Изготовление плоских изделий из лозы на примере круглого донышка
методическая разработка по технологии на тему

Методическая разработка предназначена как для детей  с 7-12 лет, так и для желающих более старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_izgotovlenie_ploskikh_izdeliy_iz_lozy.doc756.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр детского (юношеского) технического творчества

Кировского района  Санкт-Петербурга

                                                                         

Методическая разработка:

«Изготовление плоских изделий из лозы»

(на примере плетения круглого донышка).

Автор: Барсукова Л.П.

педагог дополнительного образования

 ГБОУ ДОД ЦДЮТТ

Кировского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2014 – 2015 уч.год

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, ведущих занятия по лозоплетению, а так же для всех желающих самостоятельно овладеть этим ремеслом. В работе рассматривается поэтапное изготовление  плоских изделий, на примере круглого донышка, которое является основой для изготовления многих видов корзин.  

Содержание.

  1. Из истории лозоплетения. Показ презентации.
  2. Элементы «полезности»  работы с лозой.
  3. Цели и ход занятия.
  4. Заключительная часть.

Из истории лозоплетения.

          Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастеров передавались от отца к сыну. Это и керамика, и резьба по дереву, и аппликации из меха, войлока или тканей различных фактур и расцветок, и инкрустация из соломки, и вышивка, и чеканка по металлу. Но раньше всего возникло плетение из берёсты, щепы и лозы.

        Плетение - это одно из старинных ремёсел. Одним из видов народного ремесла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей. Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков. Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ. Самые первые плетеные изделия были найдены археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Из лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты. В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

В настоящее время плетением из лозы занимаются как отдельные мастера на дому, так и целые предприятия. Изделия из лозы очень прочные и при этом лёгкие и удобные. Они могут быть и ажурными, как кружева. Лучшие работы украшают различные выставки и музеи. Разнообразие плетёных изделий удивительно: колыбели, корзины, украшения, тара и мебель. Плетёные изделия широко применяют в быту и для декорации приусадебных участков и клумб.

Элементы «полезности»  работы с лозой.

         Но не только практическую и эстетическую пользу приносят изделия из лозы. Хочется отметить оздоровительный характер данной работы.  

Во-первых, «материал», используемый для работы, полезный с экологической позиции. Работа с ним сводит до минимума аллергические проявления.  

Во-вторых, для плетения не так важна сила рук, важно правильно усвоить технику плетения.  В  процессе работы происходит массаж рук, что благотворно сказывается на нервной системе, а соответственно производит успокаивающее действие.

Занятие плетением хорошо развивает мелкую моторику, усидчивость, внимание.

И, в-третьих, лозоплетение не требует хорошего зрения. Очень часто плетением из ивового прута занимаются совершенно слепые люди, создающие прекрасные изделия из лозы.

Плетением из лозы может заниматься как молодежь, так и люди преклонного возраста.

Цели и ход занятия.

Цель занятия:

 изготовление круглого донышка, как основы для корзин.

Задачи занятия

Обучающие:

Познакомить со свойствами лозы, как материала для плетения разных изделий;

Научить приемам плетения круглого донышка;

Обучить правилам безопасности работы с колюще-режущими инструментами (шилом, ножом, секатором);

Сформировать практические навыки плетения из лозы

Развивающие:

Развивать внимательность, аккуратность;

Формировать эстетический вкус;

Развивать пространственное и объемное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к обычаям, традициям и истории русского народного творчества;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Оборудование: стол, шило, секатор, нож, линейка.

Материал: прутья лозы.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Показ призентации.

2. Из истории лозоплетения. Показ презентации.

3 Инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами.

4. Изготовление изделия.  Показ  презентации.

Технологическая последовательность.

Учебный элемент -  1

(Изготовление крестовины)

 1. Приготовить 6 прутиков замоченной лозы диаметром 5 мм.

2. Отрезать от прутиков 6 одинаковых палочек длиной 5 см секатором. Из них будет сделан каркас в виде крестовины.

3. 3 палочки срезать под углом 45 градусов секатором или ножом, а остальные 3 палочки оставить под прямым углом.

4. Среднюю часть 3 палочек под прямым углом расщепить насквозь шилом.

5. 3 палочки, заостренными под углом  45 градусов, концами поочередно вставить в среднюю часть других 3-х палочек под прямым углом.

1. Приготовить 6 прутиков замоченной лозы диаметром 5 мм.

  • 7. Проверить качество палочек, нет ли  трещин.

Можно использовать этот метод для изготовления крестовин 4х4, 5х5, 6х6 палочек.

Учебный элемент -  2

(Оплетка перекрестья.)

Вторая технологическая операция оплетка прекрестия палочек двумя тонкими, по возможности длинными прутиками, равной длины и толщины.

Технологическая

 последовательность

  1. Тонкие вершинные концы проденьте в расщеп.

  1. Одним прутом, охватывайте три палочки сверху, другим прутиком снизу.

  1. Нижний прут в углу перекрестия переведите наверх следующих трех палочек, а верхним обойдите  снизу и снова в следующем углу перекрутите, поменяйте местами. Этими  прутья оплетаются все 4 луча крестовины двумя рядами веревочки. При каждом огибании лучей крестовины веревочку хорошо затягивают, чтобы в дальнейшем при разведении в стороны основ они не разъехались.

После образования «рамочки» из двух рядов веревочки этой же парой прутьев оплетают каждую палочку, для этого их поочередно отгибают на одинаковые расстояния.

Дальше донышко плетется «простым» способом.

Учебный элемент - 3

(оплётка верёвочкой)

1.После образования «рамочки» которую скрепила перекрестье,этой же парой прутьев оплетают каждую палочку простым способом, т. е. «веревочкой» из двух прутьев.

Концы отрезков крестовины отгибаются влево и вправо от центрального креста и начинается оплетка веревочкой из двух прутьев.

2.При этом надо следить за тем, чтобы концы отрезков крестовины донышка находились на равном расстоянии друг от друга. А центральные палочки каждой тройки должны быть прямыми.

Плетение производится на всю длину прутьев.

Когда прутики заканчиваются, то происходит «наставка» новых прутиков и плетение продолжается. Так плетется до тех пор, пока донышко не приобретет нужного размера. После окончания плетения донышка, выступающие концы отрезков и прутьев отрезают.

Заключительная часть.

         Научиться плести из бересты или лозы может каждый. Обработанная веками техника плетения позволяет создавать практически любую вещь.

Технику плетения из лозы можно объединять также и с другими оригинальными приемами декоративно-прикладного искусства. Сочетая плетение из лозы с резьбой, росписью, флористикой, икебаной, можно создавать настоящие полезные в быту шедевры.

                                                                   

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по изготовлению плоской фигурки в технике модульного оригами "Рыбка скалярия"

Презентация, которая может быть использована как подробная технологическая карта для изготовления плоской фигуры в технике модульного оригами...

Последовательность и технология изготовления керамических изделий способом отминки. Мастер-класс Объект работы "Ёжик" Отминка изделий в гипсовой форме

отминка изделий в гипсовой форме. керамика , обжиг в муфельной печи. декоративное оформление изделия...

Презентация по дисциплине "Техника изготовления художественных изделий из лозы".

Презентация по дисциплине "Техника изготовления художественных изделий из лозы". Тема урока "Плетение круглого донышка". С помощью этой презентации учащимся легче понять, как изготовить донышко плетен...

мастер-класс "Изготовление плоского воздушного змея"

Мастер-класс поможет изготовить без особых затрат простую модель плоского воздушного змея. Имеется пошаговая  инструкция изготовления изделия с фотографиями и рисунками. Вы узнаете историю появле...

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

Презентация к уроку «Отливка плоских изделий из гипса»

Презентация к уроку «Отливка плоских изделий из гипса» по предмету "Технология (малярное дело)"...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...