Проектирование как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
статья по технологии на тему

Ермакова Марина Стефановна

Из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочное время"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование  как способ развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

"… нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний … Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами”.

В.В. Путин

Я – сельский учитель. Свою жизнь я  посвятила детям. Живу и работаю в самой отдаленной точке Минераловодского района Ставропольского края  в селе Нижняя Александровка. Наше село расположено в живописной долине среди отрогов Кавказского хребта. Меня, как и моих коллег,  волнуют перемены современного образования.  В нашей  школьной семье дети  самые разные: есть и одаренные личности - наши «звездочки», и  учащиеся детского дома «Колосок» №1, социальные сироты и дети, оказавшиеся в трудном социальном положении. Все они мне дороги,  каждого я люблю по-своему. Для каждого из них я стараюсь создать особую атмосферу на уроке и во внеурочное время, помогаю реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Каждый  ученик для меня - это уникальное явление, которому необходимо обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,  формирование умений самостоятельно приобретать новые знания в соответствии с жизненными потребностями и интересами.

В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулась со следующими проблемами: 

  • у многих учащихся отсутствует  внутренняя мотивация к деятельности, учеба превращаются в пытку;
  • школьники выполняют задания ради оценки, у них нет стремления к самосовершенствованию;
  • учащиеся не могут связать теорию с практикой.

Родители, чтобы заставить своих детей учиться, соблазняют их  денежным вознаграждением за хорошие оценки, угрожают запретами, просят, ругают. Но без внутренней мотивации для выполнения заданий детям не хватает энергии, внутреннего «двигателя». А его родители, к сожалению, не могут «запустить» этот «двигатель».  Как запустить этот механизм в ребенке, который считает, что учиться в школе скучно?

Эти проблемы  успешно решаются мною путём использования развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод творческого проектирования, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности – от идеи до её реализации. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придать ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд разделов:

1. Определение потребности и обоснование идеи проекта.

 С самого начала учащиеся определяю, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено, обосновывают, почему именно оно этому человеку необходимо. Нет смысла создавать то, что никому не нужно. Поэтому в процессе разработки проекта «От идеи до готового изделия» обучающиеся учатся исследовать потребности в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый ими объект. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек находится в самом центре процесса проектирования. Учащиеся  четко формулируют  задачу – согласно которой они будут разрабатывать и изготавливать замысел или изделие. В начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Я предлагаю сформулировать тему проекта и составить перечень критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие. Учащиеся формулируют вопросы:

  • Какие функции должно выполнять изделие?
  • Как изделие должно выглядеть?
  • Какие размеры оно должно иметь?
  • Какие материалы и отделка могут быть использованы?

2. Разработка  первоначальных идей.

Чтобы раскрыть творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:

- прием “Копилка”. Ребята разрабатывают несколько вариантов будущего изделия. Придумывая  идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается составлением эскизов, зарисовок и кратким описанием идей;

- приём “Невозможное возможно”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия. Учащиеся формулируют и творчески решают вопросы:

  • Что можно использовать вместо этого?
  • Что можно добавить?
  • Как можно изменить цвет и форму?
  • Можно ли сделать эту вещь больше, крепче?
  • Для чего еще можно использовать?
  • Как можно изменить схему, или последовательность работы?

- приём “Родник знаний”. Учащимся предлагаю использовать дополнительные источники информации по теме проекта (библиотека, Интернет, беседы с родителями, воспитателями, соседями, жителями села).  Ученик, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

На организационном этапе учащиеся знакомятся с историей традиций, обычаев проведения народных праздников с традиционными блюдами, выбирают блюда, которые должны готовить и собирают о них материал.

3. Проработка вариантов и идей.

Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн–анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее.

4.Реализация проекта.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, могут заменить материалы на более доступные, дешевые.

Некоторые этапы работы над проектом мы с учащимися выполняем при помощи специального приема, разработанного мною, «Ромашка”, когда работая над одной идеей, учащиеся выполняют каждый свой модуль. Например, при работе над коллективным проектом «Масленица» учащиеся индивидуально изготовляют костюмы.

На этом этапе учащиеся выполняют  экономическое  и экологическое обоснования проекта. Рассчитывают стоимость изделия. Учитывают затраты энергии, сравнивая затраты традиционных способов обработки материалов и новых современных с использованием электрооборудования. Обращаю внимание учащихся и на экологические аспекты их трудовой деятельности. С особым удовольствием ребята работают над рекламой проектируемого изделия или услуги, творчески подходят к заданию.

5. Заключительный этап. Испытание и оценка.

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. На этом же этапе учащиеся готовятся к защите творческого проекта. Учащиеся подготавливают презентацию. На защиту приглашаются все желающие: родители, учителя, друзья. Ребята пишут стихи, рисуют рекламные плакаты, одеваются в национальные костюмы, стараются привлечь внимание к своему изделию. Каждый учащийся проводит социологический опрос, задает вопросы,  родителям, учителям, друзьям.

Практика показала, что творческое проектирование вызывает интерес и живую реакцию детей, активизирует познавательную деятельность учеников, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, вырабатывает устойчивый интерес к предмету проектирования и к процессу изучения наук вообще. Совершенно очевидно, что с помощью творческого проектирования можно  решать  одну из основных задач  современной школы, изложенную в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа": «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», то есть перейти от образования «для всех» к образованию «для каждого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе

На протяжении последних лет работаю над темой "исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе". Считаю, что процесс...

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

«Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка»

Поликультурное образование современного  школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский яз...

Работа со страноведческим материалом как один из способов развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Статья обобщения опытом по формированию творческой активности учащихся средствами иностранного языка с целью овладения коммуникативной компетенцией. Решение вопроса обучения практическому владению ино...