РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (Обслуживающий труд) 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Вера Викторовна Самойлова

Комплексная рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий  и сельскохозяйственный труд»  составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)  к учебнику « Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А. Кожиной  на основе фундаментального ядра содержания  предмета  « Технология» в рамках направления « Технология ведения дома» общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Семеновская средняя общеобразовательная школа

   «СОГЛАСОВАНО»                                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

     Зам. Директора по УВР                                                                Директор школы

       Каткова О.В.                                                                                  Шилова О.В.                                                          

« ___»_________20       г                                                               «______» ___________20      г                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ 

Обслуживающий труд

5  КЛАСС

                                                           

   Учитель технологии 1  категории:

                                                              Самойлова В.В.                                                    

                                            Д Семеновка 2013г

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплексная рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий  и сельскохозяйственный труд»  составлена для учащихся 5 класса

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю)

Статус документа: рабочая программа к учебнику « Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О.А. Кожиной составлена на основе фундаментального ядра содержания  предмета  « Технология» в рамках направления « Технология ведения дома» общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Цели

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:

  • определение способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
  • умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Базовыми для программы являются разделы  «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», « Рукоделие. Художественные ремесла». Программа включает в себя также разделы; « Кулинария»  « Растениеводство» и « Животноводство».

В рабочую программу внесены следующие изменения:

В школе традиционно изучаются технологии сельскохозяйственного производства.  Для реализации обязательного минимума содержания по разделу программы « Растениеводство» в школе имеется учебно-опытный участок 1,5 га; дендрарий 0,71га; цветник 0,06 га. С учетом сезонности работ количество часов отведенные на изучение раздела распределяются таким образом: 8ченние работы и  8ч весенние работы.  Из-за отсутствия условий для проведения практических работ по кулинарии, данный раздел изучается  теоретически.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.

 Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы

  • овладеть безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
  • овладеть специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов,
  • овладеть навыками изготовления и художественного оформления швейных изделий,
  • овладеть элементами  навыков ведения домашнего хозяйства,

познакомить с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

-

Универсальные учебные действия

 при изучении предмета «Технология»

   изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебнике « Технология. Обслуживающий труд», обеспечивает достижение следующих результатов.

       Личностные результаты:

  1. проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической  деятельности;
  2.  Выражения желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
  3. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  4. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  5. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
  6. Планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  7. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  8. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  9. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  10. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. Планирование прцесса познавательной деятельности,
    2. Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
  1. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  2. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
  3. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
  4.  Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и обьектов.
  5. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов свой деятельности.
  6. Выявление  потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую или социальную значимость.
  7. Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  8. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость.
  9. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
  10. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
  11. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
  12. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  13. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

Предметные результаты

В познавательной сфере;

  1. Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для пректирования и создания объектов труда;
  2. Оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
  3. Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
  4. Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
  5. Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
  6. Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
  7. Применение общенаучных знаний в прцессе осуществления рациональной технологической деятельности;
  8. Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
  9. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

  1. Планирование технологического процесса и процесса труда;
  2. Организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
  3. Побор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
  4. Проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектирования объекта труда;
  5. Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  6. Планирование последовательности операций и составление технологической карты;
  7. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
  8. Определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
  9. Приготовление кулинарных блюдиз молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учетом требований здорового образа жизни;
  10. Выращивание цветочно-декоративных культур и овощей.
  11. Формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
  12. Составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
  13. Заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
  14. Соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  15. Выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем( текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  16. Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
  17. Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  18. Документирование результатов труда и проектной деятельности;
  19. Расчет себестоимости продукта труда;

 

В мотивационной сфере:

  1. Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  2. Выбор профиля технологической подготовки  в старших классах полной среднй школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
  3. Выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
  4. Согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
  5. Осознание ответственности за качество результатов труда;
  6. Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
  7. Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

  1. Дизайнерское конструирование изделия;
  2. Применение различных технологий декоративно-прикладного искусства;
  3. Моделирование художественного оформления объекта труда;
  4. Способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей фигуры;
  5.  Эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
  6. Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
  7. Создание художественного образа и воплощение его в материале;
  8. Развитие пространственного художественного воображения;;
  9. Развитие композиционного мышления;
  10. Развитие чувства цвета, гармонии и контраста;
  11. Развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;
  12. Понимание роли света в образовании формы и цвета;
  13. Решение художественного образа средствами фактуры материалов;
  14. Использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов;
  15. Сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
  16. Применение методов художественного оформления кулинарных блюд и сервировка стола;
  17. Соблюдение правил этикета.

В коммуникативной сфере:

  1. Умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
  2. Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
  3. Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
  4. Публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии идр;
  5. Способность к коллективному решению творческих задач;
  6.  Способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ  членов коллектива;
  7. Способность  прийти на помощь товарищу;
  8. Способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физической сфере:

  1. Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
  2. Достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
  3. Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
  4. Развитие глазомера;
  5. Развитие осязания, вкуса, обоняния.

-Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии ,информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

- умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

- навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства, приусадебного участка:

- ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здоового образа жизни, основой которого является здорового питание.

       

Содержание программы

«Технология. Сельскохозяйственный труд»

Растениеводство.

5 класс

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур( 16ч)

Осенние работы (8 час)

Основные теоретические сведения.

Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.

Практические работы.

Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых

материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

Варианты объектов труда.

Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок.

Весенние работы (6 час)

Основные теоретические сведения

Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

Практические работы.

Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.

Варианты объектов труда.

Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея.

Творческая, проектная деятельность (2 часа)

Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.

Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.

Практические работы.

Выявление и формулирование проблем, связанных с получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, уборка и учет урожая, защита проекта.

Варианты тем проектов.

Самый ранний редис (морковь, свекла), «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов).

                                                       

                                                Кулинария (12ч)

 Тема1. Физиология питания (2 час)

Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

  1. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
  2. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в витаминах.

Объекты труда.

Таблицы, справочные материалы.

Тема2. Санитария и гигиена(1ч)

                                           Основные теоретические сведения

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение  санитарных правил  и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений, характеристик кухонной и столовой посуды. Особенности ухода за ней. Правила мытья посуды. Применение моющих и дезинфицирующих  средств для мытья посуды. Безопасные премы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.

Тема 3. Интерьер кухни, столовой (2ч)

Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.  Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы: 

1.Выполнение эскиза интерьера кухни.

2.Выполнение поделки декоративного оформления окна кухни, столовой.  

                                     

Тема 4 . Сервировка стола.(2ч)

Составление меню на завтрак. Оформление готовых блюд и правила их подачи к столу. Правила подачи горячих напитков . столовые приборы и правила пользованиями ими. Способы складывания салфеток. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы.

  1. Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку.
  2. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Бутерброды, горячие напитки (2 часа)

Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании ичеловека. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав. Сорта чая, их вкусовые  достоинства. Правила хранения чая, кофе. Требования к качеству готовых напитков.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Блюда из яиц (1 часа)

Основные теоретические сведения

 Значение яиц в питании человека. Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц.оформление готовых блюд.

Практические работы

1.Определение свежести яиц.

2. Крашение и роспись яиц.

Блюда из овощей(1 часа)

Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

Практические работы

Применение современных инструментов и приспособлений для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Объекты труда.

Фигурная нарезка овощей.

Заготовка продуктов  (1час).

Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение.

 

Создание изделий из текстильных и поделочных  материалов

 (26 часов).

Элементы материаловедения

 Натуральные волокна растительного происхождения. (4часа).

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Практические работы

1.Изучение свойств нитей основы и утка.

2. Определение направления долевой нити в ткани.

 3.Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

4.Выполнение образца полотняного переплетения.

Объекты труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

Ручные стежки и строчки(2 часа.)

Основные теоретические сведения

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Практические работы

Подготовка рабочего места для ручных работ. Выполнение образца с ручными строчками.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Элементы машиноведения (4 часа).

Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Объекты труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.

Конструирование и моделирование рабочей одежды (4 часа).

Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

Технология изготовления рабочей одежды (12 часов).

Основные теоретические сведения

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Технология изготовления фартука и косынки. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Подготовка выкройки и ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора, раскрой ткани. Обработка деталей кроя. Обработка срезов фартука. Обработка накладных карманов, пояса  и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Объекты труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Рукоделие. Художественные ремесла ( 10 часов).

Декоративно-прикладное искусство.  (2 часа.)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов ДПИ. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

             Зарисовка традиционных видов ДПИ, определение колорита и материалов. Национальные традиции в декоративно-прикладном творчестве  Владимирской области. Организация рабочего места для занятий ДПИ.

Варианты объектов труда.

           Образцы ДПИ. Ткани. Нитки.

Вышивка (4часов)

Основные теоретические сведения

Традиционные виды вышивки. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Практические работы

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы  закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой образца, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда.

Образец, салфетка, фартук, носовой платок.

                                  Узелковый батик.( 4ч)

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывание ткани. Технология крашения.

Практическая работа.

Оформление салфетки в технике « узелковый батик».

Творческие, проектные работы(4ч)

Примерные темы

  1. Кулинария:

  • сервировка стола
  • день рождения подруги
  1. Художественная обработка материалов:
  • вышивка – древнее рукоделие,
  • обрезки ткани для пользы дела,
  • прихватки, салфетки, грелки на чайник и кастрюлю (ткань – лоскутная техника)
  • тайны бабушкиного сундука,
  • веселые лоскутки,
  • отделка швейного изделия вышивкой,
  • панно для украшения кухни (ткань, бисер, использование народных промыслов и т.п.)
  1. Изготовление швейного изделия:
  • простейшие виды одежды (фартук).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ 5 классов ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

Знать/ понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

Уметь

рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

 контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

 обеспечения безопасности труда;

 оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги.

Требования по разделам технологической подготовки

В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

Растениеводство.

Знать\ понимать

Полный технологический цикл получения трех видов наиболее распространенной растениеводческой продукции нашего региона  ( лук, морковь, свекла),  цветочно-декоративной ( календула, тюльпаны, нарциссы).

Уметь разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения цветочных культур на школьной клумбе. Проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы.

Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов

Знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

Уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять технологические операции по изготовлению рабочей одежды; выполнять художественное оформление швейного изделия; проводить примерку изделия; выполнять вышивку и лоскутную пластику

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Кулинария

Знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку овощей; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Технологии ведения дома

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники;

Уметь

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены

Литература

1.Методическое пособие к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э Маркуцкой

  Технология. Обслуживающий труд.

  1. Учебник  О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая

Технология. Обслуживающий труд.

  1. Программы начального и основного общего образования

Москва « Вентана-Граф. 2008г                             

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд), 5 класс.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд для 6-х классов

Основным предназначение образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовых и технологической культуры школьников, системы технологических знаний и умений ...

Рабочая программа по технологии(обслуживающий труд),5 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) в 5-8 классах

Данная программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государс...

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд с разделами с/труда) 8 класс

Рабочая программа по предмету «Технология» в 8 классе разработана на основе программы основного общего образовании по технологии по направлению «Технология. Обслуживающий труд», под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Технологии. Обслуживающий труд класс: 5 (девочки)

Данная программа разработана в рамках "Обслуживающий труд". В программе нет раздела кулинарии, т. к. в школе нет оборудованных классов по кулинарии. В 1 и 4 четверти девочки и мальчики занимаются совм...