Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.
статья по технологии по теме

Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в целом, которые недостаточно развиты у детей с нарушениями ОДА и ДЦП. В связи с этим учителю в первую очередь необходимо организовать на уроках труда развитие моторики с помощью различных упражнений, пальчиковой гимнастики, игровых приемов, смены занятий и приспособлений для предотвращения утомляемости детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno-regionalnyy_komponent.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»  

Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в целом, которые недостаточно развиты у детей с нарушениями ОДА и ДЦП. Они вызваны, прежде всего, несформированностью актов равновесия и координации, нарушениями хватательной функции кисти, обеспечивающей в свою очередь удерживание ножниц, иглы, челнока, линейки других инструментов. Повышение тонуса мышц кисти, общее напряжение позы, содружественные непроизвольные движения, гиперкинезы нарушают процесс ручного труда. Тонкие движения пальцев не развиты практически у всех детей.

В связи с этим учителю в первую очередь необходимо организовать на уроках труда развитие моторики с помощью различных упражнений, пальчиковой гимнастики, игровых приемов, смены занятий и приспособлений для предотвращения утомляемости детей.

Необходимо творчески переработать предлагаемые коррекционные задания в соответствии с особенностями детей. Предлагаю использовать комплексный характер уроков с применением национально-регионального компонента, чтобы предупредить утомляемость школьников, повысить мотивацию к обучению, усилить гуманистическую направленность занятий с детьми данной категории.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Вижу свою задачу в том, чтобы каждый урок труда был интересным, полезным, чтобы любой ученик мог овладеть хотя бы некоторыми приемами народного мастерства.

При этом важно построить уроки так, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве, а также во взаимосвязи с этими знаниями вырабатывались приемы ремесла.

В программе по трудовому обучению не выделено специального раздела или темы по изучению народного творчества, но практически любая тем, может быть дана как часть общей проблемы «Народная художественная культура».

Мною разработан электронный учебник «Кулинарные традиции мира». Данную разработку можно использовать на уроках технологии в разделе «Кулинария», или как элективный учебный предмет в 9 классе.

Теоретической базой основных разделов курса являются кулинарные школы русской, хакаской, европейской и восточной кухонь.

На примере Руссой кухни я покажу электронный учебник.

1.        На этой странице учащиеся знакомятся с историей русской кухни.

2.        Разнообразными блюдами русской кухни.

3.        Народными праздниками, например Масленицей.

4.        Разработан урок Масленица. На этом уроке учащиеся знакомятся с историей проведения праздника, закрепляют полученные знания через тесты созданные в системе Microsoft Front Page. Тест позволяет оценить знания учащихся.

5.        Просматривают видео материал.

Примененение электронного учебника повышает эффективность урока.

Мы с девочками участвовали в городском проекте «Военный привал», посвященный 65 летию окончания войны. Тема нашего школьного проекта «Хлеб, выпеченный в тылу». Проводились беседы дома и в школе о том, какой хлеб ели люди в годы войны. Рецепты приготовления хлеба мы узнали у очевидцев (дедушки, бабушки, жившие в годы войны).

В разделе интерьер обучающиеся знакомятся с обычаями и обрядами хакасского и других народов проживающих в Республике. Культурой и поведением в семье, семейными праздниками.

В разделе пошив изделия девочки шьют куклы и изготавливают национальные костюмы для них. При моделировании одежды обучающиеся знакомятся с особенностями национальной одежды.

 Эксперимент показал целесообразность использования для реализации национально - регионального компонента метод проектов ориентированный на самостоятельную познавательную, поисковую и трудовую деятельность детей, обеспечивающий более прочное усвоение знаний и активизацию учебной деятельности. Проект «Набор для крещения». Знакомство с обрядом крещения и пошив крестильных рубах.

Роспись по ткани в коррекционной школе предусматривает первоначальное усвоение и формирование общетрудовых умений, является средством расширения профессионального кругозора, развития творческих способностей, интереса к труду и традициям народных ремесел.

В разделе лоскутное шитье обучающиеся узнают историю возникновения лоскутной техники, изготавливают изделия в этой технике.

Ручная художественная вышивка – яркое явление национальной культуры. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов». Он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, песок, металл, древесина, природные материалы, кожа, мех и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Использование национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей ре...

Использование национально-регионального компонента при обучении английскому языку

В данной статье описывается опыт (формы, методы, приемы) работы учителя английского языка по использованию национально-регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках трудового обучения в коррекционной школе"

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя....

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

В сфере образования на региональном уровне формируются новые тенденции, отражающие, с одной стороны, закономерности мирового педагогического процесса, с другой - национально-региональные особенности, ...

Доклад "Использования элементов арт терапии на уроках трудового обучения"

Доклад расширяет знания об арт терапии и возможностях укрепить память, внимание, мышление через предложенные занятия"...