Рабочая программа по технологии ( мальчики) 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Голоктионов Вячеслав Иванович

Данная программа предназначена для учителя технологии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tekhnologii_6_klass.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

Рузаевского муниципального района

          

Рассмотрена и одобрена на       Рассмотрена и одобрена на               Утверждена                            заседании методического         заседании научно-                       руководителем                 объединения                      методического совета                  образовательного

Руководитель МО________      Руководитель НМС_________          учреждения ________         Косырева Ю.А../                 /Сарайкина О.В./                        /Сарайкина О.В.                  «___»___________20____г.      «____»__________20____г.             «_____»___________20___г.                                

               

Рабочая программа  

учебного курса «Технология»

в 6 классе

(вторая ступень обучения)

                                                           Составитель:                                                                                                                                                                                                            Голоктионов В.И.                                                                                                                      учитель технологии                                                                                              первая квалификационная категория

2013 г.

                                                                                                                                                                Пояснительная записка

1.        Цель изучения учебного предмета

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения технологии на ступени основного образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Целями образовательной области «Технология» в основной школе являются: формирование у школьников технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и прикладной творческой деятельности, социально-трудовая адаптация обучающихся на основе профессионального самоопределения.

2.        Общая характеристика предмета

Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе, 5-7 классах технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Рабочей программой предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

        технологическая культура производства;

        распространенные технологии современного производства;

        культура, эргономика и эстетика труда;

        получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

        основы черчения, графики, дизайна;

        элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

        знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

        влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

        методы технической, творческой, проектной деятельности;

        история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно- практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2010 г., авторы программы: В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев.

Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводится два часа учебных занятий при продолжительности учебного года в 35 недель.

Базовыми для программы являются разделы «Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения», «Технология создания изделий из металлов», «Технология ведения дома», «Творческие проекты».

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Проверка результатов обучения имеет место на всех этапах (по карточкам, тестам, защита творческих проектов).

Ввиду того, что в школе отсутствует токарный станок для обработки древесины, часы отведённые на изучение этой темы были внесены мною в творческий проект.

1.        Место учебного предмета в базисном учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность – профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая – должна осуществляться технологически, т. е. таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

Искусственная среда – техносфера – опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

2.        Требования к результатам обучения

В результате обучения учащиеся овладевают:        

        трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их функциональными и эстетическими свойствами;

        умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности, составлять профессиональные планы;

        навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность познакомиться:

        с основными технологическими понятиями и характеристиками;

        с назначением и технологическими свойствами материалов;

        с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений;

        с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

        со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Результаты изучения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.  

Общие результаты технологического образования состоят:

        в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

        в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности.

Изучение технологии призвано обеспечить:

        становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико–технологические знания;

        развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

        формирование у молодых людей системы социальных ценностей;

        приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности.

 Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

        проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

        выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

        развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

        овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

        самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

        становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

        планирование образовательной и профессиональной карьеры;

        осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

        бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

        готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

        проявление технико–технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

        самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения учащимся основной школы курса «Технология»  являются:

        алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

        определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

        комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

        проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

        поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

        самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

        виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико–технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

        выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

        выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

        использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость;

        согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

        объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым                критериям и показателям;

        обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

        соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

        соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

        рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

        оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

        ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

        владение алгоритмами и  методами решения организационных и технико-технологических задач;

        классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

        распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

        владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

        применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

        владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

        применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

        планирование технологического процесса и процесса труда;

        подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

        проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

        подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

        проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

        выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

        соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

        соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

        обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

        выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

        подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

        контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

        выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

        документирование результатов труда и проектной деятельности;

        расчет себестоимости продукта труда;

        примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

        оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

        оценивание своей способности и готовности к пред принимательской деятельности;

        выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

        выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

        согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

        осознание ответственности за качество результатов труда;

        наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

        стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

        дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

        моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

        разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

        эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

        рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

        формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

        выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

        оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

        публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

        разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

        потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

        развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

        достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

        соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту,  с учетом технологических требований;

        сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

Тематическое планирование по дисциплине «Технология» 6 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные  и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

1.

Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

16

-

-

-

2.

Технология художественно-прикладной обработки материалов

10

3.

Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

-

-

4.

Технологии домашнего хозяйства

8

-

-

-

5.

Творческий проект

14

Итого

70

-

-

Тематическое планирование по дисциплине «Технология» 6 класс

 Содержание программы

Технология создания изделий из древесины (16 ч)

                               

     Заготовка древесины, пороки древесины (2 ч)

    Лесная промышленность. Деревообрабатывающая промышленность. Виды продукции из древесины. Лесоматериалы. Выбор формы, материала и размеров заготовки с учетом пороков древесины. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты. Охрана труда в мастерских.

Практическая работа:

- распознавание пороков древесины.

Основные понятия темы: лесная и деревообрабатывающая промышленность; лесхозы, лесничества; рабочие профессии: рамщик, станочник, плотник, вальщик леса; лесоматериал; хлыст, комель, вершина, пороки древесины: сучки, косослой, свилеватость, трещины, рак, гниль, червоточина..

Учащиеся должны знать: виды пороков древесины и причины их происхождения,

 рабочие профессии в лесной промышленности; виды продукции, получаемой в лесхозах, инструменты для измерения лесоматериалов,

Учащиеся должны уметь: различать пороки древесины; составлять технологические карты на изготовление изделия из древесины, выполнять измерения и вычисления лесоматериалов.

Свойства древесины (2 ч)

    Физические свойства древесины. Механические свойства древесины. Сушка древесины.

Практическая работа:

- исследование плотности древесины.

- исследование влажности древесины.

Основные понятия темы: свойства древесины: физические (плотность, влажность), механические  (твёрдость, прочность, упругость); сушка древесины.

Учащиеся должны знать: физические и механические свойства древесины, способы сушки древесины.

Учащиеся должны уметь: определять плотность и влажность древесины, отличать упругость древесины от её прочности.

Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия (2 ч)

    Общие требования ГОСТ ЕСКД, предъявляемые к чертежам. Выбор видов на чертежах призматических деталей. Нанесение размеров на чертеже.

Практическая работа:

- выполнение эскиза или чертежа детали из древесины. Чтение сборочного чертежа.

Основные понятия темы: формы деталей: призматическая, цилиндрическая, коническая; сборочный чертеж, основная надпись, габаритные размеры, сборочная единица, спецификация.

Учащиеся должны знать: размеры на чертеже детали призматической формы и формы вращения, понятие сборочный чертеж, размеры сборочного чертежа.

Учащиеся должны уметь: выполнять чертежи (эскизы) деталей в выбранном масштабе, читать и выполнять сборочный чертеж, составлять спецификацию.

Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей (2 ч)

    Технологическая карта изготовления изделия из древесины.

Практическая работа:

- разработка технологической карты изготовления детали из древесины.

Основные понятия темы: маршрутная карта, операционная карта, технологическая карта.

Учащиеся должны знать: понятие деталировка, технологическая карта, этапы технологического процесса.

Учащиеся должны уметь: разрабатывать технологическую карту изготовления детали из древесины.

Технология соединения брусков из древесины (2 ч)

    Виды соединения брусков. Соединения в половину толщины бруска. Разметка брусков. Выпиливание, склеивание и обработка склеиваемых брусков.

Практическая работа:

- изготовление изделия из древесины с соединением брусков внакладку.

Основные понятия темы: соединение брусков: ступенчатое, врезкой, в половину толщины бруска; столярная стамеска, шкант.

Учащиеся должны знать: технологические приемы и последовательность выполнения работы, набор инструментов, правила безопасной работы при соединении деталей.

Учащиеся должны уметь: выполнять разметку, пользоваться инструментом и приспособлениями при соединении деталей.

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей                       ручным инструментом (2 ч)

    Изготовления детали цилиндрической формы ручным инструментом. Контроль диаметра круглой детали.

Практическая работа:

-изготовление деталей, имеющих цилиндрическую и коническую форму.

Основные понятия темы: восьмигранник; шлифование; кронциркуль.

Учащиеся должны знать: последовательность изготовления детали цилиндрической формы ручным инструментом.

Учащиеся должны уметь: составлять маршрутную карту на изготовление детали цилиндрической и конической формы, пользоваться кронциркулем.

Устройство токарного станка по обработке древесины (2 ч)

   Токарный станок по дереву как технологическая машина. Основные части станка и их назначение. Принцип работы станков токарной группы. Операции, выполняемые на токарном станке по дереву. Кинематическая схема станка и ее чтение.

Лабораторно-практическая работа:

- изучение устройства токарного станка для обработки древесины.        

Основные понятия темы: токарный станок, передняя бабка, задняя бабка, подручник с кареткой, патрон, планшайба, трезубец; точение: продольное, поперечное, продольно-поперечное.

Учащиеся должны знать: назначение и основные части токарного станка, правила безопасности при работе на токарном станке.

Учащиеся должны уметь: пользоваться измерительными инструментами, закреплять заготовки на станке.

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями (2 ч)

    Отделка поверхностей детали. Эстетические требования к отделке изделия.

Практическая работа:

- окрашивание изделий из древесины красками.

Основные понятия темы: краска, растворитель, олифа, шпатлевка, кисть, валик.

Учащиеся должны знать: технологию получения лакокрасочных материалов, способы отделки поверхностей деталей, инструменты для окрашивания изделия, правила безопасной работы.

Учащиеся должны уметь: выполнять простейшие способы окрашивания готового изделия из древесины.

Технология художественно – прикладной обработки материалов ()

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву и технология их выполнения (10 ч)

    Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая резьба).

    Материалы, применяемые для резьбы по дереву; условия их выбора. Подготовка материала.

    Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

    Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента.

    Особенности техники контурной резьбы (ознакомление).

    Профессия резчика по дереву.

Практическая работа:

- художественная резьба по древесине.

Основные понятия темы: резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, контурная, прорезная, накладная); стамески для резьбы по древесине, плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик, разметка рисунка.

Учащиеся должны знать: виды резьбы, материалы, применяемые для резьбы по дереву, условия их выбора, оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву, элементы геометрической резьбы, подготовка заготовки к резьбе.

Учащиеся должны уметь: выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий, подготавливать поверхности изделия под художественную обработку, осуществлять художественную отделку поверхности изделия геометрической резьбой.

Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов ( 22 ч)

Элементы машиноведения. Составные части машин (2 ч)

    Понятие о машине и механизме. Классификация машин. Виды технологических машин. Составные части машин в зависимости от их функционального назначения: механизмы двигателей и преобразователи; исполнительные механизмы; механизмы управления, контроля и регулирования; механизмы подачи, транспортировки, сортировки. Графическое изображение механизмов передач.

Практическая работа:

- изучение составных частей машин.

Основные понятия темы: двигатель, передаточный механизм, исполнительный механизм, передача (зубчатая, ременная, зубчато-реечная, цепная), стойка, звено (ведущее, ведомое), шпонка, шлиц.

Учащиеся должны знать: виды технологических машин, составные части машин.

Учащиеся должны уметь: различать составные части машин, выполнять чертеж кинематической схемы передаточного механизма в ручной дрели.

Свойства чёрных и цветных металлов. Сортовой прокат (4 ч)

   Черные металлы – стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой).

Практические работы: 

  - ознакомление со свойствами металлов и сплавов;

  - ознакомление с видами сортового проката.

Основные понятия темы: черные и цветные металлы, свойства металлов: механические (прочность, твердость, упругость, пластичность), технологические (ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость, свариваемость, коррозионная стойкость); конструкционная и инструментальная сталь, чугун, медь, алюминий, латунь, бронза, дюралюминий; сортовой прокат, профиль проката.

Учащиеся должны знать: механические и технологические свойства металлов и сплавов; профили сортового проката.

Учащиеся должны уметь: определять по цвету образцы металлов и сплавов.

Чертежи деталей из сортового проката (2 ч)

     Сборочный чертеж. Приспособление для изготовления деталей из сортового проката. Чтение сборочного чертежа.

Практические работы: 

- чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката.

Основные понятия темы: сборочный чертеж, чтение сборочного чертежа.

Учащиеся должны знать: определение сборочный чертеж, размеры на сборочном чертеже, правила чтения сборочного чертежа.

Учащиеся должны уметь: читать и выполнять чертежи деталей из сортового проката.

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля (4 ч)

    Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем.

Практические работы: 

- измерение размеров деталей штангенциркулем.

Основные понятия темы: штангенциркуль, нониус; контролер станочных и слесарных работ.

Учащиеся должны знать: основные части штангенциркуля, точность измерения, правила обращения со штангенциркулем.

Учащиеся должны уметь: пользоваться штангенциркулем, выполнять вычисления.

Технология изготовления изделий из сортового проката (2 ч)

    Изделия из сотового проката. Технологический процесс как часть производственного процесса. Слесарные операции в процессе изготовления изделий. Технологическая карта.

 Практические работы: 

- разработка технологических карт изготовления изделий из сортового проката

Основные понятия темы: производственный процесс, технологический процесс, технологическая операция, технологическая карта; слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик.

Учащиеся должны знать: определение производственный и технологический процесс, технологическая карта, последовательность операций в технологической карте.

Учащиеся должны уметь: разрабатывать технологическую карту будущего изделия.

Рубка и резание металла ножовкой (4 ч)

    Назначение и устройство зубила. Приемы работы на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла.

    Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой.

Практические работы: 

- рубка заготовок в тисках и на плите;

- резание металла слесарной ножовкой.

Основные понятия темы: рубка металла, зубило, кистевой удар, локтевой удар, плечевой удар, рубка в тисках и на плите; слесарная ножовка, рамка, ножовочное полотно, хвостовик с ручкой, механическая ножовка.

Учащиеся должны знать: назначение и устройство зубила и слесарной ножовки, приемы работы на плите и в тисках, правила безопасности при рубке и резании металла.

Учащиеся должны уметь: пользоваться слесарным инструментом при рубке и резании металла.

Опиливание заготовок из сортового проката (2 ч)

    Основные части напильника. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 90 ̊. Приемы обработки криволинейных поверхностей.

    Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания.

Практические работы: 

- опиливание заготовок из сортового проката;

Основные понятия темы: опиливание, напильники (драчовые, личные, бархатные); формы насечек: одинарная, двойная, рашпильная; надфиль; опиливание поперечным, перекрестным и круговым штрихом; штангенциркуль, нониус: контролер станочных и слесарных работ.        

Учащиеся должны знать: основные части и виды напильника, способы опиливания плоских и криволинейных поверхностей; устройство штангенциркуля и приемы измерений; правила обращения со штангенциркулем.

Учащиеся должны уметь: пользоваться штангенциркулем.

Сборка и отделка изделия (2 ч)

    Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками.

    Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями.

Практическая работа: 

- отделка поверхностей изделий.

Основные понятия темы: отделка, декоративное и антикоррозионное покрытие, воронение; лудильщик, гальваник, металлизатор.

Учащиеся должны знать: виды и способы отделки изделий из металла, рабочие профессии, правила безопасной работы по окраске металлических изделий.

Учащиеся должны уметь: готовить поверхность изделия из металла к покраске, пользоваться инструментом и масляными красками или эмалями.

Технология домашнего хозяйства (8 ч)

Закрепление настенных предметов (2 ч)

    Закрепление настенных предметов. Способы крепления. Инструменты для пробивания отверстий в кирпичной или бетонной стене.

    Установка форточных, оконных и дверных петель. Устройство петель. Схема установки петель. Крепление петель при навешивании дверей.

Практические работы: 

- пробивание (сверление) отверстий в стене, установка крепежных деталей;

Основные понятия темы: пробойник, шлямбур, дюбель.

 Учащиеся должны знать: способы крепления настенных предметов, свойства материалов, правила безопасной работы при выполнении крепежных работ.                                                                                    Учащиеся должны уметь: пользоваться инструментом при выполнении крепежных работ.

Основы технологии оклейки помещений обоями (2 ч)

    Виды обоев. Технология оклеивания стен обоями.

Практическая работа:

- изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений.

Основные понятия темы: обои на бумажной основе, флизелиновые обои, текстильные, самоклеящиеся обои, стеклообои; филёнка, бордюр, фриз, гобелен.

Учащиеся должны знать: виды обоев, отличие бордюр от фриза, от гобелена; последовательность оклейки стен обоями.

Учащиеся должны уметь: выбирать по образцам обои для гостиной или детской комнаты, выбирать соответствующий обойный клей, отмечать на стене вертикальную линию с помощью отвеса, наклеивать обои (на лабораторном стенде) .

Простейший ремонт сантехнического оборудования (2 ч)

    Водопроводные краны. Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания крана. Ремонт крана.

Практическая работа:

- изучение и ремонт смесителя и вентильной головки.

Основные понятия темы: водопроводный кран, смеситель, вентильная головка, слесарь-сантехник.

Учащиеся должны знать: конструкцию сантехнических устройств, виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения, правила проведения сантехнических работ.

Учащиеся должны уметь: производить простейший ремонт сантехнического оборудования.

Основы технологии штукатурных работ (2 ч)

   Виды вяжущих материалов, используемых в строительстве (известь, глина, гипс, цемент). Понятие о штукатурном растворе. Приготовление растворов в домашних условиях. Инструмент и приспособления для штукатурных работ. Технология штукатурных и ремонтных работ. Знакомство с различными приемами нанесения раствора на стену, его разравнивания и заглаживания.                             Практическая работа:

- выполнение штукатурных работ.                                                       Основные понятия темы: штукатурка, вяжущие материалы, заполнитель, цементный (штукатурный) раствор; штукатурная лопатка, отрезовка, терка, скребок.               Учащиеся должны знать: материалы для приготовления штукатурных растворов, способы приготовления цементного раствора, инструменты для выполнения штукатурных работ.

Учащиеся должны уметь:  самостоятельно составлять план ремонта, готовить раствор,  пользоваться инструментом для выполнения штукатурных работ.

Творческие проекты (14 ч)

    Техническая эстетика изделия. Основные требования к проектированию изделий. Элементы конструирования.

Практическая работа:

- выполнение творческого проекта.

Основные понятия темы: техническая эстетика, золотое сечение; технологичность, экономичность, безопасность, экологичность; фокальный объект, фокус.

Учащиеся должны знать: определение золотого сечения, основные требования к проектированию изделий.

Учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять творческие проекты.

Календарно-тематический план        

№ п/п

Наименование разделов и тем

        Вид занятия        

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятий

6 «А»      6 «Б»

план

факт

Требования к творческому проекту

2

Практическая работа

Раздел I Технология ручной обработки древесины и древесных материалов

16

1.1

Заготовка древесины, пороки древесины Инструктаж по охране труда

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

1.2

Свойства древесины

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

1.3

Чертёж детали из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных частей изделия

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.4

Технологическая карта – основной документ для изготовления деталей

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.5

Технология соединения брусков из древесины

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.6

Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.7

Устройство токарного станка по обработке древесины

Комбинированный урок

2

Практическая работа

1.8

Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Раздел II. Технология художественно-прикладной обработки материалов

10

2.1

Художественная обработка древесины. Резьба по дереву

Комбинированный урок

2

Практическая работа

2.2

Виды резьбы по дереву и технология их выполнения

Комбинированный урок

8

Практическая работа

Раздел III. Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов

22

3.1

Элементы машиноведения. Составные части машин

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.2

Свойства черных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

3.3

Сортовой прокат

Комбинированный урок

2

Лабораторно-  практическая работа

3.4

Чертежи деталей из сортового проката

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.5

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля

Комбинированный урок

4

Практическая работа

3.6

Технология изготовление изделий из сортового проката

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.7

Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.8

Рубка металла

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.9

Опиливание заготовки из металла и пластмассы

Комбинированный урок

2

Практическая работа

3.10

Отделка изделий из металла и пластмассы

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Раздел IV. Технологии домашнего хозяйства

8

4.1

Закрепление настенных предметов

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.2

Основы технологии штукатурных работ

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.3

Основы технологии оклейки помещений обоями

Комбинированный урок

2

Практическая работа

4.4

Простейший ремонт сантехнического оборудования

Комбинированный урок

2

Практическая работа

Творческий проект

12

Итого

70

Материально-техническое обеспечение предмета «Технология»

Перечень оборудования

  1. Верстаки (столярные) – 10 шт.
  2. Верстаки (слесарные) – 4 шт.
  3. Тиски – 4 шт.

Перечень наглядных и дидактических материалов

  1. Плакаты:

- «Получение прямоугольного одинарного шипового соединения»;

- «Изготовление призматической детали из древесины»;

- «Изготовление детали круглого сечения из древесины»;

- «Соединение на гвоздях».

Основная учебно-методическая литература

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - Москва.: Просвещение, 2008.
  2. Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.:  Вентана-Граф, 2008.
  3. Технология. 6 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко /авт.-сост. Ю.П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007.

Дополнительная учебно-методическая литература и источники

1. Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроке: рекомендации, конспекты уроков /авт.-сост. С.П. Шурунов. – Волгоград: Учитель, 2012.

2. Технология. 5-11 классы. Обслуживающий и технический труд: задания для подготовки к олимпиадам / авт.- сост. В.П. Шачкова/. – Волгоград: Учитель, 2011.

3. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности /авт.-сост. О.А. Нессонова и др./ - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Коллекция ссылок по трудовому обучению на сайте "Все образование".                  5. Страница трудового обучения на сайте Московского комитета образования.

   6. Учебно-методические материалы по трудовому обучению на сервере List.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко

Рабочая программа по технологии,5 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...

Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко

Рабочая программа по технологии,6 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко...

Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко

Рабочая программа по технологии,9 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко. 1 час в неделю,34 часа за год...

Рабочая программа по технологии,8 класс, мальчики, учебник В.Д.Симоненко

Рабочая программа  по технологии, мальчики, с модулем "Краеведение" 2 часа в неделю, 68 часов за год....

Рабочая программа по технологии. 5 класс. Мальчики

Данная программа предназначена для учителей технологии работающих в 5 классе...

Рабочая программа по технологии 8 класс (мальчики)

Рабочая прграмма по технологии для 8 класса, которая включает  ИКТ и  краеведение Тверского края...