"Значение трудовой деятельности в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием"
методическая разработка по технологии по теме

Ильина Ирина Геннадьевна

 

         Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам во всех сферах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_dlya_attestatsii.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШИ VIII вида №7

г. Зеленоград

Значение трудовой деятельность в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием.

                                         

Учитель  трудового обучения                      Ильина И. Г.

План:

1. Труд как фактор воспитания и развития личности.

2. Особенности познавательных процессов, действий и поступков детей с проблемами развития.

3. Роль труда в развитии личности умственно-отсталых школьников.

1. Труд является составной частью воспитания. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Развитие мыслительных процессов на уроках труда, объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием и планом, а не только выполняют требования и задачи учителя.

Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

Таким образом, трудовое обучение во вспомогательной школе – это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно больше. На уроках труда учитель вспомогательной школы должен обеспечить наилучшие условия для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых школьников, для развития их познавательных возможностей. Для этого необходимо формировать у учащихся первоначальные умственные действия в труде.

1) умение анализировать свойства и качества материалов, изделий, инструментов, продуктов.

2) сравнивать качество изготовленных изделий, приготовленных блюд с образцом и на этой основе делать простые обобщения, выводы.

3)  умение ответить на поставленный вопрос.

4)  уметь рассказать поэтапное выполнение работы в соответствии с планом, рецептом учителя.

5)  руководствоваться инструкцией.

6) самостоятельно определить последовательность производимых операций.

Коррекционная работа включает в себя контроль трудовых действий, операций, пространственной ориентировки, развитие конструктивно - творческой и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательная направленность уроков труда предполагает не только коррекцию недостатков познавательной деятельности умственно отсталого ребенка, но и воспитания социальных качеств личности,

                                                2

 необходимых в трудовой деятельности, а именно: стойкий интерес к труду, отношение к общественной собственности, положительные жизненные эмоции, умение работать в коллективе.  

Кроме того, дети систематически приучаются к точности, аккуратности, понимают культуру труда. Чтобы поднять социальную ценность аномального ребенка, необходимо его научить самостоятельно, работать, активировать его умственные способности. Уже с первых шагов трудового обучения следует проводить работу по развитию навыков самостоятельной работы.

Содержание и объём самостоятельных заданий во вспомогательной школе определяется необходимостью дать умственно отсталым детям подготовку к будущему овладению профессией.

Эта подготовка складывается:

1) выполнения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

2) аккуратного и бережного отношения к оборудованию, материалам, инструментам, продуктам.

3) первоначальных организованных умений в труде (организация рабочего места, поддержание на нем определённого порядка, умение довести работу до конца).

4)  из воспитания привычек и навыков культуры труда.

5) обучение элементарным приемам работы с различными продуктами, приспособлениями, инструментами.

6)  умение пользоваться простейшими измерительными инструментами.

В результате получения первоначально элементарные знания, умения и навыки будут расширяться, упрочиваться, а сами дети становиться все более самостоятельными.

Таким образом, уроки труда охватывают широкий круг знаний, умений и навыков, корректирующих недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, положительно влияют на всестороннее развитие и их подготовку к профессионально трудовому обучению.

Уроки труда нельзя рассматривать как деятельность, направленную на достижение только внешних результатов – учить детей изготовлять отдельные изделия, блюда, вырабатывать определенную сумму знаний, умений и навыков по труду.

Наглядно-практический характер уроков труда во взаимосвязи с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств.

Учитель вспомогательной школы должен продуманно построить систему уроков труда, с тем, чтобы обеспечить наилучшие условия для всестороннего развития ребенка.

Принцип коррекционное воспитывающего обучения выражается в требовании

                                                3

осуществлять обучение и воспитание не только через отбор трудового материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка.

Коррекционно-воспитательный характер обучения предполагает также развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Формирование социальных качеств необходимо для социально-трудовой адаптации.

Правильный подбор объектов работы, их эстетическое оформление, способствует воспитанию у детей, с задержкой развития, культуры труда, побуждают к трудовой деятельности, воспитывают умения отличать по- настоящему то безвкусицы и украшательства.

Трудовое воспитание при обучении учащихся вспомогательной школы осуществляется так же на пришкольном участке. И при выполнении домашних заданий по самообслуживанию в группе продленного дня. При изготовлении изделий ребенок последовательно по намеченному плану решает целую серию трудных для него интересных и посильных задач. Это способствует повышению требования мыслительным способностям ребенка. Он вынужден напряженно думать над тем, что и как нужно делать. При этом от ребенка требуется проявить инициативу, самостоятельность, настойчивость и сообразительность. На уроках труда учащиеся усваивают разнообразные знания об инструментах,  приспособлениях, материалах, электроприборах, продуктах. Таким образом, труд содействует развитию умственных способностей ребёнка. Активизирует его интеллектуальную деятельность – это одна из основных задач преподавателя труда во вспомогательной школе.

В трудовой деятельности ученик имеет дело с различными материалами, требующими значительных усилий при обработке. Работа по дереву, металлу, обработка продуктов, многообразие операций при изготовлении игрушек, поделок, блюд выполняются стоя, требуют участия почти всей скелетной мускулатуры. Длительная системная тренировка содействует ее развитию, повышению общей работоспособности и физической выносливости ребёнка. Руки ребенка в результате упражнений становятся более сильными, послушными и ловкими.

Разностороннее трудовое обучение имеет большое значение для умственного и физического развития учащихся. В процессе трудовой деятельности развиваются и зрительные представления детей. Их зрительная память вырабатывает глазомер, развивает элементарные пространственные объектные представления, столь необходимые для успешного освоения программного материала по другим учебным предметам и для практической подготовки учащихся трудовой деятельности. Системно и рационально тренируя согласованную деятельность анализаторов, труд помогает ребенку, перенесшему мозговые заболевания, восстановить контакт с внешним миром.

Говоря о значении труда для разностороннего развития детей необходимо отметить его роль в формировании их устной речи. На уроках труда у детей

                                                4

возникает потребность выразить свои мысли, догадки, предложения.

Трудовое обучение во вспомогательной школе это не просто один из предметов школьного курса, его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Это накладывает особую ответственность на руководителей школ и учителей труда в организации и осуществлении трудовой подготовки учащихся.

Во вспомогательной школе встречается группа детей с глубокими нарушениями эмоционально волевой сферы, нравственное воспитание которых включает специальные меры коррекции.

Важнейшие результаты трудового воспитания, внутренняя убежденность учащихся в том, что труд основа жизни человеческого общества и обязанность каждого.

Трудовое обучение во вспомогательной школе оказывает большое влияние на физическое развитие учащихся. А эстетическое воспитание в трудовом обучении заключается в формировании у школьников умения воспринимать человеческие взаимоотношения.

Рассматривая задачи воспитания, нужно отметить, что воспитывает не сам труд, но и общественные отношения, в которых осуществляется трудовая деятельность учащихся. В этой связи важная задача – воспитание правильных взаимоотношений между учителями и учениками, между самими учениками. Учебные программы по труду вспомогательной школы предполагают формирование самых необходимых знаний, без которых подготовку по определенной профессии даже при наличии у школьников соответствующих навыков нельзя считать завершенной. В результате системы трудового обучения элементарные знания, умения, навыки будут расширяться, упорядочиваться, а сами дети становиться все более самостоятельными.

Под трудовой деятельностью понимается осмысленная работа человека для достижения сознательно поставленной цели. Она всегда осуществляется по определенному заданию с целью получения продукта для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Труд учащихся, соединяемый с образованием, является не только средством подготовки к практической деятельности, но и средством формирования личности. Он способствует как физическому, так и умственному развитию учащихся. В процессе выполнения трудовых заданий знания школьников конкретизируются и уточняются, формируется умение применять их в практической деятельности. В ходе выполнения деятельности у учащихся развиваются многие нравственные качества: организованность, дисциплинированность, коллективность. Труд воспитывает волю и уверенность в себе, пробуждает инициативу,  стимулирует творчество.

                                                5

Общими задачами трудового обучения являются:

1. Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе).

2. Сообщение элементарных знаний по видам труда.

        а) формирование трудовых навыков.

        б) обучение доступным приёмам труда.

        в) развитие самостоятельности в труде.

3. Формирование организационных умений.

Специальной задачей трудового обучения является коррекция недостатков умственной деятельности учащихся. Коррекционная работа должна выражаться в ряде умений в выполнении трудовых заданий (ориентировка в задании, предварительное планирование хода работы над изделием, блюдом, контролировать свою работу).

На каждом уроке важно подчеркивать общественную значимость труда, его практическую направленность. Это воспитывает известную ответственность за изготовляемое изделие, блюдо. Учитель должен продумывать отбор объектов труда с учетом использования труда и различных побочных материалов. Практическое их применение будет способствовать воспитанию экономного и рационального использования основного материала.

Чтобы воспитывать чувство коллективизма и товарищества, учитель предусматривает практические работы, предполагающие коллективные формы труда, когда качество изделий зависит от слаженности трудовых усилий коллектива, от ответственности каждого его члена. Воспитание взаимопомощи достигается путем совместной работы сильного ученика слабым.

Также надо проводить специальную работу, учитывающие недостатки физического развития умственно отсталых детей и направленную на развитие дифференцированных движений кисти и пальцев рук – моторики. Необходимо умело заменить трудные виды работы более легкими, чередовать труд и отдых, приучать детей к длительной концентрации внимания на одном предмете.

Между общеобразовательными предметами и уроками труда должна быть тесная взаимосвязь, что повышает эффективность воздействие на развитие всей личности учащихся вспомогательной школы. В силу особенностей психофизического развития детей с проблемным развитием любая учебная перегрузка может принести вред, вызвать отрицательное отношение к учению, она противоречит лечебному режиму вспомогательных школ. Так, при слишком высоком темпе школьники торопятся, нервничают, работают кое-как, не выдержав напряжения, выключаются из работы.

Учащиеся вспомогательной школы неодинаково успешно овладевают

                                                6

 рабочими приемами. Если приемы относительно сложны, обучение профессиональным приемам требует от учителя не только отличного владения ими, но и знания психологических особенностей процесса их формирования у учащихся.

В усвоенном учениками приеме труда можно выделить три составляющих компонента: Результат приёма, орудие труда, двигательную программу.

Недостатки мышления учащихся вспомогательных школ, их низкий уровень, умения выделять причину и следствия в практическом действии затрудняют этот процесс. Во многих случаях трудности овладения приемом связаны с недостатками формирования его первого компонента – представления о результате практических действий. Такого же типа ошибки можно видеть, когда учащиеся полностью не осознают требования к результатам выполняемых действий.

Например, выполняя задание провести перпендикулярную разметочную линию к кромке детали по угольнику, школьники не пытаются совместить угольник с кромкой заготовки, а действуют им как линейкой, отмеряя прямой угол на глаз.

        Так же развивающее значение занятий труда тем значительнее, чем больше дети приучаются работать самостоятельно. Самостоятельное выполнение трудового задания всегда стимулирует проявления творческих задатков, потенциальных возможностей ребенка, снимает состояние заторможенности. Обеспечивать самостоятельную трудовую деятельность – это значит научить детей организовывать своё рабочее место, планировать свою работу и самостоятельно выполнять ее, выбирая соответствующие инструменты, приспособления, материалы. Применение специальной системы для выработки у учащихся самостоятельности на уроках труда обеспечивает более высокий уровень подготовки их к дальнейшему трудовому обучению.

Общая задача вспомогательной школы состоит в подготовке учащихся к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях, не относящихся к системе социального обеспечения. На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских.

        Благодаря обучению труду учащиеся приобретают технологические знания, умения и навыки. Они используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим, эстетическим воспитанием школьников. Таким образом, трудовое обучение во вспомогательной школе – это не просто один из предметов из школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Профессионально трудовое обучение во вспомогательной школе строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная

                                                7

цель – подготовить школьников к самостоятельному выполнению не сложных работ квалифицированного труда в условиях современного промышленного производства.

        Коррекционно-воспитательная направленность уроков труда предполагает не только коррекцию недостатков познавательной деятельности умственно-отсталого ребенка и вообще ребенка с проблемным развитием, но и воспитание социальных качеств личности, необходимых в трудовой деятельности, а именно: стойкий интерес к труду, положительные жизненные эмоции, умение работать в коллективе. Содержание и объем самостоятельных знаний трудом во вспомогательной школе определяются необходимостью дать детям с проблемным развитием подготовку к будущему овладению профессией. В результате первоначальные элементарные знания, умения, навыки будут расширяться все более самостоятельно.

        Задача уроков труда предполагает не только коррекцию недостатков познавательной деятельности умственно отсталых детей, формирование умственных действий в труде воспитание положительных качеств личности, но и способствует выработке таких трудовых умений, которые упражняют всю систему анализаторов умственно отсталого ребенка. Кроме того, организованный труд дает возможность развивать двигательные трудовые умения самого разнообразного характера и укрепления сердечнососудистой системы, улучшает постановку правильного дыхания, преодолевает различные нарушения в моторно-двигательной сфере умственно отсталого ребенка.

3. Не всякий человек является личностью. Новорожденный младенец – это уже человек, но отнюдь еще не личность. Нельзя также считать личностью ребенка - олигофрена. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией, либо иным поражением головного мозга, он может перестать быть личностью.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личностью человек становиться (и остаётся) по мере того как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, полноценную личность.

        Человек с психической или умственной задержкой развития является личностью, для которой характерны отклонения, но развивается она по одним законам с нормой. Формирование личности умственно отсталого школьника, так же как и любого иного происходит в онтогенезе и зависит от воспитания и обучения в процессе социализации. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах

                                                8

играет трудовое воспитание умственно отсталых учащихся.

        Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам во всех сферах деятельности.

        Актуальность темы заключается в том, что трудовое обучение умственно отсталых школьников не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влиятельнее на дальнейшую судьбу учащихся неизмеримо больше. Именно в процессе труда у умственно отсталых детей формируются и развиваются положительные качества личности. Одной из особенностей личностной незрелости умственно отсталых является низкий уровень развития положительных качеств. Уроки труда влияют на коррекцию личности умственно отсталых детей и развитие у них таких положительных качеств как ответственность, коллективизм, дисциплинированность. Систематически и целенаправленно используя уроки труда в системе коррекционно-воспитательной работы, мы тем самым повышаем у таких школьников уровень развития положительных качеств личности. Умственно отсталые учащиеся являются личностью со священными и неотъемлемыми правами, свойственными каждому человеку. Для этой личности характерны отклонения, но развивается он по одним законам с нормой. Развитие личности умственно отсталого учащегося в процессе социализации происходит под влиянием воспитания и обучения. Как указывают отечественные и зарубежные специалисты, огромную роль в этих процессах играет трудовое воспитание. Именно труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Поскольку в ходе обучения эти учащиеся овладевают элементарными умениями и навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях. Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают, что уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих умственно отсталым школьникам в трудовой и познавательной деятельности. Именно в процессе труда у умственно отсталых школьников формируются такие личностные качества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, труд оказывает большое влияние так же и на физическое развитие детей. Занятия трудом способствует развитию речевого общения учащихся, приводит к развитию у них восприятий, представлений, мыслительных операций. Таким образом, из сказанного видно, что труд является чрезвычайно важным средством коррекции и развития личности умственно отсталых учащихся.

                                                9

Систематически и целенаправленно используя уроки труда в системе коррекционно-воспитательной работы, мы тем самым, развиваем и повышаем у умственно отсталых учащихся уровень развития положительных качеств личности.

Трудовое обучение умственно отсталых школьников является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы. Занятия трудом направлено на решение общих и специальных задач, на подготовку учащихся к профессионально трудовому обучению.

                                

Список использованной литературы.

1. Бехтерева Н.П.

    «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека».            

2. «Психологические проблемы трудового воспитания школьников».  

     Под редакцией Э.А. Фарапоновой

3. Пинский  Б.И.

    «Психологические особенности деятельности учеников».

4. Власова Т.А.

    «О детях с отклонениями в развитии».

5. Сиротюк А.Л.

    «Коррекция обучения и развития школьников».

6. Битянова М.Р.

    «Социальная психология».

7. «Обучение во вспомогательной школе». Лекции под редакцией Н.П. Долгобородова, В.А. Синяка,  Л.В. Неймана, Ю.В. Меньшова. 1973 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение педагогического рисунка при обучении школьников изобразительному искусству

Педагогический рисунок при обучении изобразительному искусству. Требования к нему и виды педагогического рисунка...

Влияние трудовой деятельности на здоровье школьников

Из опыта работы Еланского филиала ГБОУ СОШ с.Новокуровка Самарской области...

Значение эмоций в процессе обучения школьников английскому языку

С момента рождения ребёнок получает информацию об окружающем через чувства и эмоции, создавая тем самым собственную картину мира. Полученные в детстве качества и навыки, которые объединяются понятием ...

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

АннотацияВ статье рассматриваются ключевые особенности развития зрительной памяти у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, а так же ключевые особенности коррекционной работы по развитию ...

Статья: Дидактическая игра как средство обучения школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда

Поскольку у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья интерес к учебному процессу намного ниже, чем у обучающихся с норматипичным развитием – учителю приходится искать дополнительное ст...

Статья "Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения"

Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения...