Статья: Дидактическая игра как средство обучения школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда
статья (6 класс)

Поскольку у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья интерес к учебному процессу намного ниже, чем у обучающихся с норматипичным развитием – учителю приходится искать дополнительное стимулирование во время проведения уроков. В целом дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей с умственной отсталостью. В данной статье рассказывается о разнообразии дидактических игр, об особенностях использования дидактических игр на уроках ручного труда при обучении школьников с умственной отсталостью. В результате использования дидактических игр на уроках ручного труда повышается успеваемость и заинтересованность обучающихся в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство обучения школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда

Ключевые слова:

Ручной труд, игра, правила, загадка.

Ориентируясь на практику работы в школе для обучающихся с умственной отсталостью, одним из наиболее эффективных способов, пробуждающих колоссальный интерес к учебной деятельности, одновременно с другими методами, является дидактическая игра.

               Дидактическая игра - это способ обучения в игровой форме, созданный учителем с целью обучения учащегося. Наличие чётко установленной цели обучения и надлежащего ей результата - необходимый признак дидактических игр. Мотив игры заключается не в результате, а в её процессе. Для школьников, участвующих в игре, образовательное значение открыто не регламентируется, а наоборот, реализуется при помощи игровых условий, игровых действий и правил игры.

Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. В педагогической практике такие игры используются с древних пор, но родоначальником их считается немецкий педагог 18 века Фридрих Фребель. Игру он рассматривал как педагогическое средство обучения и воспитания дошкольников и младших школьников.

             Еще на заре становления и развития специального обучения и воспитания Эдуард Сеген, Декроли, Мария Монтессорри, Блехер Ф.Н., широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности.

Отечественный психолог А.В. Запорожец, расценивая значимость дидактической игры, утверждал о том, что дидактическая игра должна быть не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовать общему развитию ребенка, служить формированию его способностей.

        Многие педагоги советуют дидактическую игру непосредственно объединять  с практическими упражнениями  и жизненными делами учащихся. Некоторое количество игр необходимо делать самим учащимся при помощи учителя либо воспитателя, и использовать данную игру и во время уроков, и во время перемен, либо дома. Часть дидактических игр нужно переносить с уроков математики на урок ручного труда, в особенности игры на развитие пространственных представлений, на различение величины предметов, на распознавание формы геометрических фигур.

        Дидактические игры в обучении умственно отсталого школьника чаще применяют для закрепления обобщения и повторения пройденного материала, на уроках ручного труда дидактические игры  чаще включаются учителем при подготовке к усвоению нового материала. На уроке дидактические игры сопровождаются беседами,  рассказом, объяснением учителя. Роль и место дидактических игр диктуется темой урока, способностями учащихся. Использование игр позволяет заинтересовать их, спровоцировать  позитивные чувства, это увеличивает результативность преподавания.        

При обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием существенное значение на уроках ручного труда приобретают дидактические игры, имеющие цель развития наблюдательности, коррекции восприятия, способности ориентироваться в пространстве, развитие анализа и сравнения своей деятельности.  

Воспитание качеств, таких как проявление интереса, целенаправленное действие, деятельность по инструкции, настойчивость и достижение цели, необходимые ребенку для обучения, мы можем дать, научив его играть, играя читать, решать, штриховать, рисовать, конструировать. Игры с образовательным уклоном дают возможность постепенного включения учащегося в успешное обучение.

В старших классах педагог старается привлечь  новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов учащихся с помощью разнообразных дидактических игр, поскольку этого нельзя сделать без их участия при обучении ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Изначально ученика заинтересовывает игра, а в последствие  и тот материал, без которого невозможно участие, как в игре, так и в обучении. Изначально упражнения на уроках должны содержать фрагменты знакомых ученику  игр, постепенно их количество должно уменьшаться в силу взросления учащегося, в силу утраты актуальности.

Несомненно, дидактические игры  дают  возможность решать большой спектр педагогических задач в игровой форме при обучении школьников с умственной отсталостью. Незаменимость дидактической игры в процессе обучения учащихся с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда заключается в том, что игры специально создаются с обучающими и коррекционно-развивающими целями, они  способствуют развитию учащихся и более осознанному, практичному и интересному способу овладением знаниями, умениями и навыками.

Опираясь на теорию Вергелес Г.И. и  Денисовой А.А., дидактические игры имеют ряд функций, которые помогают учителю во включении игры в нужный этап урока: обучающая; мотивационная; воспитательная; коррекционная; развивающая; диагностическая; коммуникативная; развлекательная; релаксационная.

На уроках ручного труда учитель вправе реализовать все функции дидактических игр.

        По мнению данных авторов, основой классификации дидактических игр может выступать:

  1. виды деятельности: игры художественные, математические, словестные, музыкальные, трудовые, физические, интеллектуальные и т.п.;
  2. дидактическая цель;
  3. содержание учебного материала;
  4. наличие/отсутствие игрового материала;
  5. степень активности детей: игры-задания, игры-упражнения; автодидактические игры;
  6. направленность педагогического процесса: развитие психических процессов, личностных свойств, творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками и т.п.;
  7. характер игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации;
  8. количество участников.

В зависимости от вида  деятельности, игры, связанные с изобразительной деятельностью и развивающие  качества и свойства личности: зрительную память, глазомер, цветовое ощущение, А.А. Баранов классифицирует как художественно-дидактические игры.

Составные компоненты дидактической игры:

-игровое действие;

-обучающая задача;

-правила игры;

-определенная педагогическая цель, достигаемая игрой.

Не стоит забывать о том, что в проводимой игре целью учителя является дидактическая задача, а для учащихся- процесс игры, игровое действие. Если обучающая цель отсутствует, то игра теряет своё дидактическое направление.

Дидактические игры на уроках ручного труда помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме   уточнять  и закреплять представления о свойствах окружающей действительности (цвет, форму, величину, пространственную ориентировку), развивать умение выделять сходство и различие между предметами; развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику, а также дидактическая игра помогает совершенствовать восприятие, внимание, память.

        Применительно к дидактическим играм, используемым на уроках ручного труда, А.А.  Баранов выделяет игровые элементы:

А) элемент ожидания и неожиданности (появление, исчезновение, поиск и нахождение дидактических материалов);

Б) элемент загадки (интрига для детей, стимулирование их творческой фантазии, мобилизация детского опыта);

В) элемент движения (нанизывание, вынимание, смешивание, перекладывание)

Г) элемент соревнования (основан на принципе интереса к победе, важный стимул развития способностей);

Д) элемент поиска и находки;

Е) слово, лаконическая фраза (учитель должен следить за своей речью, произносить правила и ход игры живо, эмоционально, в определённом темпе).

Естественно, что в одной игре не могут присутствовать одновременно все эти элементы, но один элемент может сочетаться с другим элементом.

        Все дидактические игры базируются на трёх основах:

Первая - методическая основа- подразумевает опору на программу и учебно-

тематическое планирование школьного учебного предмета.

Вторая- психологическая основа- постепенное усложнение умственных задач в дидактических играх.

Третья - общественно-нравственная основа- всестороннее воспитание и развитие детей в коллективной игровой деятельности.

        Игры, используемые учителем на уроках ручного труда не должны быть исключением и в первую очередь должны опираться на программу по ручному труду, постепенно развивая у детей такие психологические качества, как наблюдательность, зрительную память, глазомер, цветовое ощущение и т.п., осуществляя тем самым умственное развитие ребенка.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного периода является игра, а с приходом в школу игра сменяется учебной деятельностью. В первом классе игра имеет первостепенное значение на уроках ручного труда. До конца первого года обучения умственно отсталых школьников желательно, чтобы игра составляла движущие силы детского творчества, чтобы не потерять интерес учащихся к ручному труду. Особенности ручного труда умственно отсталых школьников наблюдаются в отклонениях в области мелкой моторики, зрительно-двигательной координации движений, в области зрительных восприятий. На уроках ручного труда учитель чаще всего уделяет внимание на развитие графомоторных функций умственно отсталых школьников, то есть на развитие технической стороны работы. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей с умственной отсталостью школьного возраста, а также помогают учащимся в живой, непосредственной и интересной форме   уточнять  и закреплять представления о свойствах окружающей действительности, развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику и совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление и речь.

        Список литературы:

  1. Абрамова, М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством.-М.:Akademia, 1999.-192 с.
  2. Баряева, Л.Б. Гаврилушкина, О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2005.-103 с.
  3. Богуславская, З.М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования// Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве/ Под ред. A.B. Запорожца и М.И. Лисиной. М., 1966. –с. 142-201
  4. Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. -176 с.
  5. Мельничук, И.А. Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности упервоклассников. //Начальная школа. 1991. - № 6- с. 8-9.
  6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ Т. С. Комарова, Н. П. Сакура, Н. Б. Халезова и др. ; Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение. 1991.-256 с.
  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ (А.А,Айдарбекова, В.М.  Белов, В.В. Воронкова и др.). М.:Просвещение., 2013
  8. Савченко, А. Я. Дидактика начальной школы: Учебник для студентов педагогических факультетов. - М.:Абрис, 1997. -916 с.
  9. Саккулина, Н.П. Игра и формирование художественного образа // Дошкольное воспитание. - 1964. - № 4. - С.69-71.
  10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение трудовой деятельности в обучении школьников с интеллектуальным недоразвитием"

Труд для умственно отсталых школьников является основным способом адаптации к жизни. Трудовое воспитание создает наиболее благоприятные условия д...

Статья - Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 5-6 классе Автор - Гаврилова Е.А.

                   Анализируя итоги международного исследования PISA, эксперты констатируют, что 71% российских учащихся преодолели по математи...

Статья на тему: Дидактическая игра как средство развития внимания детей с ОВЗ на уроке

Статья описывает работу с детьми с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) с помощью дидактической игры...

Статья «Дидактическая игра как средство коррекции у детей с нарушением умственного развития»

Основной  формой воздействия на ребенка в  специальных учреждениях являются организованные занятия, в которых  ведущая роль принадлежит взрослым. Заня...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...

Статья "Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения"

Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения...