Карта урока
план-конспект занятия по технологии (7 класс) по теме

Камалова Клара Фатиховна

Карта урока содержит учебный материал (Приложение 2), презентацию к уроку (Приложение 3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Карта урока112.5 КБ
Microsoft Office document icon Учебный материал225 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.01 МБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Модуль: Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. 

Тема урока: Нарезание наружной и внутренней резьбы. ТБ при нарезании резьбы.

  Цели урока: 

  Предметные цели: 

1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с резьбонарезным инструментом.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

5. Способствовать формированию представления об обработке металла.

6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

- раскрыть причины некачественной работы при нарезании резьбы:

- выяснить последствия неправильной работы при нарезании резьбы.

8. Способствовать пониманию закономерности теории и практики

- Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технология, черчения, математики.

- Способствовать пониманию зависимости между предметами технология, черчение, математика.

  Личностные цели: 

1. Способствовать развитию речи обучающихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).

2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности обучающихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии, обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

3. Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в различных сферах.

4. Способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

5. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

6. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к предмету «Технология».

7. Способствовать овладению всеми видами памяти обучающихся.

8. Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся на теории и практике.

9. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

10. Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

11. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

 Метапредметные цели: 

1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

 Профориентационные цели: 

1. Обобщить у обучающихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

5. Сформировать представление о профессии слесарь, сверловщик.

      Материально-техническая база: 

- кабинет технологии;

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- верстаки;

- тиски,

- инструменты, приспособления: плашка, плашкодержатель, метчик, вороток, напильник, машинное масло;

- материалы: металлический пруток.

  Дидактическое обеспечение: 

- учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 6 класс Москва: «Вента-Граф, 2012

- рабочая тетрадь

- сборник заданий;

- дополнительная литература (словари, справочники);

- мультимедийное приложение к разделу;

- учебно-техническая документация (УТД);

- технологические карты (ТК), эскиз изделия;

- инструкционные карты (ИК), операционная карта:

- инструкционно-технологические карты (ИТК);

- информационные карты (ИфК), мультимедийное приложение;

- образцы объектов труда, готовые изделия;

- образцы поузловой обработки изделий, детали изделия;

- материалы для контроля знаний учащихся;

- карточки-задания: нарезание внутренней и наружной резьбы с помощью ручных инструментов;

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Словарная работа на уроке: резьбонарезной инструмент, метчик, плашка, коловорот, плашкодержатель, напильник, Техника Безопасности.


Ход урока (Приложение 1)

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

  • Настройка обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний,
  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
  • - Приветствие!
  • - Проверка явки учащихся, заполнение учителем классного журнала
  • - Проверка готовности учащихся к уроку
  • - настрой учащихся на работу
  • - Доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

-эмоциональный настрой на урок положительный 

Формируемые способы деятельности: 

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: - помощь учителю в проверки явки на урок 

Формируемые способы деятельности: - выявление к готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: - активное слушание учителя, выдвижение предложений о теме урока

Формируемые способы деятельности: 

- формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: -слушание собеседника

Формируемые способы деятельности: 

-построение понятных для собеседника высказываний

Проверка выполнения ДЗ

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися ДЗ,
  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях,
  • выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичные недостатков в знаниях и их причины ликвидация обнаруженных недочётов
  • - Выявление факта выполнения ДЗ у всего класса,
  • -Устранение типичных ошибок
  • - Обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
  • -Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще
  • - Использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели ДЗ

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

-повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности: 

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: 

-контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности: 

-оценивают результаты по алгоритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: 

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности: 

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия: 

- взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности: 

- продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

Актуализация знаний

  • -организовать актуализацию изученных способов действий,
  • -актуализировать мыслительные операции,
  • -предъявить задания, близкие жизненному опыту детей
  • -зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний
  • -организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

(Приложение 2) 

  • - Организация задания на повторение
  • - Эвристическая беседа
  • - Заслушивание сообщения учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия: 

-активизация имевшихся ранее знаний

-активное погружение в тему

-высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности: 

-умение слушать в соответствии с целевой установкой

-принимать и сохранять учебную цель и задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: 

- развитие и углубление потребностей и мо-тивов учебно-познавательной деятельности.

Практический этап

Проблемное изложение нового знания

  • зафиксировать причину затруднения
  • сформулировать и согласовать цели урока
  • организовать уточнение и согласование темы урока
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала
  • организовать фиксацию преодоления затруднения
  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

заслушивание сообщений учащихся

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия: 

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и ос-новных вопросов, подлежащих к усвоению

 Формируемые способы деятельности: 

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

-формирование умения слушать и понимать других

-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

-формирование умения работать в парах, в группах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия : 

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

- развитие умения проводить сравнение изу-ченных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

- развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности: 

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Первичное закрепление

  • зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения …
  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)
  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
  • (Приложение 3)
  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
  • умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Личностные УУД

Осуществляемые действия 

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности 

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией 

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия 

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности 

-формирование умения строить речевое высказывание

Практическая работа «…» с самопроверкой по эталону

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке
  • проверить умения работать по алгоритму
  • организовать самостоятельную работу учащихся
  • организовать самопроверку самостоятельной работы
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха
  • сообщение учащимся названия практической работы;
  • разъяснение учащимся задач практической работы;
  • ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;
  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);
  • инструктаж по технике безопасности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Осуществляемые действия: 

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

- выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности: 

-применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Осуществляемые действия: 

  -самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности: 

--планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Осуществляемые действия: 

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности: 

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

Рефлексивно-оценочный этап

Инструктаж по выполнению ДЗ

  • включить новый способ действий в систему знаний
  • тренировать способность применять новый алгоритм действий
  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку
  • сообщение о теме следующего урока

Познавательные УУД

Осуществляемые действия : 

-отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком»

-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках и электронных книгах

Формируемые способы деятельности: 

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-поиск и выделение информации

Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке
  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности
  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока
  • объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке
  • выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Коммуникативные УУД

Формируемые способы деятельности: 

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Осуществляемые действия: 

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

 



Предварительный просмотр:

Нарезание резьбы (Учебный материал).

Для нарезания наружной крепежной резьбы используют специальный инструмент - плашки. Плашка имеет вид гайки из закаленной стали. Резьбу плашки пересекают сквозные продольные отверстия. Режущие кромки, образованные этими отверстиями в местах пересечения с профилем резьбы, имеют форму клина и обеспечивают резание заготовки. Стружка выходит в отверстия.

Круглая плашка (а) и ее закрепление в плашкодержателе (б)

Для того чтобы нарезать резьбу плашкой на стержне, надо по табл. 1 определить диаметр стержня для данной резьбы и проточить заготовку на этот диаметр с обязательным выполнением фаски на конце стержня. Фаска необходима для того, чтобы плашка в начальной стадии нарезания резьбы легче захватывала металл.

Заготовку закрепляют вертикально в тисках, предварительно разметив на стержне длину нарезаемой резьбы. Длина выступающей над плоскостью губок части стержня должна быть больше длины нарезаемой резьбы на 20...25 мм.

Плашку для нарезания требуемой резьбы (диаметр резьбы и ее шаг обозначены на поверхности плашки) закрепляют в плашкодержателе, накладывают на верхний торец стержня и с небольшим нажимом, без перекосов, вращают ее. Первые нитки резьбы можно нарезать без смазки, так как плашка захватывает сухой металл легче, затем стержень смазывают маслом.

Вращают плашкодержатель следующим образом:

Один - два оборота по часовой стрелке и пол - оборота в обратном направлении плашкой для ломания стружки.

Качество нарезанной резьбы в условиях школьных мастерских можно проверить, навинчивая на нее соответствующую гайку.

Внутреннюю резьбу (резьбу в отверстии) нарезают метчиком. Он состоит из хвостовика и рабочей части. Рабочая часть метчика представляет собой винт с продольными канавками. Режущие кромки образованы пересечением поверхности канавки с профилем резьбы метчика. По канавкам при нарезании резьбы сходит стружка.

Метчики: а - устройство; б - комплект для нарезания метрической резьбы

Ручные метчики для нарезания метрической резьбы выпускают по одному, либо для труднообрабатываемых материалов в комплекте по два (чистовой и черновой) или три (черновой, средний и чистовой) штуки. На хвостовой части всех метчиков нанесены круговые риски (одна, две или три) или проставлены номера метчиков и указаны диаметр и шаг резьбы.

Перед нарезанием резьбы метчиком в детали выполняют отверстие соответствующего диаметра.

Заготовку с отверстием закрепляют в тисках так, чтобы ось отверстия была перпендикулярна плоскости губок тисков. Затем на хвостовик чернового метчика надевают вороток, а рабочую часть метчика смазывают маслом. Метчик вертикально без перекоса помещают в нарезаемое отверстие и, прижимая его к детали левой рукой, плавно вращают вороток по часовой стрелке, пока метчик не врежется в металл и не встанет устойчиво. После этого вороток берут обеими руками и вращают с легким нажимом один-два оборота по часовой стрелке и пол-оборота против. Так нарезают все отверстие.

Нарезание резьбы метчиком

Закончив нарезание черновым метчиком, его вывертывают, вставляют средний и повторяют нарезание. Окончательно доводят резьбу чистовым метчиком.

Качество резьбы в условиях мастерских можно проверить, вворачивая в отверстие соответствующий болт.

При нарезании резьбы иногда возникают следующие дефекты, которых следует избегать:

1) шероховатая или рваная нарезка - получается, если отсутствует смазка, а также из-за перекоса метчика или плашки;

2) резьба неполного профиля - если диаметр отверстия больше нормы или диаметр стержня меньше нормы;

3) перекос резьбы или поломка метчика и плашки если диаметр отверстия меньше нормы или диаметр стержня больше нормы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: