Доклад "Использования элементов арт терапии на уроках трудового обучения"
материал по технологии на тему

Бондаренко Ольга Викторовна

Доклад расширяет знания об арт терапии и возможностях укрепить память, внимание, мышление через предложенные занятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_art_terapiya_na_urokah_truda.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Омской  области  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Адаптивная школа-интернат  №16»

                                   

Доклад

Тема: «: «Использование элементов арт терапии на уроках трудового обучения».

                                                                                                  Разработала:

                                                                             учитель  обслуживающего труда                                                                                      

                                                                             высшей категории    

                                                                         Бондаренко Ольга Викторовна

Омск, 2017 г.

День арт-терапии

22 мая, 2012 - 16:50 ~ Ирина Рублёва

Зачастую человек испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову и кажется, что мозг вот-вот лопнет. Человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. И здесь на помощь приходит арт-терапия. Человек может даже и не знать как называется то действо, в которое он делает неосознанный шаг; он берет кисть, масло, холст… и, через несколько часов чувствует лёгкую ломоту в спине, а в голове наступает порядок, — мысли, будоражащие мозг отступают на задний план и по всему телу разливается, заполняя каждую клеточку, удивительная гармония. Что это? Это можно назвать терапией творчества или арт-терапией.

Историческая справка...

Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.

 Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимается как забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

В каждом человеке заложена способность выражать себя творчески, но, взрослея, человек очень часто утрачивает эту способность, запрещая себе танцевать, рисовать, измазать руки глиной, закрывая свой творческий потенциал и ограничивая свою жизнь, блокируя эмоциональные проявления. Все мы когда-нибудь задаём себе вопрос — "Кто я? Что я?", а ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоциональных импульсов.

Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, живопись помогает человеку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны.

Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Существует множество видов арт-терапии:
Анимационная терапия – использование приемов анимации;
Арт-синтезтерапия – сочетание живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики;
Библиотерапия – работа с книгами, литературой;
Видеотерапия – использование видео в качестве инструмента;
Драматерапия – театр и актерское мастерство;
Игротерапия – терапия через игру, игровые ситуации;
Изотерапия - изобразительное творчество, живопись, графика;
Музыкотерапия – музыка в качестве терапевтического средства;
Оригами – фигуры из бумаги;
Песочная терапия – работа с песком;
Сказкотерапия – проигрывание и анализ сказок;

Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.

Через самовыражение человек может взглянуть на себя со стороны, посмотреть на проблемную ситуацию под другим углом. Рисуя, человек переносит в рисунок свой внутренний мир.

Все наши невысказанные мысли блокируются в теле, а это приводит к физическим и невротическим расстройствам. Выплёскивая эмоции чувства на холст, на бумагу, в танец, человек помогает себе, своему телу освободиться от ненужных "блоков" и быть живым. Творческое проявление себя — это путь к себе, возможность успешно строить свою жизнь. При прохождении арт-терапии человек воспроизводит своё подсознательное в визуальное выражение. У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе.

Применять самостоятельно методы арт-терапии несложно. Летом на море стройте с детьми замки из песка, играйте в мяч, в дождливый день займитесь рисованием, а на ночь почитайте сказку. Но прежде чем предпочесть какой-либо метод, ознакомьтесь с ним подробнее. Существует немало рекомендаций по их применению. Например, начинать лучше с рисунка. Предпочтение следует отдавать краскам, так как кисть более пластична и свободна. А при сильных негативных эмоциях малыша успокоит лепка. Наклеивание коллажей из готовых вырезок требует минимум творческих усилий, поэтому больше подойдет в качестве заключительной стадии арт-терапевтической работы.

Арт-терапия рекомендуется при детской агрессии, гиперактивности или наоборот - пассивности, детского энуреза, замкнутости, депрессии, повышенной тревожности, а также при различного рода зависимостях. А в состоянии сильного стресса это, пожалуй, единственное действенное средство, причем не только для детей, но и для взрослых!

Помните, что во время занятия не должно быть никаких запретов и правил. Нельзя ставить перед ребенком задачу сделать «красиво» или «правильно». Пусть он будет предоставлен самому себе – здесь он сам хозяин своей Вселенной. Человек, созданный по образу и подобию Творца, подобен Ему в стремлении творить и создавать. В такие минуты раскрывается его творческая сущность, нескованная родительским контролем. Поэтому правило должно быть только одно: полный простор для фантазии и самовыражения!
Это же касается и взрослых. Пусть человек творит то и так, как это чувствует его душа...

На уроках обслуживающего труда я всегда говорю ребятам: «Мы с вами создаем красоту. Хотелось бы верить, что это делает нас счастливыми, а еще .... здоровыми! Рукоделие - лечит! (Это в продолжение разговора об арт-терапии!)

Оказывается, в женском мозге, в женской психике заложены огромные массивы гармонии, которые просто необходимо разрабатывать. Достаточно просто понаблюдать, как спокойны и красивы женщины-рукодельницы. У них молодые лица и сияющие глаза независимо от возраста. У них нет агрессии, и от них не убегают мужья. На кончиках наших пальцев находятся миллионы точек, которые влияют на мозг, а мозг уже руководит организмом. Уже научно доказана связь между ручной работой и избавлением от болезней. Мануальные терапевты из Калифорнийского института человека проводили исследования на протяжении многих лет и вывели статистику. Определенные виды рукоделия воздействуют на разные нервные окончания, которые активизируют определенную клеточную активность. Вот некоторые итоги их наблюдений:

Лозоплетение
Лечит полиартрит, депрессию, гипотонию, умственную усталость, упадок сил, головную боль от перегрузок, агрессивность. Укрепляет память.

Шитье предметов интерьера
Лечит головную боль, связанную с неблагоприятными метеорологическими условиями, болезни печени, почек, стимулирует деятельность желудка и обмен веществ, снимает стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев.

Шитье мягких игрушек
Лечит аллергии, депрессии, агрессивность, мании, болезни рук, болезни пищеварительного тракта, вялость, помогает при мышечной и умственной усталости, нарушениях в работе вестибулярного аппарата, нарушении координации, при ненаследственных болезнях крови, нарушениях функций мозга, потери ориентации во времени, понижает давление.

Печворк (лоскутное шитье)
Лечит головную боль, разные новообразования в организме, озноб, аллергию на шерсть, боли в ногах и судороги, нарушения кровообращения в ногах простуду и воспаление дыхательных органов, заболевания голосовых связок, кровотечения из носа.

Бисероплетение
Лечит бессонницу, головную и зубную боль, нарушение обмена веществ, хронические заболевания дыхательных путей, судороги. Нетрадиционная медицина считает бисероплетение одним из самых эффективных средств от негативных психических воздействий, таких как: гипноз, внушение и т.д. Если вы каждый день работаете с бисером, вас никогда не сглазят.

Работа с деревом – выжигание и роспись
Лечит близорукость, помогает при аллергическом дерматите, травмах, ударах, гематомах, ускоряет заживление язвы двенадцатиперстной кишки, гастрита. Облегчает проявления бронхита, одышки, нарушения функции вестибюлярного аппарата, нарушения работы печени, устраняет сонливость, гипотонию, разные фобии.

Вязание на спицах
Лечит сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения, зубную и головную боль, воспалительные процессы в почках, нарушения в работе центральной нервной системы, постепенно устраняет последствия сотрясения мозга. Способствует быстрому выходу из депрессии и помогает переносить тяжелые потрясения.

Вязание крючком
Помогает избавиться от головной, зубной и ушной боли, облегчает симптомы простудных и кардиологических заболеваний. Отодвигает склероз, остеохондроз. уничтожает повышенную утомляемость, лечит остеохондроз.

Вязание на машинке
Терапевтического эффекта не имеет, просто успокаивает и способствует очищению организма от накопленого негатива.

Ручная вышивка, вышивка бисером
Лечит головную боль и шум в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, воспалительные процессы мочеполовой системы, кровеносной и лимфатической систем, профессиональные заболевания рук и ног, пищевые расстройства. Так же, как и бисероплетение защищает от всяческих «сглазов».

Вышивка машинная
Лечит заболевания органов слуха, травмы черепа и последствия сотрясения мозга. Помогает возобновить интуицию.

Макраме
Лечит болезни сердца и почек, головную боль нервного происхождения, боль в желудке, облегчает спазматические мышечные боли, боли в костях из-за старых травм, снимает раздражение, сонливость, гормональные нарушения. Не рекомендуется заниматься макраме людям с повышеной чувствительностью кожи и плохой свертываемостью крови

Плетение кружева на коклюшках
Лечит головную боль воспалительного характера, зубную и ушную боль, экзему, внутренние раны и язвы, судороги ног, воспаления кишечника, мочеполовой системы, воспаления носа, стенокардию, общую раздражительность. Помогает снять испуг, отдаляет процесс старения.

Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.

Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения.Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение.Конспект урока в 9 классе коррекцион...

Выступление на заседании МО "Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения.". 2022г

В данном материале содержатся информация об использовании проектной деятельности на уроках труда....