделения первой квалификационной категории

МОУ ДОД ДШИ п. Балезино Главатских Галины Владиславовны.  

      ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Проблема педагогических поисков на сегодняшний день очень актуальна. Учитель должен быть самостоятельнее, должен искать свой путь к общению с детьми, чтобы передать им знания, социальный опыт.

Одной из главных целей преподавания искусства является задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности к самопознанию и самоопределению осознания своих внутренних творческих возможностей. Именно в детстве закладывается то, что во многом определяет нашу   «взрослую» судьбу. Необходимо открыть как можно больше путей, помочь детям вступить в мир творчества, воображения, фантазии. Нужно найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя, свои способности и возможности. Дети, вышедшие на тропу творчества, способны на удивительные открытия, находки, парадоксальные, неожиданные решения.                          

Тема куклы была выбрана не случайно. Современное детство перенасыщено дорогими эстетически бессодержательными игрушками. Они яркие, броские, но, как хорошо знают мамы, быстро надоедают ребенку, редко становятся любимыми. Детской фантазии к ним нечего добавить. А ведь испокон веков дети делали себе кукол сами – народ воспитывал будущих мастериц, работников, умельцев. Тряпичная кукла была в каждой семье, в каждой крестьянской избе. Почему же мы забыли старинное искусство, согревающее человеческие души, воспитывающее в наших детях фантазию, творческое отношение к миру?

Дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разных автоматизированных кукол, но и кукол изготовленных своими руками, а не машинами. Каждая кукла, сделанная тем или иным  юным автором, отражает внутренний мир самого автора, индивидуальна в своем роде. У неё своя история, свой неповторимый образ.

Мир меняется, в соответствии с этим миром, меняется и сам ребенок. Но при этом не перестает быть ребенком и ему необходимо построить свой собственный мир, свою систему «авторства». Для этого мы должны создать ситуацию заинтересованности и условия для творческого развития и самовыражения детей.

Цель методической разработки: Создание организационно-педагогических  условий и методик обучения искусству, порождающих авторство (субъектность) учащихся.

Педагогический замысел: Включение в процесс обучения ДПИ КУКЛЫ как феномена культуры и объекта конструирования в их историческом, социальном и психологическом значении в жизни человека позволит пробудить интерес учащихся к творчеству, желание создать и реализовать собственный образ, отражающий индивидуальность автора.

Новизна и практическая значимость исследования:

- Разработаны и апробированы на практике оргформы и методики порождения авторства (субъектности) учащихся на материале конструирования куклы.

- Тем самым расширяются педагогические и творческие возможности программы по декоративно-прикладному искусству в школах искусств.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Как известно, воспринимая подлинно художественное произведение, зритель, читатель или слушатель учится тому, что такое человеческая жизнь и её ценности, так или иначе воплощенные в образной форме. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен.     Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач.

     Кукла как объект конструирования имеет все возможности для авторства, неординарного и нестандартного развития мышления ребенка. Благодаря включению в стандартную программу разновидности уроков меняется содержание обучения. Разработка данной темы обогащает программу по декоративно-прикладному искусству, так как новизной становится ремесло.

   Очень важно организовать художественно-творческую деятельность детей таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию собственного авторского творчества.    

   При составлении цикла уроков необходимо было учесть возрастные особенности учащихся, обеспечить выгодную подачу материала, для активизации творческого процесса детей.

   Целью разработки цикла уроков является, прежде всего, создание условий для порождения авторства, развитие творческих способностей учащихся.

   Так как одной из ведущих задач образования является творческое развитие личности ребёнка, в ходе работы на занятиях должны решаться следующие педагогические задачи:

    1. Формирование у учащихся художественно-творческой активности; индивидуальности; потребности творческой работы и овладение определёнными приёмами, материалами и технологиями.

    2. Развитие и реализация творческих способностей, объемно – пространственного мышления, фантазии, неординарности принятия решений.

    3. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

    4. Обогащение эмоционально-образной сферы.

    5. Развитие художественного и ассоциативного мышления.

  Ожидаемые результаты: В ходе планируемых занятий, учащиеся должны познакомиться с историей возникновения куклы, понять её ценность. Освоить приемы изготовления народных кукол, познакомиться с практическими навыками работы с различными материалами. Освоить основы фронтальной и объемно-пространственной композиции. На основе полученных знаний найти более выразительные художественные формы, адекватные времени, выразить свое «Я» в изготовлении авторских кукол.      

Организационные формы творческой деятельности   учащихся. На занятиях немаловажная роль отводилась включению в структуру урока разнообразных видов деятельности и видов искусств. Это и литературное слово, и   музыкальное оформление, и элементы театрализации. Формы работы предпочтительнее игровые, т.к. игра актуальна  для большинства обучающихся детей. В процессе обучения использовались, как индивидуальные  занятия, так и коллективные и групповые.

Инструменты и материалы. Подбор инструментов и материалов был очень разнообразен. Он включал в себя как традиционные: бумага, карандаши, гуашь, тушь, кисти, глина, и т.д., так и нетрадиционные: бросовый материал, снег...

   В качестве наглядности  использовались материалы на электронных носителях, компьютерные технологии, изделия мастеров народных промыслов, репродукции картин, книжные и журнальные иллюстрации, демонстрационный материал, карточки-задания, работы, выполненные учащимися детской школы искусств.  

   К особенностям, связанным с организацией практической деятельности, относятся:

Количество детей в группе и их возраст. При планировании необходимо учитывать разновозрастный состав группы. Задания должны быть интересны в равной степени всем учащимся. Для исследования были задействованы учащиеся 2- ых классов. Возраст детей от 11 до 14 лет, количество 6-8 человек.

   Использование изобразительных материалов. Дети очень отзывчивы ко всему новому. Поэтому целесообразно внедрять как можно больше различных нетрадиционных материалов и технологий в изобразительной деятельности. В процессе занятий нужно стараться пробудить у детей чуткость и интерес к свойствам того материала, с которым они работают, то есть отнестись к ним как к своего рода  живым существам с присущим им  «характером», гаммой настроений и возможностей, которые могут способствовать, а могут и противодействовать воплощению того или иного конкретного замысла. То есть, такой своеобразной лабораторией, где могут быть проявлены творческие возможности учащихся.

Общей темой занятий на уроках ДПИ была выбрана кукла. Необходимо познакомить учащихся с историей куклы, её ролью в жизни человека. На основе полученных теоретических знаний и практикумов дети создают своих, авторских кукол используя различные материалы и техники. В программу включены уроки – упражнения, т.к. смешение изобразительной деятельности - от плоскостного рисунка к решению объемно-пространственной композиции - очень важно для развития пространственного мышления детей. Как  справедливо заметил Б.П. Юсов «Нужно сочетать традиционное рисование с объемно-пространственными видами художественной деятельности: лепкой, архитектурой, художественным конструированием, декоративно-прикладными видами работ .

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЦИКЛА УРОКОВ.

Предмет декоративно-прикладное искусство 2 класс художественного отделения ДШИ.

Общая тема для всего цикла уроков: «Загадочные куклы».

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Инструменты, материалы, технологии

1

«Путешествие в страну игрушек»

Знакомство с древней русской игрушкой, создать из глины свой образ игрушки, руководствуясь предложенным рядом предметов, сохраняя традиции промысла.

Глина, стеки, тряпочка.

2

«Единство формы и декора в игрушках»

Знакомство с традициями в росписи глиняной игрушки, формирование навыков в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Бумага, гуашь, вода, кисти.

3

«Во вкусе умной старины»

Урок – беседа в краеведческом музее. Знакомство с народной культурой, традициями, обрядами и предметами, связанными с народной куклой.

4

«Кукла – народная игрушка»

Мастер класс в доме ремесел у мастеров умельцев по изготовлению тряпичных кукол. Знакомство с разнообразными приемами и способами изготовления.

Лоскуты ткани разных цветов, нитки в цвет ткани, ножницы.

5

«Знакомая форма – новый образ»

Задание на развитие фантазии, творческих способностей. Изготовление авторской тряпичной куклы на основе традиционной народной.

Лоскутки ткани, нитки, ножницы, клей.

6

Урок – упражнение. «Во что превращаются кляксы»

Задание на развитие воображения. Познакомить с техникой «мраморного эффекта». В отпечатках краски дорисовать увиденный образ человеческой фигурки. Плоскостное изображение композиции.

Ванночка для воды, уайтспирит, офсетная или масляная краска, бумага, палочка, кисти.

7

«Человек и модуль». Коллаж, коллективная работа.

Задание на воображение. Создание образа человека из простых геометрических фигур: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник. Создание фронтальной композиции, плоскостное изображение.

Бумага, клей, ножницы .

8

Бумажная пластика. «Кукла из геометрических тел»

Знакомство с формообразованием. Приемы обработки бумаги. Конструирование куклы на основе геометрических тел: цилиндр, конус, призма, пирамида.

Бумага, клей, кисть, ножницы, гуашь, зубная щетка.

9

«Кукла на бутылке»

Создание образа куклы на данной основе

Бутылки, грунтовка, гуашь, кисти,лак.

10

«Снежные скульптуры»

Коллективная работа. Объемно пространственная композиция. Конструирование куклы из снега.

Снег, лопаты, стеки, ведра.

11

«Новая жизнь старым вещам. Кукла- инсталляция». Может быть в парах.

Итоговое задание. Знакомство с современным ДПИ и основами дизайна изготовления куклы инсталляции на основе полученных знаний.

Бросовый материал, коробки, бутылки, веревки, мешки, пластик, оберточная бумага.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

   В заключении, хотелось бы ещё раз отметить, что особенность искусства состоит в его созидательном, преобразующем характере. Искусство одновременно – способ познания и способ оценки мира. В системе искусства человек выступает подлинным творцом. Результат его творения – произведение.

   Немаловажная задача заключается и в том, чтобы в процессе художественного обучения максимально развивать все виды чувств, потому что единство и богатство ощущений, получаемых от внешнего мира, обеспечивает единство и богатство  образов восприятия.

   Ценность данного исследования заключалась в том, чтобы посредством включения в процесс обучения ДПИ куклы как феномена культуры и объекта конструирования в их историческом, социальном и психологическом значении в жизни человека  пробудить интерес учащихся к творчеству, желание создать и реализовать собственный образ, отражающий индивидуальность автора.

   Для реализации проекта автором проделана следующая работа. Изучена и проанализирована методическая и искусствоведческая литература по теме исследования. Проанализированы программы по декоративно-прикладному искусству. Изучен мир декоративно-прикладного искусства и место в нем куклы. Изучен мир куклы в контексте мира культуры и мира детства. Разработаны и апробированы на практике оргформы и методики порождения авторства (субъектности) учащихся на материале конструирования куклы, что позволило расширить и реализовать педагогические и творческие возможности программы по декоративно-прикладному искусству в школе искусств.

  В ходе исследования удалось установить. Живой отклик у детей вызвало нетрадиционное проведение занятий. Включение в уроки поисковой работы, экскурсий, мастер-классов, элементов театрализации, музыкального сопровождения, создавало общий эмоциональный настрой, способствовало порождению авторства (субъектности) учащихся на материале конструирования куклы.

   Важно отметить, что на первых порах было сложно вынырнуть из -  под толщи стереотипов, мультяшно – киношных образцов, найти свое решение, но при этом остаться в рамках предложенного жанра.

   Разнообразие деятельности и использование нетрадиционных материалов  приветствовалось детьми. Так как в процессе занятий ребенок занимался сразу несколькими видами творчества, а не отработкой определенных умений и навыков.

   Занятия в ДШИ проводятся не регламентировано. Это так же дало положительные результаты. Деятельность любого класса, находится в поле зрения учащихся из других классов.  В результате у них так же появился интерес к конструированию  авторской куклы.

    У детей появилось желание создавать и реализовывать собственные образы кукол и во внеурочное время. Причем дети стали использовать не только предложенные на занятиях материалы и техники. Творческий поиск идей конструирования кукол и подбор разнообразных материалов, техник  с каждой новой куклой становится все обширнее и разнообразнее.

   Кукла, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Основное тут не конечный результат, гораздо важнее сам процесс создавать и реализовывать собственный образ, отражающий индивидуальность автора. С этого начинается его художественный опыт, благодаря которому возникает интерес к порождению творчества.

   Таким образом, в результате проведения экспериментально- опытной работы разработаны и апробированы на практике оргформы и методики авторства (субъектности) учащихся на материале конструирования куклы. Кукла как объект конструирования имеет все возможности для неординарного и нестандартного развития мышления ребенка. Благодаря включению в стандартную программу разновидности уроков меняется содержание обучения. Разработка данной темы обогащает ее, так как новизной становится ремесло. Тем самым расширяются педагогические и творческие возможности программы по декоративно- прикладному искусству в школах искусств.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.

Горяева Н.А.  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: Уч. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская;  Под редакцией Б.М.Неменского.- 3-е издание М. : Просвещение, 2003.-176с. : ил.- ISBN 5-09-011963-5.

Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. Пособие для учителей начальных классов средней школы. М. Советский художник, 1988г.

«Изобразительное искусство в школе» 2007г. Научно-методический журнал.

Искусствово №1, №17, №20, №24 2006г., № 10, 2008г.

Искусство и Образование, журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания №2 2007г.

Карташёв В. Искусство и образование №1 2007г.

Ковычева Е.И. Народная игрушка: Учебное пособие/ УдГУ Ижевск, 2006. 218с.

Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия развития; Академия холдинг, 2001-144с.

Костерин Н.Л. Учебное рисование, М – 1980г.

Кузин В.С. Психология. 4-е изд., перераб. и доп. М – 1999г.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд, М. «Просвещение», 2006г.

Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общей редакцией Л.М. Мосоловой. – СПб.: Издательство «Лань»,2001. – 288с., ил.

Программы художественного отделения ДШИ, п.Балезино, УР.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб.-М.: АГАР, 2000-256с.

 Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс (инновационная модель) / Л.Б.Рылова. – Ижевск: ИД «ERGO», 2006. -  408с.

 Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992г. 310с.  

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. – 175с., ил., 16 л. вкл.  

 Шорохов Е.В. Учеб. Для студентов худож.-граф. Фак. Пед. Ин-тов.-   2-е изд., перераб. И доп.- М.: Просвещение, 1986-207с., ил.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М.,1979.

Юсов Б.П. Взаимосвязь культурных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство», М – 2004г.

 Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания. – Магнитогорск, 2002.

                

                        



Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ДШИ п. Балезино Республика Удмуртия

Реферат

по истории изобразительных искусств

на тему: «Египет.Искусство периода

Древнего царства»

                                                    Преподаватель художественного отделения

                                                               МОУ ДОД ДШИ п. Балезино

                                                                         Главатских  Г. В.                                                    

Содержание.

1. Введение «Древнее царство»    

1

2. Архитектура Древнего царства

2 - 4

3. Скульптура

5 – 7

4. Рельефы и росписи

8 – 10

5. Заключение

11

6. Литература

12

   

1

Древнее царство.

        

Расцвет искусства  Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после

объединения страны. Во главе государства стал фараон – деспот, широко

использовался рабский труд. Укрепление  неограниченной власти правителя,

его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны,

сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя

сынами солнца – Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе

почитания которого, лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.

        Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжал нуждаться в пище и жилье.

2

Архитектура Древнего царства

         С 3 тыс. до н. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, мастабы – надземного холма облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.

        Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.

        Поиски наиболее современной и грандиозной формы гробницы видны  в усыпальнице – пирамиде фараона Джосера  в Саккара (около 2800 г. до н. э.), созданной зодчим Имхотепом. Гробница была первым значительным каменным сооружением в вертикальной композиции. Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся кверху мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный. Блестяще выполнена её кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и по этому очень устойчивы. Но пирамида не одиноко возвышалась над песками пустыни, прикрывая своей кладкой находящиеся под ней царское погребение. Гениальность Имхотепа заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв. м вокруг этой главной постройки он разместил дворы, в том числе Хеб – седный – для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, коридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Все вместе образовало сложный, но гармоничный по архитектурным формам ансамбль. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из прекрасно отесанных блоков белого известняка. Ее оживляли лопатки, ритмично выступавшие на равном расстоянии друг от друга. Однако здесь еще не были достигнуты та яркость и

3

простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов  последующей, IV династии.

        Одним из «Семи чудес света» называют пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе. В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяния своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще более подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.

        Наиболее грандиозная из трех – пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания – 233 м. О том, сколько сил при примитивности техники того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили 10 лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом 20 лет пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 25 – 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находилась лишь небольшая камера, облицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.

        В гордом облике совершенных четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

        

4

Пирамиды в Гизе составляли часть традиционного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура Сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы Сфинкс, с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц.

        Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

        Пирамиды производят величественное, даже подавляющее впечатление. Ни один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной деспотической властью обожествленного царя, с представлением о загробной жизни и связанным с ним заупокойным культом, как эти гигантские надгробия.

        В архитектуре Древнего  царства господствуют принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона.

5

Скульптура.

        

        Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.

        Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном. Таким образом, скульптура в значительной степени подчинялась также формам и пропорциям архитектуры – ведущего вида древнеегипетского искусства. Для статуй характерны симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдалось не только при изображении стоящей и сидящей фигуры, но и при передачи ее в других позах. Художник начинал свою работу обычно с того, что наносил по заранее разграфленной сетке на прямоугольный блок камня, из которого он затем высекал статую, рисунок того изображения, которое надлежало получить. Потом он вырубал фигуру, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении всегда чувствуются прямоугольные грани каменного блока, из которого оно было «высвобождено» художником. Общая композиция египетской скульптуры вторит, таким образом, лаконичным плоскостям и объемам архитектуры.

        У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальна  постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях. Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы.

        В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали физическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывая  второстепенное,

6

создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво – монументальные тела.

        Тела мужских статуй окрашивали красновато – коричневой, а женских – светло – желтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, волосы – черной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем.

        Торжественно изображение фараона Микерина (из его заупокойного храма в Гизе 27 в. до н. э.). У него мощное тело и спокойное округлое лицо под высокой царской короной. Он стоит между двумя женскими фигурами. Справа – богиня Хатор, слева богиня его родового ложа.  

        То, что фигура Микерина находится в центре группы, подчеркивает главенствующую роль царя. Кеглеобразная корона  и четкая вертикаль  его выдвинутой вперед левой  ноги   делают Микерина зрительно как  бы  выше богинь.

        Крепки и   полны жизненных сил эти три фигуры  из серо – зеленого  шифера. Уверенно  и твердо выступает обожествленный, прекрасный телом царь  в сопровождении родственных ему и оказывающих покровительство богинь. Ясными силуэтами рисуются  фигуры  на фоне оставленной  за их спинами  прямоугольной стены, части того каменного блока, из которого композиция высечена. Этот  прием – включение архитектурного элемента  - придает скульптурной группе  особо  строгую организованность и монументальность.

        В эпоху  Древнего царства, опять таки в единстве  с архитектурными формами, была создана и пирамидальная скульптурная композиция. Таковы  фигуры людей из числа рабовладельческой знати,  которые занимали ответственные должности писцов высокого ранга. Этих людей изображали сидящими со скрещенными ногами  и со свитком  папируса на коленях.

        Наиболее  значительным произведением в этой группе пластики является  известняковая раскрашенная статуя правителя  нома, представителя придворной знати, писца при особе фараона – Кан, так называемый «Луврский писец». Чрезвычайно остро переданы черты лица, формы головы и всей фигуры человека с вялыми мускулами, ведущего сидячий образ жизни. Главное же, что блестяще воплощает как бы застывшая в ожидании, напряженная

7

фигура этого человека, движение его приподнятой головы, устремленный вперед  и чуть вверх сосредоточенный взгляд,  руки на свитке папируса, одна из которых как бы сжимает тростниковое перо, - готовность принимать приказание фараона.

        Итак, своеобразие портретной пластики Древнего царства рождают следующие основные стилистические закономерности. Передача спокойных, устойчивых, даже величавых поз, воплощающих идею торжественного «предстояния перед вечностью». Создание фигур, идеализированных в физическом отношении, с лицами в разной степени индивидуализированными и выразительными, но всегда спокойно замкнутыми, лишенными эмоционального напряжения, как бы отрешенными от «преходящих земных страстей». Сходство статуй с оригиналами достигается также благодаря инкрустации их глаз (одновременно выразительной и декоративной), связанной с представлениями о магическом оживлении изображений при «переселении в них» души – двойника человека – «ка». Распределение всех частей скульптур, очерченных строгими силуэтами, уравновешенно по отношению к центральной их оси. Подчеркивание монументальности форм пластики, локальной, сдержанно декоративной раскраской. Некоторая тяжеловесность и приземистость пропорций статуй, плоскостность обработки их боков и тыльной стороны – результат их стилистической связи, а точнее – подчиненности характеру форм и пропорций архитектуры эпохи.

8

Рельефы и росписи.

        Для оформления царских заупокойных храмов и гробниц знатных людей создавали большое количество рельефов и росписей. В техническом отношении рельефы были  двух видов: очень низкие барельефы и слегка врезанные рельефы или контррельефы. Существовали также два вида настенных росписей: темперой по сухой поверхности или этой же техникой, но в сочетании с вкладками из цветных паст. Для расцвечивания рельефов и для росписей применяли минеральные краски: красную и желтую охры, зеленую – из тертого малахита, синюю – из тертого лазурита, белую – из известняка, черную – из сажи. Кисти изготовляли из травы.

        Рельефы и росписи имели одинаковые сюжеты.  Это владельцы гробниц за пиршественными столами, последовательно развертывающиеся сцены различных сельскохозяйственных работ в их поместьях и в ремесленных мастерских при их домах, сцены охоты, рыбной ловли а также процессии слуг с продуктами питания – наиболее желанными дарами для «вечной жизни».

        Композиция изображений на стенах была построчной, симметричной и уравновешенной.

        Принципы исполнения изображений на рельефах и в росписях – их небольшая высота или глубина, спокойная ритмика и последовательная метрика размещения определялись, как и в круглой скульптуре, подчиненностью их архитектуре, ее обобщенно ясным формам и силуэтам, приземистым пропорциям, относительно небольшим внутренним пространствам (помещениям). Смысловое же единство рельефов и росписей с иероглифическими надписями определяло двоякое их назначение: отвечать сути требований заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры. В связи с последним обстоятельством был найден и отработан целый ряд изобразительных средств. Это условное смысловое увеличение размера фигур царя или владельца гробницы. Совмещение в одном изображении нескольких точек зрения на предмет: например, воспроизведения стола в профиль, а всего, что находится на нем – сверху. Разнообразие движений, поз, поворотов наблюдается только в фигурах слуг, крестьян и

9

ремесленников, так как в этих случаях ясность, понятность того, что делает каждый персонаж, имела важное магическое культовое значение, как и в мелкой круглой пластике. Прекрасными образцами являются рельефы из гробниц Птаххотепа, Аххотепа, Ти и других вельмож в Саккара середины 3 тысячелетия до н. э. Например, декорацию, стройную, цельную по содержанию и высокому уровню художественного мастерства, образуют расписные рельефы в мастабе вельможи Ти. У входа на боковых плоскостях портала встречает дважды повторенная фигура Ти, стоящего в канонической позе с выдвинутой вперед правой ногой, опирающегося на посох. В разных отделениях мастаба рельефные изображения, их содержание и местоположение на стенах подчинены назначению каждого помещения. В погребальной камере вырезаны рельефы ритуального назначения, связанные с представлениями об обеспечивании пищей, повествующие о жизни в поместье Ти, включающие изображение перегона скота через реку, стада ослов с погонщиками, охоты Ти на Ниле вместе со слугами.

        Живо и разнообразно переданы позы животных, мягко пролеплены их  тела, складки кожи на мордах. Много динамики в движениях слуг за розничными занятиями. Всегда немеренно контрастно выделена в этом окружении фигура Ти. Стоит ли он или сидит, наблюдая за происходящим, поза его и все части его фигуры трактованы строго канонично, то есть наиболее статично и плоскостно.

        В полосах рельефов, на фоне, окрашенном голубовато – серым тоном, выделяется кирпично-красные и желтые фигуры людей, белые одежды, черные волосы и черные линии – струи воды, проведенные по голубому, зелень стеблей и листьев растений.

        При исполнении и размещении изображений в оформившихся канонизированных нормах передачи художники добивались не только силуэтной, пластической, но и большой красочной, световой декоративности всех композиций, органически включающих, кроме повествовательных элементов, также раскрашенные  иероглифические надписи.

        Таким образом, раскрывается неразрывная связь рельефных композиций с полосами иероглифических текстов. Все четко, все графично в этих рельефах. Тонкая моделировка вызывает лишь легкую игру теней на их

10

поверхности. Но рельеф и в этих случаях так мало возвышается над фоном, что никогда не теряет связи с ясным, четким силуэтным рисунком.

         Рельефные изображения преобладали в эпоху Древнего царства. Техника настенных росписей не была развита в такой же мере. По существу, росписи представляли собой подкраску, расцветку рельефов и подчинялись их стилистической структуре.

11

Заключение.

В эпоху Древнего царства сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались выразительные каноны, которые свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а так же тем, что было составной частью культа заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.

        Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Древнего царства ведущее положение, остальные виды искусства (скульптура, рельефы и росписи) дополняя ее, образовали единый неразрывный комплекс. Главной в архитектуре была масса, монументальность, статичность. Все это мы прослеживаем в гробницах и храмах. А скульптура, рельефы и росписи подчинялись объемам и формам архитектуры.        

Искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. В подвижном многообразии жизни египетская искусство искало не многих, но непреложных изобразительных формул. Оно выработало язык, отвечающий идее постоянства -  язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное (чего египетское искусство нисколько не чуждалось) – пастух доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия, установленной на века.

Искусство должно было ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным – видит ли кто – нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем – то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.    

12

Литература

  1. И. В. Бозунова – Пестрякова, Н. Ф. Флиттнер «История искусства зарубежных стран» изд. 3, М. 1979 г.
  2. Н.Л.Мальцева, М.Т.Кузьмина «История зарубежного искусства» М.1980 г.
  3. Р. Кинжалов «Шесть дней древнего мира» Лениздат 1989 г.
  4. В. М. Полевой, В. Ф. Мораузон «Популярная художественная энциклопедия» М. 1987 г.
  5. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» М. 1980 г.
  6. Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств» М. 1986 г.
  7. М.В.Алпатов, И. Н. Ростовцев, М. Г. Неглюдова «Искусство» М. 1969г.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии в 6 классе по теме: Конструирование юбки."

Разработка урока  для 6 класса по теме "Конструирование юбки"...

Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса

В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...

Методическая разработка открытого занятия на тему: изготовление арт-объекта "Мемориал" в честь 70-ти летия Дня Победы.

Творческая акция отделения дополнительного образования " Город мастеров "Победе посвящается!"...

Методическая разработка занятия «Виды и характеристика загрязнений водных объектов»

Ознакомление учащихся с видами загрязнений водных ресурсов и их отрицательным влиянием....

Методическая разработка занятия по теме: «Кукла-мотанка и кукла-закрутка»

Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка ...

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...