Главные вкладки

    Логика и русский язык
    план-конспект урока по технологии по теме

    Храпова Юлия Евгеньевна

    Конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon logika_i_russkiy_yazyk_4_kl.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛОГИКА И РУССКИЙ ЯЗЫК                        4 кл.

    Литература

    1. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников. Ч.1 - М., 1998.
    2. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1973.
    3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1990.
    4. Ивин А.А. Элементарная логика. - М., 1994.
    5. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В.Дубровиной – М., 2003
    6. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. (57 000 слов) - М., 1975.
    7. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – М., 1997.

    Конспекты уроков (выборочно).

    Что такое понятие.

    1. Цель цикла занятий: знакомство с именами предметов (понятиями), с тем, как они связывают язык с реальным миром, как они связаны между собой, и научиться давать им определение, т.е. объяснять их смысл.

    2. Есть ли разница между предметом и словом, которое его обозначает?

    Возьмем для примера предмет и слово «окно». Что такое окно и что такое слово «окно»?

    На доске и в тетрадях рисунок:

     

    = ОКНО?

    Предмет «окно» состоит из деревянных рам и стекол, служит для прохождения света в помещение и для того, чтобы люди видели то, что находится на улице. Слово ОКНО состоит из 4 букв и 4 звуков, 2 слогов, является именем существительным среднего рода, 2 склонения, стоит в единственном числе и именительном падеже.

    Другие примеры детей.

    Вывод: предмет и слово, его обозначающее, – не одно и то же.

    3. Новое. Что такое понятие?

    Сделаем такой эксперимент. Представьте мысленно цветок… Какие цветы вы представили? (Ответы детей). Конечно, они разные даже в том случае, когда название цветка одинаковое. В вашем воображении существуют множество неповторимых деталей, которые зависят от вашего предыдущего опыта, от ваших вкусов и т.д. Какие свойства закодированы в слове «цветок»? Цветы яркие, красивые, это часть растения, предшествующая плоду, и т.д. Что входит в понятие цветы? Это могут быть маленькие или большие цветы, в бутонах и отцветающие, пахнущие и без запаха и т.д.

    Для чего же нужны слова, названия предметов?

    Вывод: слова нужны для того, чтобы люди лучше понимали друг друга. В словах отражен общий смысл, общие свойства предмета. Запись в тетрадях: Слово или понятие – это имя предмета, как данного, единичного предмета, так и целого класса похожих предметов. Их изучает наука логика.

    Пример единичного предмета: А.С.Пушкин - великий русский поэт. Он такой существует в мире один, другого нет. Пример класса похожих предметов: цветы, писатели, крупные животные, степи, математические действия и т.п. Примеры детей.

    Понятия могут выражаться или одним словом (балкон), или словосочетаниями (стихийное бедствие, моя тетрадь, русская народная сказка).

    4. Закрепление. Нахождение понятий в стихотворном отрывке.

    Снежок порхает, кружится,
    На
     улицах бело.
    И превратились
     лужицы 
    В прозрачное стекло. (4 понятия)

    5. Закрепление. Игра «Понятия» с мячом.

    Придумай и назови понятие, выраженное словом или словосочетанием.

    6. Обобщение. О чем мы сегодня узнали?

    7. Задание на дом.

    Придумать задание для товарищей (отрывок из любого стихотворения или предложение в прозе) на подсчет понятий, подсчитать их самому.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

    Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

    Интегрированный урок в 7 классе по информатике и русскому языку по темам: русский язык: «Синквейн о причастии» информатика: «Информационное моделирование. Словесные моде-ли»

    Урок проводят учитель информатики и учитель литературы, 45 минут.Тип урока: повторительно-обобщающийЦель: Русский язык: диагностика усвоения темы «Причастие», орфографический и синтаксический повтор.И...

    Программа и тематическое планирование по русской литературе и русскому языку с использованием национально - регионального компонента

    Программа написана для учителей, работающих в Чувашии в классах с многонациональным составом учащихся. Она включает в себя тематику произведений русской литературы с учётом произведений национальной л...

    Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

    В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

    "Основные функции учебных иллюстраций (на примере учебников С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык для 6 класса» и «Русский язык для 5 класса»)".

    Современный учебник призван системно, доступно излагать основы научных знаний, помогать ученику в усвоении учебного материала, воспитывать у школьника желание учиться и заниматься самообразованием. По...