Рабочая программа учебного курса по технологии (обслуживающий труд)
календарно-тематическое планирование по технологии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса по технологии
9 класс 34ч
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др., / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.; "Вентана-Графф",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyas._zap._9_kl_2012-13.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ватутинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина
Утверждаю |
Директор школы |
___.___._2012г. |
_______ /Бахарев Д.В./ |
Рабочая программа учебного курса
по | Технологии (обслуживающий труд) | |
для | 9 | классов |
Количество часов: | ||
всего: | 35 | час. |
в неделю: | 1 | час. |
Практических работ _14____
Программа составлена учителем
Иовенко Т.Ю.
2012 год
п. Ватутинки
Рабочая программа учебного курса по технологии
9 класс
Учебник: Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др., / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.; "Вентана-Графф", 2007 —288 с.
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология 9 класс» составленной на основании закона РФ «об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003 г №13-54-144/13.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения технологии, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы (основной и дополнительной), календарно-тематическое планирование, приложения к программе
Общая характеристика предмета
«Технология» в 9 классе основной общеобразовательной школы, рассчитан на 35 часов, из расчета 1 учебных часа в неделю, в соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Технология», разработчик Симоненко В.Д.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 9-х классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты).
Основными целями изучения технологии являются:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям разливных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Цель обучения
- освоение знаний о распространенных видах профессий и специальностей на предприятиях различных отраслей производства, сферы услуг и квалификационных требованиях к работникам различных уровней; о распространенных видах работ на региональном рынке труда; о значении и основных составляющих семейной экономики; о методах творческой деятельности, применяемых для решения технических и технологических задач; о последовательности этапов проектной деятельности; о планировании профессиональной карьеры и путях приобретения профессии;
- овладение умениями применять методы индивидуальной, коллективной и творческой деятельности при разработке и создании продуктов труда; соотносить свои намерения и качества личности с требованиями, предъявляемыми к специалисту соответствующей профессией; находить и анализировать информацию о региональном рынке труда и образовательных услуг; определять пути получения профессионального образования, трудоустройства и возможности своего профессионального роста;
- развитие способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности; профессионально значимых качеств для будущей трудовой деятельности; навыков активного поведения на рынке труда и образовательных услуг;
- воспитание ответственного отношения, инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; культуры поведения на рынке труда и образовательных услуг;
- подготовка к успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи обучения:
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, при этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
- Ценностно-смысловые: направленные на способность учащегося видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Учебно-познавательные: направленные на формирование креативных навыков продуктивной деятельности.
- Аналитические и прогностические, связанные с определением потребностей в той или иной продукции, возможности своего участия в ее изготовлении и реализации инновационных подходов.
- Информационные - позволяющие находить и использовать необходимую информацию для осуществления деятельности, в том числе и инновационной, организовывать познавательно-исследовательскую деятельность.
- Конструктивные - выдвигать идеи по решению возникающих проблем.
- Проективные и организаторские - обеспечивающие успешное планирование, организацию и выполнение работы, упорядочивающие последовательное осуществление деятельности, применение конструкторской и другой документации, использование ручного инструмента, приспособлений, машин и оборудования.
- Технологические - позволяющие овладеть различными технологиями обработки материалов, конкретными процессами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природы, необходимых для создания продуктов труда, осуществления кооперации и сотрудничества во имя достижения цели.
- Оценочные - способствующие выявлению и обоснованию значимости совершаемых действий, высказыванию суждений, выражающих позитивное или негативное отношение к результатам труда на основе объективных критериев и показателей.
- Экономические - предусматривающие определение затрат на изготовление изделия, его предпринимательскую ценность, готовность к оправданному риску, проявление бережливости, экономности, расчетливости с учетом нравственных ценностей; выявление условий реализации произведенного товара.
- Экологические - обеспечивающие бережное отношение человека к окружающей среде (растительному и животному миру) и среде обитания.
- Политехнические - формируемые на основе знаний основных принципов современного производства и позволяющие успешно реализовывать себя на рынке труда.
Предполагаемые формы обучения: групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности: урок.
Виды контроля: текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест, задание в рабочей тетради, выполнение презентаций.
Основные виды учебной деятельности школьников:
познакомится:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с производительностью труда; реализацией продукции;
• с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологичностью технологий производства;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения
технологий);
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеть:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования,
конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте;
- соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места;
- умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
- выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
- соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
- осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- формирования эстетической среды бытия;
- развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
- получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
- изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
- оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Предполагаемые результаты
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,· энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей,
сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
при мерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального
обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выпoлнeнии различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда - техносфера - опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 210 учебных часов для обязательного изучения
курса «Технология». В том числе: в 5 -7 классах - по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю, а так же 70 часов 8-9 классов по 35часов, из расчета 1ч в неделю.
Учебно - тематический план
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов |
IX класс | ||
1 | Кулинария | 2 |
Блюда национальной кухни Заготовка продуктов | 1 1 | |
2 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 20 |
Элементы материаловедения Конструирование и моделирование швейных изделий Технология изготовления швейных изделий Рукоделие. Художественные ремесла | 4 16 | |
3 | Творческие проектные работы | 4 |
4 | Технология ведения дома | 4 |
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов. | 2 2 | |
5 | Современное производство и профессиональное образование | 4 |
Сферы производства и разделение труда Пути получения профессионального образования | 2 2 | |
Итого | 35 |
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Вводный урок (1часа)- Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология», санитарно – гигиеническим требованиям.
Раздел 2. Кулинария (2 часа)
Блюда национальной кухни (1 часа)
Основные теоретические сведения: особенности русской кухни, гостеприимство русского народа; гость в представлении разных народов, особенности восточной и среднеазиатской кухонь.
Заготовка продуктов (1 часа)
Основные теоретические сведения: консервирование и маринование овощей; особенности консервирования овощей в производственных и домашних условиях; состав маринадной заливки; правила безопасной работы с уксусной эссенцией; время стерилизации (или пастеризации); условия и сроки хранения консервированных овощей.
Раздел 3.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (20часов)
История костюма (4 часа)
Основные теоретические сведения: определение понятий "одежда" и "костюм"; возникновение одежды и ее основные функции; костюм древнего мира и Византии; западно-европейский костюм V-XX веков; влияние стиля и моды на развитие костюма.
Практические работы: выполнение эскизов исторических костюмов, изготовление костюмов разных эпох на кукол.
Объект труда: эскизы исторических костюмов разных эпох.
Рукоделие. Художественные ремесла (16 часа)
Вязание крючком (8 часов)
Основные теоретические сведения: краткие сведения из истории рукоделия; изделия, связанные крючком, их место в современной моде; условные обозначения, применяемые при вязании крючком; раппорт узора и его запись.
Практические работы: работа с журналами мод; зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов; инструменты и материалы для вязания крючком; подготовка материалов к работе; выбор крючка в зависимости от ниток и узора; определение количества петель и ниток; выполнение различных петель; набор петель крючком; изготовление образцов вязания крючком.
Объект труда: образцы вязания; рисунки орнаментов; салфетка, скатерть, сумка.
Вязание на спицах (8часа)
Основные теоретические сведения: ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах; материалы и инструменты для вязания; характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.
Практические работы: подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити; начало вязания на двух и пяти спицах; набор петель; выполнение простых петель различными способами; убавление, прибавление и закрывание петель; соединение петель по лицевой и изнаночной стороне; вязание двумя нитками разной толщины; изготовление изделий в технике вязания на спицах.
Объект труда: образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки, плечевое изделие.
Раздел 4 .Технология ведения дома (4 часа)
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов (4 часа)
Основные теоретические сведения: рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи; бюджет семьи; анализ потребительских качеств товаров и услуг; права потребителя и их защита.
Практические работы: изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи; выбор способа совершения покупки; расчет минимальной стоимости потребительской корзины; оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета; выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Объект труда: рекламные справочники товаров и услуг, сборники законов Российской Федерации.
Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование (4 часа)
Пути получения профессионального образования (4 часа)
Основные теоретические сведения: роль профессии в жизни человека; виды массовых профессий сферы производства и сервиса; региональный рынок труда и его конъюнктура; профессиональные качества личности и их диагностика; источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования; возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы: знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности; анализ предложений работодателей на региональном рынке труда; поиск информации о возможностях получения профессионального образования; диагностика склонностей и качеств личности; построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Объект труда: единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники об учебных заведениях, сборники диагностических тестов, Интернет.
Раздел 6.Творческие, проектные работы (10 часов)
Примерные темы
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Оформление интерьера декоративными растениями:
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащийся должен знать:
- - основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- - назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность вьшолнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- - профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий
из них, получением продукции. - особенности европейской, восточной и среднеазиатской кухонь, традиции гостеприимства;
- способы консервирования и маринования овощей, особенности консервирования в производственных и домашних условиях; сроки хранения консервированных овощей;
- понятия "одежда" и "костюм"; основные функции одежды, костюмы различных эпох; влияние стиля и моды на развитие костюма;
- основные сведения из истории рукоделия, условные обозначения, применяемые при вязании крючком, правила записи узора; виды крючков и ниток, используемых при вязании;
- ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах, материалы и инструменты для вязания на спицах, условные обозначения, применяемые при вязании на спицах;
- приемы планирования расходов на основе потребностей семьи; анализировать качество товаров и услуг; права потребителя;
- виды массовых профессий сферы производства и сервиса, региональные рынок труда, источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования;
- правила и этапы творческих проектных работ.
Учащийся должен уметь:
- выполнить эскизы и изготовить варианты исторического костюма;
- работать с журналами мод; правильно подбирать размер крючка и нитки; выполнять различные приемы вязания крючком, выполнять филейное вязание, изготовить образцы вязания и изделия;
- правильно подбирать спицы в зависимости от качества и толщины нити, выполнять технологические приемы вязания на спицах, изготовить изделие в технике вязания на спицах;
- анализировать уровень цен на рынке товаров и услуг; выбирать способ совершения покупки, рассчитать минимальную стоимость потребительской корзины;
- анализировать предложения работодателей на рынке труда; находить информацию о возможностях получения профессионального образования;
- выполнять творческие и проектные работы.
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
- - про водить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- - для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
- - организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
- - изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
- - создания изделий или получения продукта. с использованием ручных инструментов,
- машин, оборудования и приспособлений;
- - контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных
- и разметочных инструментов;
- - обеспечения безопасности труда;
- -оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
- - построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Контрольно-измерительные материалы
- Проверочная работа.
- Контрольная работа.
- Выполнение тестовых заданий.
- Выполнение заданий по карточкам.
- Терминологический диктант.
- Практическая работа.
- Защита творческих работ, проектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: учеб. пособие для учащихся
8-9 классов средней школы / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1988.
- Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы / В.Д. Симоненко, А.Н. Богатырев, О.П. Очинин и др., / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.; "Вентана-Графф", 2007 —288 с.
- Таблицы, схемы, диаграммы, наглядные пособия.
1. Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
- слайд-лекции по ключевым темам курса;
- электронные учебные пособия;
- редакторы текста, презентаций, электронных страниц;
- графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия).
2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе.
- Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления).
- Схемы, плакаты, таблицы.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда // .
http://master-class.narod.ru
- Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
- Начала экономики // www.besh.websib.ru
- Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
- Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
- Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
- Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок / www.sneg.by.ru
- Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
- Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
- Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
- Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
- Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
- Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) //
www.webvemisage.com
Для учителя:
1. Бондарев, В. П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинградского района Москвы I В. П. Бондарев. - М.: Педагогика, 1989. - 128 с.
2. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков, Г. В. Крючков и др. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методическая рекомендация студента и классного руководителя / сост. А. А. Ронсков. - Волгоград: Перемена, 1998.
- Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1.992.
- Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М.: Просвещение, 1977.
- Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005.
- Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии: 8-11 классы I Е. Н. Прошицкая.- М.: Просвещение, 1995.
8. Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг, - М:, 1992.
Календарно-тематическое планирование «Технология (обслуживающий труд)»
для 9 «А» классов
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Вводное занятие 1ч. | |||
1 | Вводное занятие. Первичный инструктаж учащихся по охране труда. | ||
Раздел 1. Кулинария 2 ч. | |||
2 | Особенности русской кухни. | ||
3 | Гостеприимство в представлениях разных народов. | ||
Раздел2 Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (20часов) | |||
История костюма 4 . | |||
4 | Определение понятий "одежда" и "костюм". | ||
5 | Возникновение одежды и ее основные функции | ||
6 | Западноевропейский костюм V-XX веков. | ||
7 | Влияние стиля и моды на развитие костюма. | ||
Рукоделие. Художественные ремесла (16 часа) Вязание крючком 8ч. | |||
8 | Краткие сведения из истории рукоделия. | ||
9 | Условные обозначения при вязании крючком. | ||
10 | Раппорт узора и его запись. | ||
11 | Вязание крючком. Техника безопасности. Пр.р. | ||
12 | Вязание крючком. Техника безопасности. Пр.р. | ||
13 | Вязание крючком. Техника безопасности. Пр.р. | ||
14 | Вязание крючком. Техника безопасности. Пр.р. | ||
15 | Вязание крючком. Техника безопасности. Пр.р. | ||
Вязание на спицах 8ч. | |||
16 | Вязание на спицах. Прошлое и настоящее. | ||
17 | Ассортимент изделий, изготовленных в технике вязания на спицах. | ||
18 | Убавление, прибавление и закрытие петель. Пр.р. | ||
19 | Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Пр.р. | ||
20 | Вязание на спицах. Техника безопасности. Пр.р. | ||
21 | Вязание на спицах. Техника безопасности. Пр.р. | ||
22 | Выбор изделия для вязания. | ||
23 | Вязание на спицах. Техника безопасности. Пр.р. | ||
Раздел 3 Технология ведения дома 4 ч. | |||
24 | Бюджет семьи. | ||
25 | Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. | ||
26 | Анализ потребительских качеств товаров и услуг | ||
27 | Права потребителя и их защита. | ||
Раздел 4 Современное производство и профессиональное образование 4 ч. | |||
28 | Роль профессии в жизни человека | ||
29 | Виды профессий сферы производства и сервиса. | ||
30 | Источники получения информации о профессиях . | ||
31 | Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. | ||
Раздел 5 Творческий проект 4ч. | |||
32 | Техника безопасности. Выполнение творческого проекта. Пр.р. | ||
33 | Техника безопасности. Выполнение творческого проекта. Пр.р. | ||
34 | Техника безопасности. Выполнение творческого проекта. Пр.р. | ||
35 | Техника безопасности. Выполнение творческого проекта. Пр.р. | ||
Итого : 35 часов |
«Рассмотрено» | «СОГЛАСОВАНО» | |
на заседании ШМО | Зам. директора по УВР | |
учителей | ||
___.___._______г. | ||
______________/________________/ | ||
Протокол № ____ от _____________ | ||
Руководитель ШМО | ||
_________/____________________ / |
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе технологического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса технологии.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
профориентационных игр («Цепочка профессий», «Профессия на букву…», «Подарок», «Спящий город», «Угадай профессию», «Человек-профессия», «Самая-самая», «Ловушки-капканчики», «Три судьбы»);
межпредметных интегрированных уроков (кулинария, столярное дело, предпринимательство);
внеклассных интегрированных мероприятий «День матери», «Масленица», «Пасха»;
проектной деятельности по ключевым темам курса.
Для технологии образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.
На ступени основной школы задачиучебных занятий (в схеме - планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическимизнаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, проекта, публичной презентации.
Принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный кейс по технологии (обслуживающий труд)
Учебный кейс по технологии (обслуживающий труд).РАЗДЕЛ:«Кулинария».Тема: «Сервировка стола».Содержание работы: Введение Цели, задачи Текст кейса (описание ситуации и формулиров...
Рабочая программа учебного курса по технологии в 7 неделимых классах
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министе...
Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.
Рабочая программа по технологии для 5-9 классов рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....
Рабочая программа учебного курса по технологии для 5-7 классов
Рабочая программа на основе Федерального государственного образовательного стандата основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Кон...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по технологии (обслуживающий труд)
Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Технологии «Обслуживающий труд» в 5-8 классе является составной частью основной образовательной...
Рабочая программа учебного курса по технологии для 5-х классов
Рабочая программа по технологии для 5-х классов составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр и защиты проектов. Особое внимание уделяется ...