Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей
статья по технологии по теме

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекатель­ность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.

Психологи выделяют в развитии ребенка несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями — внутренней позицией ребенка, его отношением к окружающему и т.д. Учащиеся младшего школьного возраста (6/7-10 лет) активны и восприимчивы. Большинство пятиклассников испытывают интерес к новым предметам, в частности «Технологии», их легко вовлечь в процесс создания изделия. В подростковом возрасте (11/12-15 лет) часть детей теряет желание учиться, и в 6-8 классах учителю приходится прилагать много усилий, чтобы поддержать интерес к учебе. От учителей часто можно услышать, что нынешние школьники учатся без интереса, в лучшем случае выполняют задания «от и до». Опираясь на собственный  опыт работы, уверенно могу сказать, что дети пассивны на уроках технологии  тогда, когда урок, по их мнению, «неинтересный». Что же они вкладывают в это понятие?

Неинтересный урок технологии, по мнению пяти- и шестиклассников, это такой, когда «нужно долго слушать», «выполнять однообразное задание», «изготавливать ненужную или некрасивую вещь», на котором «нет общения друг с другом».

Почему учащиеся любят уроки кулинарии? Потому, что на них можно узнать много «интересного и полезного», заниматься разнообразной деятельностью («то нарезаешь, то украшаешь, то накрываешь на стол»), выполнять привлекательные задания («учитель не заставляет»), работать в коллективе («нравится работать сообща, в одной команде»), получить быстрый результат («приготовленное блюдо можно съесть и оценить»), сразу же применить полученные знания и умения в жизни («в выходные я приготовила завтрак, и родители меня похвалили»).

Таким образом, пассивность учащихся на уроках зачастую определяется не их инертностью, а низкой личной актуальностью учебных заданий, или непривлекательным внешним видом предлагаемого на уроке объекта труда, или сложной, не соответствующей их учебным возможностям работой. Умение заинтересовать школьников ( по моему мнению) — одно из направлений педагогического поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

Мне кажется что превратить «пассивных» детей в «активных» можно, сформировав мотив к выполнению задания. Известно, что побудительная причина — основа любой деятельности. Нет мотива — нет деятельности — нет результата.

Для создания мотивации необходимо использовать не надуманную, а реальную для ученика актуальность и привлекательность учебных заданий, повышение его личной ответственности (например, за счет включения в состав учебной группы) и даже то, что некоторые учащиеся из гордости не соглашаются с низкой, как они считают, оценкой их труда. При этом главное, на мой взгляд, — увлеченность учащегося собственной деятельностью, то есть процессом изготовления изделия. Ведь результат для пяти- и шестиклассников — абстрактное понятие, а интерес должен появиться уже в начале деятельности.

Важная роль в активизации школьников принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества (Е.С.Полат), позволяющему учащимся помимо изучения программного материала общаться в процессе выполнения задания, приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

Я на своих уроках стараюсь  разработать ряд объектов труда, главной особенностью которых является простота изготовления,   технологичность,   яркое оформление и «интересность» детям. Данные объекты могут быть предложены для изготовления на уроках технологии учащимся 6-8 классов, имеющим низкий уровень мотивации к обучению, а также учащимся коррекционных классов. Более сложные изделия выполняются детьми с высокой мотивацией с использованием  дополнительных часов

В течение учебного года я пытаюсь использовать технологию обучения в малых группах по методике сотрудничества на нескольких уроках при изучении разных тем. Успешно проходят  уроки по теме «Культура дома» , здесь и цветоведение и декорирование. Обязательное условие в конце работы дать анализ выполненному варианту  , без этого работа считается незаконченной.

В молодежной среде вошли в моду оригинальные аксессуары и украшения, в том числе текстильная бижутерия, поэтому на уроках по композиции костюма я стараюсь затрагивать темы интересные молодёжи. Бижутерия помогает создать индивидуальный стиль в одежде, выделиться среди сверстников, сделать свой облик необычным и запоминающимся. Интересно, что традиции текстильных украшений уходят в далекое прошлое, когда девушки плели из цветных ниток головные повязки, ленты, подвески, шнуры, ткали пояса.

На моих уроках учащиеся могут изготовить несложное текстильное колье. Такая работа повысит интерес к предмету, разовьет фантазию, создаст на уроке атмосферу творческого поиска.

Для появления желания творить я всегда стараюсь подготовить почву, то есть готовлю такой объяснительный материал, что он просто не может не заинтересовать.

Одной из основных задач, которую я ставлю перед собой, применяя на уроках обучение в малых группах по технологии сотрудничества, является формирование таких ключевых компетенций школьника как сопряженность личных интересов с потребностями мини-коллектива, способность взять на себя ответственность за решение.

В заключение необходимо отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмоциональному подъему учащихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока. При этом именно мотивация — «учу потому, что мне интересно» — стимулирует учащихся к началу деятельности, увлеченность процессом повторения в команде позволяет усваивать знания более качественно.

Конечно, применение вышеописанной технологии обучения требует от учителя более тщательной подготовки к урокам, но главное детям нравятся такие уроки, они стимулируют к творчеству и познанию нового.

    Педагог-психолог,  учитель технологии : Медведева В.В.                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей и...

Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности

В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей.

Влияние предмета «Технология» на рост мотивации учащихся, развитие креативных способностей....

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга –  формально-логического мышления, овладение способами построения однозначного конт...

Креативные методики в обучении русскому языку. Технологии и задания, направленные на развитие креативных способностей ученика

Предмет (направленность): русский язык и не толькоВозраст детей: любойМесто проведения: класс Вся современная система образования ориентирована в основном на развитие левого полушария головного мозга ...

РИП по теме «Развитие креативных способностей учащихся с использованием арт-технологий»

Отчет о проведении стажерской практики по теме «Развитие креативных способностей учащихся с использованием арт-технологий»...