Мастер-класс по изготовлению древних славянских кукол
учебно-методический материал по технологии на тему

   В последние годы уделяется большое внимание изучению, возрождению, пропаганде угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства – неотъемлемой части национальной культуры, что влияет на формирование личности. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с природным материалом, лоскутом, обрезками кожи.

Мастер-класс направлен на достижение личностных результатов, включающих готовность и способность учителей к саморазвитию, освоению универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), формирование навыков жизненного опыта. Мастер-класс нацелен на воспитание активной творческой личности, способной самостоятельно организовать трудовую деятельность; развитие интереса к народному творчеству, традициям России.

   В процессе изготовления кукол развиваются навыки бережливости, экономии расхода материалов, а также воспитывается культура труда. Основное внимание и время отводится практической работе, правилам безопасности труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vepskaya_kukla.docx11.91 КБ
Файл veretennitsa.docx10.71 КБ
Файл kratkoe_opisanie_tem.docx14.48 КБ
Файл kubyshka.docx12.02 КБ
Файл kukla.docx10.84 КБ
Файл kukolka_na_schaste.docx12.85 КБ
Файл mku.docx12.24 КБ
Файл soderzhanie.docx21.22 КБ
Файл tulskaya_barynya.docx12.36 КБ
Файл formy_i_rezhim_zanyatiy.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

              Кукла «Богомолица»

   Оберег для беременных женщин. Маленького размера , вешать на шею.

Технология изготовления

  1. Скручивают плотную ткань шириной 5-6 см., длиной 10-12 см.,  связывают получившееся бревнышко.
  2. Делают маленький кулечек в диаметре не более 2-х см. соединяют его с бревнышком, отделяют два уголка на ручки Покрывают голову платочком, привязывают его.
  3. Туго привязывают две грудки, направляя ручки вверх. Делают обереговый крест вокруг груди.
  4. Сарафан лицевой стороной закручивают вокруг туловища и завязывают на линии груди, отворачивают его, украшают фартушком.
  5. Скручивают из ниток пояс, привязывают его вокруг талии ниже груди.
  6. Украсить тесемку или нитку бусиками, привязать ее к ручкам и носить оберег на шее.



Предварительный просмотр:

             Веретенница-хороводница

   Девочке в 3 года давали в ручки эту куклу. Она ее вращала и кожа на пальчиках затвердевала. Это была подготовка для работы за прялкой, когда ребенок подрастет.

Технология изготовления

   Три  круга ткани разного размера один меньше другого складываются вместе. В середину вставляется кусочек ватки. Сворачиваются юбки пополам и обжимаются с одной и с другой стороны вокруг палочки и прочно завязываются.

   Светлым лоскутом делается головка и ручки, украшается фартучком. На головку завязывается повойник, а затем платочек на шее или под мышками.



Предварительный просмотр:

                           Краткое описание тем.

                     Учебно-тематический план.

п\п

                             Тема

Теор. часы

Практ. часы

Общ. кол-во

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Древние традиции русского народа в  изготовлении и использовании кукол.

Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, клеем… Подготовка материала.

2

2

3.

Изготовление куколки «Счастье»:

а) заготовка деталей;

б) практическое выполнение куклы.

1

3

4

4.

Изготовление куклы «Веретеница-хороводница»:

а) подготовка материала, деталей кроя;

б) технология изготовления куклы;

в) практическое выполнение куклы.

1

1

4

6

5.

Кукла «Подорожная».

Подготовка деталей кроя и технология изготовления.

1

2

3

6.

«Кубышка-травница»:

а) история создания куклы;

б) заготовка деталей;

в) технология изготовления куклы.

1

1

5

7

7.

Вепская кукла «Богомолица»:

а) теория и заготовка деталей кроя;

б) практическое выполнение.

1

 

5  

6

8.

«Тульская барыня»:

а) история создания куклы, заготовка деталей кроя;

б) изготовление куклы.

1

 

5  

6

9.

Куколки Петр и Февронья»

Практическое выполнение кукол.

3

3

10.

Куколка Пасха»:

а) история создания куклы;

б) заготовка деталей кроя;

в) практическое изготовление куклы.

1

1

6

8

11.

Куклы Ванечка и Манечка»:

а) заготовка деталей кроя;

б) вышивка головок кукол;

в) практическое изготовление кукол.

1

2

3

6

12

Кукла «Санница»:

а) заготовка деталей кроя;

б) выполнение куклы.

2

6

8

Итого:

61 час.



Предварительный просмотр:

                   Кубышка-травница

   Детская обереговая кукла, чтобы ребенок не болел, был спокоен.

   В платок завязывали душистые травы.

   Если ребенок был беспокоен—мелисса.

   Если у малыша простудные заболевания—зверобой, сосновые шишки. Можно набивать куклу сеном, туго завязывая кульки, вкладывая их друг в друга.

Технология изготовления

  1. Маленький кулек из светлой ткани (12х12) завязывают, чтобы головка получилась в диаметре не более 2,5 см. Два уголка отводим для ручек.
  2. В цветной кусок ткани 20-25 см. в диаметре закладывают траву, туго завязывают.
  3. Большой кулек вкладывают в маленький (головка) и туго скручивают.
  4. Делают два маленьких узелка (груди) и привязывают их по линии талии, делают ручки.
  5. Привязывают фартук, украшают его.
  6. Завязывают обереговый крест.
  7. На голову завязывают повойник и платок на шею.


Предварительный просмотр:

                 Кукла «Подорожная»

                   

   Подобные куколки делались у всех славян.

   Изготовлялась тогда, когда любимый человек уходил надолго из дома (на войну, на заработки и т.п.).

   Женщина завязывала в уголок котомки маленькую куколку, которая должна была оберечь мужа от всевозможных неприятностей на работе.

   Набивалась она волосами из косы жены, в узелок куклы клали несколько зернышек пшеницы (чтобы всегда был хлеб) и землю из-под порога или уголек с очага, чтобы вернулся домой обратно.

Технология изготовления

   Два узелка навстречу друг другу туго связывают, делают ручки, завязывают платок. Надевают сарафан и фартучек. В руки дают узелочек с  зернышками или землей. Куколка должна быть маленькой, помещаться на ладошке.



Предварительный просмотр:

               «Куколка на счастье»

 Имеет 3 значения:

  1. Девушки на выданье делали эту куколку, вешали на деревья, кусты возле дома, чтобы пришла скорее весна. Наводили порядок во дворе, в доме, ожидая сватов.
  2. Девочке, которой разрешалось ходить на вечерки, делали эту куклу, чтобы помогала в рукоделии и оберегала от соблазнов.
  3. Подарок в отдарок. Нежданным гостям дарят куколку на счастье.

Технология изготовления

  1. Скручиваем ножки из кусков ткани 15-16 кв.см.
  2. Завязываем красной веревочкой вокруг скрутки.
  3. Обуваем ножки кусочками ткани (можно применить иглу).
  4. В вырезанную белую ткань (12х12)  по косине , заворачиваем кусочек ватки на голову. Складываем пополам ножки, прикладываем к месту головки, два уголка ткани отводим в стороны для ручек, два оставшихся уголка ткани заворачиваем на ножки и крепко стягиваем по месту шеи крепкой веревкой.
  5. Делаем ручки, складывая их треугольником и на конце стягивая ниткой. Они должны торчать вверх.
  6. Красочный кусок ткани (10х10) прикладываем к туловищу в сторону головы и завязываем по линии пояса. Отворачиваем вниз, получился сарафан.
  7. Прикладываем фартук и тесемкой крест на крест завязываем на груди—это обереговый крест.
  8. Для волос подойдут любые нитки для вязания. Наматываем их 15-20 оборотов на локоть, отрезаем с локтя, раскладываем. Еще один оборот ниток на локте отрезаем и делим на две части. Одной частью ниток не очень туго и не слабо посередине перевязываем волосы (нитки), накладываем их на голову куклы, притягиваем к туловищу и привязываем на месте шеи.
  9. Пасмы разрезаются внизу и заплетаются в очень тугую косичку, завязываем бантиком.
  10. Голову украшаем веночком…



Предварительный просмотр:

              МКУ «Научно-методический центр города Курска»

             МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

              МАСТЕР-КЛАСС

                         «Изготовление славянских кукол»

        Учитель технологии высшей квалификационной

        категории Цеменко Людмила Григорьевна

                                                         Методист МКУ «Научно-методический

        центр г. Курска  Леонова Л.Э.

               2014год

                     2014год



Предварительный просмотр:

                                Содержание

   Мастер-класс предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

   -  здоровьесберегающей;

   -  проектно-исследовательской;

   -  информационно-коммуникативной;

   -  личностно-ориентированной;

   -  технологии творческого развития.

   Для успешной реализации мастер-класса используются методы и формы:

   -  словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог);

   -  наглядный (фотографии, демонстрация изделий);

   -  практический (упражнения, тренировка навыков, изготовление куклы);

   -  стимулирование (поощрение, замечание, выставка работ).

   Цели мастер-класса: содействовать развитию творческого потенциала учителей (обучающихся), реализация творческой направленности в области декоративно-прикладного творчества посредством приобщения к искусству изготовления славянских кукол.

   Задачи мастер-класса:

обучающие:

   -  формирование познавательного интереса к изучению древних традиций русского народа в изготовлении кукол;

   -  приобретение знаний, умений и навыков в изготовлении древних славянских кукол;

воспитательные:

   -  формирование общей культуры личности, ответственности за воспитание будущего поколения;

   -  воспитание гордости и уважения к традициям своих предков (славян);

   -  воспитание духовной нравственности посредством изучения народных ремесел на уроках и внеурочной деятельности по предмету технология;

развивающие:

   -  развивать и совершенствовать природные способности каждого учителя;

   -  познакомить учителей с древними традициями славян в изготовлении кукол;

   -  ознакомить с технологией изготовления народных кукол, их историей;

   -  создать творческую атмосферу для совместного поиска художественного образа и оригинального воплощения в изготовлении куклы «Кубышка-травница», «Подорожная»;

   -  создавать условия для профессионального совершенствования учителя;

   -  формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

                   

                                    Пояснительная записка

   В последние годы уделяется большое внимание изучению, возрождению, пропаганде угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства – неотъемлемой части национальной культуры, что влияет на формирование личности. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с природным материалом, лоскутом, обрезками кожи.

Мастер-класс направлен на достижение личностных результатов, включающих готовность и способность учителей к саморазвитию, освоению универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), формирование навыков жизненного опыта. Мастер-класс нацелен на воспитание активной творческой личности, способной самостоятельно организовать трудовую деятельность; развитие интереса к народному творчеству, традициям России.

   В процессе изготовления кукол развиваются навыки бережливости, экономии расхода материалов, а также воспитывается культура труда. Основное внимание и время отводится практической работе, правилам безопасности труда.

   Оборудование и        -ножницы, лоскут, хлопчатобумажная тесьма,

    материалы        ленты, нитки, сено (трава), синтепон.

   Наглядность        - карточки:    План занятия.

          Технология изготовления кукол

             «Кубышка-травница», «Подорожная».

           История их изготовления и применения.

        - чертежи-выкройки на кукол «Кубышка-травница»,

           «Подорожная»;

        -  образцы кукол.

                                             План занятия

  1. Беседа об изготовлении кукол из лоскута в крестьянском быту, значение их и история каждой куклы (4мин.).
  2. Вводный инструктаж к началу работы (правила техники безопасности) (1мин.).
  3. Технология выполнения игрушек. Подбор ткани. Демонстрация приемов эффектной работы (1мин.).
  4. Практическое выполнение игрушки. Проведение консультации, организация самостоятельной работы учителей, управление ею (35мин.).
  5. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
  6. Заключительное слово по всем замечаниям и предложениям.

                              Представление мастер-класса

                       Тема: «Изготовление славянских кукол».

   Принято считать, что славяне до крещения Руси были дикими племенами. Складывается впечатление, что сознательно искажается история древних славянских народов, которая переписывалась несколько раз до 17 века. Писали нашу историю иностранцы, исходя из собственных интересов и интересов правящих кругов.

   А на самом деле славяне вели оседлую жизнь, занимались земледелием, строили города. Степенность и трезвость – исконно славянские черты характера. Мыться в бане – это тоже традиция наших предков.

   Совесть, мораль, представления о нравственности пришли с русской земли.

   Богатейший жизненный опыт, традиции славян во всех сферах жизни практически были утеряны и теперь учеными собираются по крупицам. Одна из маленьких сторон жизни наших предков – это изготовление кукол.

   Изготовление древних кукол помогает освоению ремесел, обеспечивает механизмами и способами вхождения в наше общество, не позволяет забывать свои корни и гордиться ими.

   Лоскут должен быть красочным, много красного и , желательно, натурального происхождения.

   С какими мыслями и пожеланиями мы делаем куклу, такую энергию она впитывает в себя.

   Делать куклу надо с любовью, удовольствием и радостью, хвалить ее и восхищаться ее красотой.

   Показываю и рассказываю историю кукол: «На счастье», «Богомолица», «Кубышка-травница», «Веретеница-хороводница», «Подорожная», «Тульская барыня», «Пасха», «Санница», «Петр и Февронья», «Ванечка и Манечка»

   Сделаем мы с вами сегодня «Кубышку-травницу» и «Подорожную».

   Из инструментов нам необходимы только ножницы. Раньше не пользовались и ими, лоскут рвали руками. С ножницами соблюдаем правила техники безопасности.

   Для данного мастер-класса используются формы и методы:

   -  словесный (объяснение, рассказ, беседа, диалог);

   -  наглядный (демонстрация образцов кукол, показ иллюстраций с изображением кукол, чертежей-выкроек);

   -  практический (упражнения в выполнении кукол, тренировка навыков, учебно-познавательный труд);

   -  стимулирование (поощрение, выставка готовых изделий);

   -  репродуктивный (повторение, закрепление, обобщение).

   У каждого учителя есть план работы, технология изготовления кукол и их история.

                               Кубышка-травница

   Детская обереговая кукла, чтобы ребенок не болел, был спокоен.

   В платок завязывали душистые травы. Чтобы ребенок был спокоен – мелисса.

   Если у малыша простудные заболевания – зверобой, сосновые шишки. Можно набивать куклу сеном, туго завязывая кульки, вкладывая их друг в друга.

   Технология изготовления

  1. Маленький кулек из светлой ткани (12х12) завязывают, чтобы головка получилась в диаметре не более 2,5 см. Два уголка отводим для ручек.
  2. В цветной кусок ткани 20-25 см. в диаметре закладывают траву, туго завязывают.
  3. Большой кулек вкладывают в маленький (головка) и туго скручивают.
  4. Делают два маленьких узелка (груди) и привязывают их по линии талии, делают ручки.
  5. Привязывают фартук, украшают его.
  6. Завязывают обереговый крест.
  7. На голову завязывают помойник и платок на шею.

                   Кукла «Подорожная»                                                              Подобные куклы делались у всех славян.

 Изготовлялась тогда, когда любимый человек уходил надолго из дома (на войну, на заработки и т.п.). Женщина завязывала в уголок котомки маленькую куколку, которая должна была оберечь мужа от всевозможных неприятностей на работе, в пути.

 Набивалась кукла волосами из косы жены, в узелок куклы клали несколько зернышек пшеницы (чтобы всегда был хлеб) и землю из-под порога или уголек с очага, чтобы вернулся домой обратно.

   Технология изготовления

  1. Два узелка навстречу друг другу туго связывают, делают ручки, завязывают платок.
  2. Надевают сарафан и фартучек.
  3. В руки дают узелочек с зернышками или землей.

Куколка должна быть маленькой, помещаться на ладони.

   Принцип наглядности  реализуется путем применения наглядных пособий, отражающих поэтапное изготовление поделок и демонстрация образцов готовых кукол, что облегчает восприятие и усвоение материала.

   Принцип совместной деятельности формирует целостно-ориентационное единство группы и ведет к повышению уровня творческой деятельности.

   Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей, уровень подготовленности к выполнению технологических операций при изготовлении древних кукол.

   Принцип интереса к своим истокам, желание возродить утерянные традиции славянских народов в изготовлении кукол.

   Демонстрируются приемы работы, организовывается самостоятельная деятельность обучающихся. Основное место на  мастер-классе отводится практической работе. Учителя делают куклы в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Из сделанных кукол организовываем выставку, проводим дискуссию по выполненной работе.

   Цель достигнута, все научились мастерить древних славянских кукол и смогут передать эти знания детям.

                                          Литература

  1. Барадилин В.А, Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979г.
  2. Попова О., Каплан Н., Русские художественные промыслы. М., 1984г.
  3. Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1998г.
  4. Мастер-классы в «Орленке» 2013г. Учитель Лукъянчук В.Ф., поселок Одоев, Тульская обл.



Предварительный просмотр:

                  Тульская барыня

Дарилась молодой женщине на годовщину свадьбы, чтобы ее в мужниной семье не морили работой. Девушка, выходя замуж, уходила в семью мужа, где всем хозяйством заправляла свекровь и часто ей доставалась самая тяжелая и грязная работа по дому. Через год замужества родственники молодой жены навещали ее и дарили куклу-барыню со связанными руками, которая стояла посередине горницы и всеми командовала.

Технология изготовления

   Делается кукла на основе скрутки.

  1. Кусок ткани 30х30 см. скручивают не очень туго, но и не слабо. Скрутку складывают пополам и два конца туго стягивают веревкой.
  2. Ткань 30х20 складывают пополам, ее середину надеваем на сгиб скрутки (головку), крепко завязываем ниткой по месту шеи.
  3. Два оставшихся конца ткани разрезаем каждый на три части и заплетаем две тугие косы.
  4. Надеваем сарафан (25х14), в сборочку заворачивая его вокруг туловища лицом в сторону головы. Завязываем сарафан в области шеи и отворачиваем.
  5. На голову надеваем повойник.
  6. Косы-руки подворачиваем, как руки в боки и тесемкой завязываем по шее и талии, попутно делая обереговый крест.
  7. Косынкой 30х23х23 завязываем барыню по талии, привязывая платок пояском.


Предварительный просмотр:

              Формы и режим занятий

   Осуществляются круглогодично в виде дополнительного образования после занятий и на уроках технологии с 4 по 8 классы.

  Ожидаемые результаты

    На все школьные и городские праздники и мероприятия организовываются выставки для родителей, детей и гостей школы. Принятие активного участия в декоративно-прикладных окружных, городских и областных конкурсах

                           Содержание

   Программа содержит сведения о мире древних славян, о наших корнях. Расширяет объем и углубляет знания и умения обучающихся на основе творческой деятельности по изготовлению древних кукол, рассчитанных на разные жизненные ситуации, помогает освоить древние ремесла.

  Программа обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в наше общество, не забывая своих корней и гордясь ими.

   Лоскут должен быть красочным, много красного и желательно ткань натурального происхождения.

   В прошлые века некоторых девочек до 7 лет забирали из семей , и воспитывались они в отдаленных закрытых от людских глаз местах (в лесах) женщинами-ведуньями. Выросшие в таких местах девочки назывались абавницами. Они умели лечить, обольщать, знали травы и заговоры, при необходимости могли защитить себя и своих близких. Славились такие девушки не только умом, но и необыкновенной красотой. Возвращаясь в родной дом, в свою семью часто выходили замуж за знатных людей и становились берегинями своих мужей, детей и близких. Абавница знала когда и какую куклу нужно делать и как ее заговаривать на добро и удачу.

   Кукла, имеющая лицо (глаза) могла захватить чужую душу. Потому народные куклы всегда делались безликими. При изготовлении куклы старались так же не применять иглу и ножницы.

   С какими мыслями и пожеланиями мы делаем куклу, такую энергию она впитает в себя.

   Делать куклу надо с любовью, удовольствием и радостью, хвалить ее и восхищаться ее красотой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Ромашки".

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной аппликации из природного материала.2....

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень".

Мастер-класс на тему "Изготовление объемной композиции из природного материала. «Сирень". Цели: 1.             Формирование у обучающих...

Мастер-класс "Кирилл и Мефодий – первоучители славянские".

Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к истории христианства, его духовным ценностям и подвижникам.Задачи: 1. Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России. Причисл...

Мастер класс: Свадебный калейдоскоп (изготовление декоративной свадебной бутоньерки из ткани для жениха)

В данном мастер-классе предтавлено пошаговое изготовление свадебной бутоньерки для жениха...

Мастер-класс на тему "Изготовление игрушки из помпонов. "Вишенки."

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной игрушки из шерстяной пряжи.2....

Мастер класс на тему «Изготовление бумажных цветов для декоративного оформления сценических костюмов»

Цветы восхищают, дарят радость и хорошее настроение, а созданные из бумаги, получаются не хуже настоящих. Из бумажных цветов можно создавать разнообразные композиции, панно, ими можно украшать открытк...

Мастер-класс для обучающихся «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Мастер-класс для обучающихся«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...