«Дидактическая игра, как средство обучения основам математики»
методическая разработка

во

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра, как средство обучения основам математики.

     В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

     Дидактические игры очень важны для умственного воспитания дошкольника. Во время игры у дошкольника вырабатываются качества необходимые для успешного умственного развития, воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дидактических игр.

     Если в обучении детей основам математики использовать дидактическую игру, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовит ребенка к последующему обучению в школе. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Дошкольники охотно участвуют в играх, ждут их, радуются им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и т.д. Развивается и совершенствуется его восприятие, любознательность. Из всего этого следует, что роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. В книги Лыковой «Дидактические игры и занятия»  написано о своеобразии дидактических игр, об их структуре, классификации. Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для детей младшего дошкольного возраста. В дидактической игре содержатся все части, характерные для игровой деятельности детей: игровая задача, обучающая задача, содержание, правила игры, игровые действия, оценка или результат. Основная цель – решение конкретных обучающих задач, направленных на развитие познавательной деятельности детей. Значение дидактической игры состоит в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей. Игровая задача заложена в самом названии игры «Я начну а ты продолжи» (Счет), «Что бывает такой формы», «Что бывает такого цвета», «Волшебный мешочек» и т д  Чем игровые действия разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Дидактические игры делятся по характеру: на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

     Играя с детьми в дидактические игры для обучения их основам математики я применяла такие виды  работы, как совместная игра-забава, выполнение  задания по образцу, выполнение задания по слову взрослого, использовала такие приемы, как показ действий с предметами, обучение целесообразными действиям с данными предметами, прямой показ , показ с объяснением, словесное указание и конечно практические действия; наложения, приложения, ощупывания, группировки на два признака: величину – форму.

     Знакомство детей с математическими понятиями происходит в обычной реальной жизни на обычных предметах, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Математическое содержание включали в виды деятельности детей: в игру, в рисование, в лепку, в труд, прогулку, приготовления к обеду и т д. Задания, данные детям в занимательной форме дидактических игр, усвоились быстрее, прочнее и легче. Источником познания детей является чувственный опыт. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал – дидактические игры с математическим содержанием. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного возраста.

     В работе могут быть использованы следующие виды деятельности с детьми:

  • Социально-организованная: индивидуальная работа.
  • Совместная: игровая деятельность с детьми, экспериментальная деятельность с детьми.
  • Самостоятельная: деятельность детей в свободное время по интересам в уголках.

    Играя с детьми возможно:

  • учить их сравнивать материал по форме, величине, цвету, называть его составляющие.
  • закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, различать и называть цвета и форму, заменять название формы названиями соответствующих предметов: круг, квадрат и т. д , различать и называть величину.
  • развивать:
  •  интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности
  • образное и логическое мышление, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять
  • способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.
  • Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство познавательного интереса учащихся на уроке математики

Формирование и развитие познавательных интересов- часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой  личности....

Дидактические игры как средство активизации обучения математики

Описание различных типов дидактических игр....

Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...

Дидактические игры как средство активизации обучения математике.

Материал можно использовать как методические рекомендации для проведения уроков математики....

Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

Статья: Дидактическая игра как средство обучения школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках ручного труда

Поскольку у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья интерес к учебному процессу намного ниже, чем у обучающихся с норматипичным развитием – учителю приходится искать дополнительное ст...