Рабочая программа кружка "Летопись родного края"
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_letopis_rodnogo_kraya.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

                  Утверждаю:

                                            Руководитель учреждения

                                              __________Т.Г.Першина

                                              Протокол совета учреждения

                                         от «__» _________20_ г.

Программа учебной дисциплины

Социальная педагогика

        Летопись родного края

3 года

10-12 лет

Исакова Галина Ивановна 

Пояснительная записка

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа.

      Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью.

     Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.

      Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует предмет литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.

     Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории,   культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании,

Основой для разработки данной программы послужили идеи О. А. Дураповой.

           Программа  рассчитана  на  три  года  обучения: дети 10 – 12 лет.

Для каждого класса подобраны такие произведения кубанских писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся, и перекликаются с программой по литературе, по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями дополняется тематическими материалами по кубановедению,   на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.    

Режим занятий

-  группа  занимается  3 раза  в  неделю  по  2  часа,  всего  за  год  144  часа, группа второго  и третьего года  обучения занимается  3  раза  в  неделю (3 раза  по  2  часа)  всего  за год  216 часов.

Возможные  изменения  в  режиме  занятий (  по  производственной  необходимости  или  по  согласованию  с  администрацией).

Цель работы: 

Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семье.  

Задачи 1-го года обучения:

  1. Познакомить с устным народным творчеством  Кубани.
  2. Развивать познавательный интерес и речевую культуру.
  3. Осуществлять нравственное воспитание через художественную литературу. Воспитание чувства любви к родному краю, бережное отношение к историческим знаниям.
  4. Изучать литературу кубанских писателей.
  5.  Обратить особое внимание на творчество писателей и поэтов родного района. 6. Воспитывать интерес через художественную литературу познавать и возрождать лучшие традиции народов Кубани.

Задачи 2–го года обучения:

1.Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.

2.Расширять литературный  кругозор учащихся, развивать интерес к литературе Кубани   прошлого и наших дней, формировать читательские потребности  и навыки  анализа и критической оценки литературных произведений.

3.  Воспитать патриотические чувства на примерах литературных героев.    

       Основные  дидактические  принципы  построения  программы

        При  обучении  использовать  следующие  методы:

        - сознательность  и  активность

        -  доступность

          -  систематичность

        -  наглядность  и прочность

Занятия  по  теоретическому  курсу  проводятся  в форме,  рассказа,  лекции,  беседы,  показа  портретов  писателей,  иллюстраций  из  книг.        

         При  обучении  используются  методы:

1.  Практические  методы:  экскурсии.

2.  Словесные  методы:  объяснения, чтение, рассказ, описания,  анализ,  замечание,  словесная  оценка…

3.  Методы  наглядного  воздействия: портреты,  плакаты,  выставки, рисунки, фотографии.

Основные направления деятельности по реализации программы:

1.        изучение уровня эрудированности детей в данном направлении;

2.        оказание помощи семье в разрешении проблем, связанных с ознакомлением истории родного края;

3.        формирование у детей и родителей осознанного, позитивного отношения к ознакомлению истории родного края;

4.        проведение диагностики по определению осведомлённости по данному направлению;

5.        формирование режима самоорганизации, саморазвития, самореализации;

6. организация массовых мероприятий для детей и родителей.

       Учебно – воспитательный процесс по данному направлению предполагает:        

         - теоретические занятия;

         - практические занятия;

        - индивидуальные занятия;

        - совместные занятия с воспитанниками других групп, родителями;

        - круглые столы, дискуссии, досуговые праздники.

Развивающие игры, викторины, просмотры фрагментов фильма, экскурсии.

                      Теоретическая подготовка:

               -изучение устного народного творчества Кубани;

  • изучение литературы кубанских писателей;
  • изучение творчества писателей своего района;
  •  познакомится с биографией и творчеством выдающихся деятелей культуры и просвещения Кубани;
  • Узнать как можно больше о представителях русской литературы побывавших на Кубани.

        Практические занятия:

              Практические занятия включают в себя:

  • экскурсии в музей М.Ю.Лермонтова в Тамани;
  •  экскрсия в литературный музей имени атамана Кухаренко;
  • встречи с казаками Полтавского куреня;
  • изучение быта кубанских казаков на примерах литературных произведений;  
  • встречи с писателями, поэтами, художниками Красноармейского района;
  • участие во всевозможных конкурсах по литературе;
  • посещение литературнх праздников.

                           Индивидуальные занятия:

                    Индивидуальные занятия включают в себя:

  • составить рассказ, написать сочинение о природе края, его жителях;  
  • придумать сказку – волшебную или бытовую;  
  • нарисовать  рисунки к прочитанным произведениям;
  • индивидуальные беседы с учащимися и их родителями по теме истории родного края, района, станицы.
  •  Подготовить рефераты: «М.Ю. Лермонтов в Тамани», «А.С. Пушкин на Кубани»…

                                        Учебно-тематический план занятий

1 года обучения

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

 Устное народное творчество

20

15

5

2.

 Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь.

24

18

6

3.

  Казачество в литературе XVIII-XIX веков

      20

15

5

4.

 Радетели родного края.

8

6

2

5.

 Кубань литературная

28

21

7

6.

Великая Отечественная война на Кубани.

       24

20

4

7.

 Земля отцов – моя земля.

20

15

5

Всего часов:

144

        Реферативное описание тем (1 год обучения):

Наименование тем

Реферативное описание темы

1.

 Устное народное творчество

 Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся познакомятся с казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах.

2.

 Ты Кубань, ты наша Родина, вековой наш богатырь.

 О далеком прошлом нашей Кубани. Кто-то здесь сделает для себя открытие, что в «Повести временных лет», и в «Слове о Полку Игореве» есть упоминание о нашей кубанской земле.

3.

 Казачество в литературе XVIII-XIX веков

 Казаки были героями произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя… Но интересно узнать, что первым автором, изобразившим казаков героями своих произведений следует считать выдающегося украинского поэта И.П. Котляровского.

4.

Радетели родного края.

 Из этого блока учащиеся узнают имена людей, которые способствовали рассвету Кубани – К.В. Россинский, Л.Г. Кухаренко, В.С. Вареник…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности.

5.

 Кубань литературная

 Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей.

6.

 Великая Отечественная война на Кубани.

 Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом.

7.

 Земля отцов – моя земля.

 В этом блоке учащиеся познакомятся с творчеством писателей и поэтов родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района.

Учебно – тематический план занятий

2 года обучения

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

 Устное народное творчество  

66

50

16

2.

 Великие писатели на Кубанской земле.

30

20

5

3.

 Радетели родного края.

18

12

6

4.

  Кубань литературная

48

41

7

5.

 Великая Отечественная война на Кубани.

36

28

8

6.

Земля отцов – моя земля.

18

12

6

Всего часов:

216

Реферативное описание тем (2 год обучения):

Наименование тем

Реферативное описание темы

1.

 Устное народное творчество  

 Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся продолжат знакомство казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах.

2.

 Великие писатели на Кубанской земле.

 На кубанской земле побывали многие русские писатели А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…Л.Н. Толстой не был на Кубани, но написал замечательную повесть «Казаки». В этом блоке учащиеся изучат произведения русских писателей, описавших жизнь казаков, природу Кубани.

3.

Радетели родного края.

Из этого блока учащиеся узнают имена людей, которые способствовали рассвету Кубани – К.В. Россинский, Л.Г. Кухаренко, В.С. Вареник…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности.

4.

 Кубань литературная

 Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей.

5.

 Великая Отечественная война на Кубани.

 Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом.

6.

 Земля отцов – моя земля.

 В этом блоке учащиеся продолжат знакомство с творчеством писателей и поэтов родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района.

Учебно – тематический план занятий

3 года обучения

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

 Устное народное творчество  

54

48

6

2.

 Великие писатели на Кубанской земле.

42

36

6

3.

 Радетели родного края.

36

30

 6

4.

  Кубань литературная

54

48

 6

5.

 Великая Отечественная война на Кубани.

24

18

6

6.

Земля отцов – моя земля.

6

4

2

Всего часов:

216

Реферативное описание тем (2 год обучения):

Наименование тем

Реферативное описание темы

1.

 Устное народное творчество  

 Искусство народа или фольклора – народное знание, народная мудрость, жизненно и прекрасно. Искусство, созданное народом, живет вечно. Учащиеся продолжат знакомство казачьими песнями, пословицами, поговорками, сказками, загадками. Узнают о тех, кто занимался собиранием материала по станицам края – фольклористах.

2.

 Великие писатели на Кубанской земле.

 На кубанской земле побывали многие русские писатели А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь…Л.Н. Толстой не был на Кубани, но написал замечательную повесть «Казаки». В этом блоке учащиеся продолжат знакомится с  произведениями русских писателей – М. Горького, А.И. Полежаева, В.Г. Короленко…, описавших жизнь казаков, природу Кубани.

3.

Радетели родного края.

Из этого блока учащиеся продолжат знакомится с именами людей, которые способствовали рассвету Кубани – В. С. Мова, Ф.А. Щербина, АВ.Д. Бигдай…Их имена достойны вечной нашей благодарности и доброй памяти, так как мы пользуемся плодами их творчества и подвижнической деятельности.

4.

 Кубань литературная

 Кубанская литература является составной частью русской литературы. Наши современники с большим интересом относятся к творчеству русских авторов – С. Макаровой, П. Ткаченко, И. Бойко…, но их вдохновителями явились природа Кубани, речь и характеры ее жителей.

5.

 Великая Отечественная война на Кубани.

 Нет ничего страшнее войны. Война разрушает, калечит человеческие жизни. Великая Отечественная война явилась испытанием для всего народа. Кубанские писатели и поэты пишут о страшных годах войн, возвышая героизм кубанцев в борьбе с врагом.

6.

 Земля отцов – моя земля.

 В этом блоке учащиеся продолжат знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников родного района. Строки, написанные нашими творцами – Н. Ивеншевым, И.Глазыриной, Е. Поздняковой…- близки и понятны каждому жителю района.

Ожидаемый результат:

(по окончании учебного курса воспитанники должны знать и уметь)

После первого года обучения

Знать

Уметь

 - устное народное творчество  Кубани;

- имена выдающихся деятелей культуры Кубани;

 - произведения кубанских писателей;

 - творчество великих русских писателей, посетивших Кубань.

- творчество писателей района.

 -охарактеризовать героев произведений;

- выделять особенности кубанского фольклора;

- писать сочинения по произведениям;

- составлять рассказы;

- художественное чтение стихотворений и произведений.

                          После второго года обучения

Знать

Уметь

   - произведения писателей Кубани;

   - произведения  русских писателей, писавших о казачестве;

  - к какому периоду относится творчество писателей;

- творчество писателей района.

 - ориентироваться в творчестве кубанских писателей;

- анализировать художественные произведения и стихотворения;

- давать полную характеристику героям произведений; - описать красоту кубанской природы, быт казаков…

        После третьего года обучения

Знать

Уметь

   - произведения писателей Кубани и района;

     - к какому периоду относится творчество писателей;

    - произведения о Великой Отечественной войне.

 - самостоятельно ориентироваться в мире кубанской литературы;

- выражать, прочитанное в творческих работах;

- показать особенности кубанской литературы.  

Контроль за выполнением задач программы  (1 год обучения):

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Ответственные

1

Посещение музея  М.Ю. Лермонтова в Тамани.

сентябрь

музей

М.Ю. Лермонтова в Тамани.        

Исакова Г.И.        

2

 Проведение литературного праздника «Казачьи сказки»

октябрь

СОШ № 9

Исакова Г.И.          

3

Проведение литературного путешествия «Великие люди – на великой земле».  

ноябрь

Библиотека СОШ № 9

Исакова Г.И.

Сергеенко Н.Н.  

5

  Проведение литературной гостиной на тему «Радетели земли кубанской».  

январь

СОШ № 9

Исакова Г.И  

7

 Проведение беседы за круглым столом на тему: «Кто они герои произведений кубанских писателей».

март

СОШ № 9

Исакова Г.И      

8

 Проведение читательской конференции на тему: «Война в произведениях кубанских писателей».

апрель

сельская библиотека

Исакова Г.И            

Елькина С.Б.

9

 Проведение поэтического часа на тему: «Творчество поэтов района»

май

СОШ № 9

Исакова Г.И            

Контроль за выполнением задач программы  (2 год обучения):

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Ответственные

1

 Проведение викторины «Сказка ложь, да в ней намек»

октябрь

СОШ № 9

Исакова Г.И            

 

2

Проведение литературно-исторического часа  «События давно минувших лет»  

ноябрь

Библиотека СОШ № 9

Исакова Г.И            

Сергеенко Н.Н.  

3

  Проведение литературной гостиной на тему « Тема казачества в произведениях великих писателей».  

январь

СОШ № 9

Исакова Г.И            

           

4

 Проведение  литературного часа на тему: «Благие дела достойных людей Кубани».  

март

СОШ № 9

Исакова Г.И            

           

5

 Проведение читательской конференции на тему: «Поэзия и проза кубанской литературы».

апрель

сельская библиотека

Исакова Г.И            

     

Елькина С.Б.

6

 Проведение конкурса чтецов    «Поэтические строки  о родном».  

май

СОШ № 9

Исакова Г.И            

     

 

Контроль за выполнением задач программы  (3 год обучения):

Мероприятие

Сроки

Место проведения

Ответственные

1

 Инсценировка кубанских сказок.

октябрь

СОШ № 9

Исакова Г.И            

 

2

Проведение литературно-исторического часа  «На Кубани будем жить».

ноябрь

Библиотека СОШ № 9

Исакова Г.И            

Сергеенко Н.Н.  

3

  Проведение литературного праздника « Кубань – песенный край».      

январь

СОШ № 9

Исакова Г.И            

   

4

 Проведение  литературного часа на тему: « Герои современных произведений».  

март

СОШ № 9

Исакова Г.И            

   

5

 Проведение читательской конференции на тему:

«Война в произведениях кубанских писателей»

апрель

сельская библиотека

Исакова Г.И            

     

Елькина С.Б.

6

 Проведение фестиваля творческих работ учащихся «Край родной»  

май

СОШ № 9

     

Исакова Г.И            

 

Методическое обеспечение программы:

(указать источники литературы)

1. Дурапова О.А. Учебная программа.

2.Бардадым В.П. Радетели земли кубанской .- Краснодар, 1998

3. Кубань литературная.- Краснодар,2002

4.  Писатели Кубани.- Краснодар,  2000.

5. Родное .- Краснодар, 2006

6. Краснодар – 2007)

7.Ситдикова Н.В. «Моя Кубань» (Ростов н/Д)

8.Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю» (Краснод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ономастика родного края"

Аңлатма язуы. Кешеләрнең  фикерләү  һәм  үзара  аңлашу-аралашу  чарасы булган телнең иң мөһим һәм төп лингвистик берәмлеге булып сүз санала. Сүзгә ,сүзлек хәзинәсен...

Программа кружка "Родной край"

Программа содержит пояснительную записку, учебный план, календарно-тематическое планирование, список литературы....

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

Образовательная программа "Изучаем родной край" для начальной школы

Тематическая образовательная программа «История родного края» предназначена для занятий краеведением с учащимися начальной школы. Разработана для учебных групп "Активисты школьного музея". Прграмма ра...

Образовательная программа "Знатоки родного края"

Изучение краеведения дает возможность привлечь учащихся к охране и бережному, уважительному отношению к памятникам истории и культуры, которые находятся непосредственно на территории скла, кожууна, ре...

Рабочая программа "История родного края", 5 класс

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края". План краеведческой работы  с учащимися 5 класса.Краеведческая работа предполагает изучение особенностей истории Саратов...

Авторская программа "Музыка родного края" по музыке для 4-го класса общеобразовательных школ г. Казани

Авторская программа "Музыка родного края" для учащихся 4-го класса общеобразовательных школ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного пр...