Проблемность трудовых ситуаций
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

урок профориентации в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnost_trudovykh_situatsiy.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

9класс

Предмет: Информационная работа. Профориентация.

Дата проведения: 24.02.2014

Учитель: Петручук Т.Н.

Тема урока:  Проблемность трудовых ситуаций.

Цель: Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда; выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков. (слайд 9)

Оснащение: мультимедийный проектор; презентация «Проблемность трудовых ситуаций;

Дидактическое обеспечение:

учебник – «Твоя профессиональная карьера» С.Н.Чистякова, §.32;стр.90-92

раздаточный .материал.

Объект труда: уровни проблемности трудовых ситуаций

Методы обучения: частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационный момент
  • приветствие;
  • контроль посещаемости;
  • заполнение учителем классного журнала;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

  1. Повторение пройденного материала

Ребята на предыдущих уроках мы с вами узнали и научились классифицировать профессии. Давайте вспомним, по каким же признакам классифицируют профессии.(Ответы детей). Как правильно составить формулу профессии? (в это время двое обучающихся на доске самостоятельно пишут формулу профессий : бухгалтер, водитель, учитель, певец, садовод)

  1. Объяснение нового материала.

Ребята, тема нашего нового урока является как бы продолжением ранее изученного и давайте попробуем определить ее вместе с вами. Для этого просмотрим слайды и попробуем разобраться о чем пойдет речь на уроке. (на слайде1-7 повар готовит еду, чертежник чертит, перед водителем перебегают дорогу, больной ребенок и врач, авария на буровой, диспетчер управляющий воздушными судами). Ребята, посмотрите и скажите одинаковы ли эти профессии и какими чертами должны обладать люди задействованы в этих профессиях? (Варианты ответов детей)

Итак тема нашего урока «Проблемность трудовых ситуаций» Запишите дату и тему урока в тетради. (слайд  8)

Как вы знаете, трудовая деятельность человека представляет собой совокупность умственных и физических функций. Поэтому в любом труде можно выделить единый элемент –умственную нагрузку которая оценивается в зависимости от сложности решаемой работником профессиональной задачи (проблемы) и характеризуется соответствующим психологическим признаком – степенью проблемности труда. (определение записывается в тетрадь) (слайд 10)

Набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной  трудовой деятельности могут быть различными, а следовательно, различной может быть степень проблемности. Принято различать три уровня проблемности трудовых ситуаций: (слайд 11)

           низкий - работа четкая, определенная правилами, инструкциями, алгоритмами;

           средний- работа в основном четко определена, но встречаются ситуации, требующие нестандартных решений;

            высокий- в работе часто встречаются сложные ситуации, требующие активного поиска и нестандартного подхода. (запись в тетрадь)

         При низком уровне проблемности все возникающие новые и неожиданные ситуации в ходе выполнения заданий этими специалистами, рассматриваются заранее как нештатные ситуации, разрешаются ими совместно со старшими по должности. Характер работы по алгоритмам часто не допускает  в случаях сбоя самостоятельного вмешательства того, кто этот алгоритм реализует. К профессиям низкого уровня проблемности относятся: дозаторщик комбикормов, повар, фармацевт, машинист энергоблока теплоэлектростанций, директор-информатор, ткачиха, мотальщица, операторы установок, врач-рентгенолог, контролер сбербанка, санитарка, табельщик, чертежник, артист балета, пианист, ювелир, закройщик. (слайд 12-13)

           При среднем уровне проблемности встречаются такие виды работ, где на фоне алгоритмов возникают трудовые ситуации, требующие от специалиста самостоятельного реагирования. В таких случаях специалист, как правило самостоятельно принимает решение. К профессиям среднего уровня проблемности относятся:  водитель, пчеловод, зоотехник, буровой мастер, штурман, мастер по ремонту часов, адвокат, врач-педиатр, работник уголовного розыска, судья, тренер, программист, бухгалтер, портной, художник-декоратор. (слайд 14-15)

          Высокая степень проблемности трудовой деятельности требует от человека постоянного решения новых задач . При возникновении любой сложности ситуации специалист должен быть готов ее устранить. Такой своеобразный настрой психологической активности на новизну в деятельности принято квалифицировать как труд с высокой степенью неопределенности возможностей реализации процесса труда и . К профессиям с высокой степенью проблемности трудовых ситуаций относятся: испытатель оборудования, взрывник, врач-анастезолог-реаниматор, летчик-испытатель, санитарный врач по радиационной гигиене, диспетчер, дрессировщик хищных зверей, инженер по борьбе с аварийными разливами нефти, горноспасатели, пожарный, служащий МЧС. (слайд 16-18)

4. Подведение итогов занятия

Ребята, освоив материал этой предыдущих тем, вы овладели методикой анализа профессионального труда. Эта методика должна стать вашим ориентиром в поисках “своей” профессии и необходимым условием вашего профессионального самоопределения.

Пожалуйста, в бланках, которые лежат у вас на столах поставьте себе ту оценку, которую вы на ваш взгляд заработали сегодня на уроке.

5.Домашнее задание .

Определить к какой степени проблемности трудовой ситуации относятся профессии ваших родителей, ваша будущая профессия и составить формулы этих профессий. (слайд 19)

В заключение оценка работы учащихся на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-поисковые ситуации на уроках музыки и искусства как метод вовлечения личности школьника в мыслительный процесс

В статье рассказывается о методике активных проблемных ситуаций на уроке музыки и искусства. Методика универсальна и её можно использовать на любых школьных уроках.Проблемный подход формирует не тольк...

презентация к уроку "Проблемность трудовых ситуаций"

презентацияк уроку профориентации в 9 классе "Проблемность трудовых ситуаций"...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Статья Создание проблемно-поисковой ситуации на уроках музыки в старших классах 7-8 классов (фрагмент )

Создание проблемно-поисковой ситуации  на примере произведения М. Равеля "Болеро"...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...